Профессии на телевидении: какую выбрать

Профессии, связанные с телевидением, сегодня пользуются популярностью. Многим хотелось бы появляться на экранах у миллионов зрителей. Но далеко не каждая должность на ТВ предполагает публичность и узнаваемость.

Средняя заработная плата: 35000 рублей в месяц
Монтажер за работой

Рейтинг профессии

Востребованность
70%
Оплачиваемость
67%
Конкуренция
62%
Входной барьер
72%
Перспективы
78%
Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни примерял на себя образ диктора новостей, ведущего шоу-программы или тележурналиста. Да, желающих стать частью медиабизнеса много, а вот принимают в него не всех. Чтобы попасть в ТВ-команду, одного трудолюбия и знания теории, полученных в вузе, недостаточно, нужны еще особые личностные качества. Но если есть мечта, то надо стремиться к ее реализации, а для начала стоит изучить список профессий на телевидении.

Основные профессии

Оператор за работой

Профессии, связанные с телевидением, разнообразны, как и ТВ-эфир. В зависимости от полученного образования и уровня квалификации можно устроиться на работу ведущим передачи или диктором, корреспондентом или автором документальных фильмов, литературным или выпускающим редактором, специалистом по рекламе или PR-менеджером и так далее.

В любом случае сотрудник телевизионной компании – этот высокомобильный и любознательный человек. Он все время держит руку на пульсе событий. Чтобы построить успешную карьеру в сфере телевещания, нужно обладать уверенностью в себе и готовностью к авралам и строгим дедлайнам, независимо от того, какая профессия выбрана для работы на ТВ.

Тележурналист

Профессия тележурналиста сегодня так же популярна, как и ремесло киноактера или эстрадного исполнителя. Может показаться, что ТВ-публицисты – богемные небожители и всегда пребывают в эпицентре самых важных и интересных событий. Но зрители видят на экране только красивую парадную картинку, даже не подозревая, что за ней кроется тяжелая работа целого коллектива, который остается за кадром. Иногда такой труд превращается в рутину. Поэтому чтобы получать от него удовольствие, нужно действительно любить это дело.

Основные требования к тележурналисту: приятный голос, грамотное произношение и хорошая внешность. Но это далеко не все. Представитель этой профессии должен обладать:

  • знанием жизни и людей;
  • находчивостью и умом;
  • чувством юмора;
  • терпением;
  • развитым воображением;
  • энтузиазмом;
  • скромностью (не застенчивостью);
  • способностью к командной работе.

Большинство из всего перечисленного – это суть личности. Другими словами, эти качества или есть, или попросту отсутствуют, и приобрести их невозможно. Но даже то, что дала природа, придется развивать в процессе работы. Если, конечно, вы хотите достичь успеха и продвинуться по карьерной лестнице. И последнее в списке, но не по значимости – хорошее высшее образование, неважно, какого профиля. Оно нужно не для галочки, а потому, что расширяет эрудицию и формирует особое отношение к восприятию действительности.

Телеведущий

Представитель этой профессии – лицо любой телепрограммы. Именно от его таланта во многом зависит рейтинг передачи. Наверняка у каждого из вас есть любимая программа. Так вот, в значительной степени ваш выбор, даже если вы не отдаете себе в этом отчета, определен мастерством телеведущего. В странах Запада его обычно называют модератором. Он направляет дискуссию в нужное русло и сам непосредственно участвует в ней.

В последние несколько лет на эту должность (скорее, даже роль) часто приглашают звезд кино и эстрады, чтобы привлечь внимание зрителей и повысить рейтинг. Такой трюк работает далеко не во всех случаях. Поэтому отличные профессионалы всегда будут востребованы. Отдельную категорию составляют политические ток-шоу. Для их ведения приглашают исключительно опытных журналистов.

Редактор телепрограмм

Редактор готовит телепрограмму к выходу в эфир. Как это происходит? Прежде всего, ему надо выбрать тему передачи и найти героя (одного или нескольких). Кроме того, он активно участвует в процессе разработки сценария. Чтобы выполнять все свои обязанности качественно, редактор телепрограммы должен быть хорошо осведомлен о злободневных проблемах общества – это поможет безошибочно определять актуальность той или иной темы. Конечный продукт его труда – готовое к выходу в эфир шоу. В некоторых случаях он вместе с режиссером организовывает и проводит съемки, помогает делать монтаж и озвучивание. Высококвалифицированного редактора всегда готовы принять на любой телеканал.

Музыкальный редактор

Одна из важных и достаточно сложных профессий на телевидении. Ее представитель обязан не только обладать отличными знаниями музыкальной культуры в целом, ему надо хорошо разбираться в основах монтажа, режиссуры звука и видеоряда. Работать музыкальным редактором невозможно без глубокого понимания, каким образом создаются заданные настроение и атмосфера, и знания того, как гармонично объединять музыку с изображением.

Режиссер телепрограмм

Режисер новостных программ

Эту профессию относят к категории наиболее сложных на телевидении. От специальности кинорежиссера ее отличает многогранность и больший комплект обязанностей. Они заключаются в проведении постановочных работ как с приглашенными профессиональными актерами, так и с «простыми» людьми, в организации прямых трансляций и их записи, в озвучивании и монтаже передачи.

Звукорежиссер

Зона его ответственности – звуковая стилистика аудиовизуального продукта. Представитель этой профессии обязан микшировать музыку и интершумы, уметь гармонично сводить звук. Кандидат, претендующий на должность звукорежиссера, должен в совершенстве знать самые современные компьютерные технологии записи и обработки звука.

Продюсер (исполнительный и линейный)

Основная обязанность тех, кто занимает эти должности, заключается в обеспечении создания и выпуска телепередач и сериалов. Такая работа связана с координацией действий административного персонала, четким и справедливым распределением финансовых средств (начиная от выплаты зарплаты членам съемочной группы до формирования сметы на покупку и производство декораций), написанием сценариев и организацией питания на площадке. От того, насколько эффективными окажутся линейный и исполнительный продюсеры, зависит слаженность и качество работы всех отделов телепроизводства.

Телевизионный оператор

Должен обладать редко встречающимся сочетанием хорошо развитых творческих способностей с отличными техническими навыками. Телеоператору надо разбираться в законах художественной композиции, выстраивания света и цвета. Естественно, он должен уметь работать с самой современной оптической и цифровой аппаратурой.

Монтажер

Правильно эта профессия называется «режиссер монтажа на телевидении», просто чаще употребляют краткую форму. Для успешной работы такому специалисту необходимы знания компьютерной техники и новейшего программного обеспечения, и в не меньшей степени – истории кинематографа и телевещания, теории монтажа и режиссуры. Все это преподают в высших учебных заведениях. Кроме того, надо хорошо ориентироваться в разнообразных монтажных решениях, иметь развитое чувство ритма и темпа. Выпуск информационной телепередачи предполагает каждодневную работу сразу с несколькими источниками изображения непосредственно в прямом эфире. Такой сложный и ответственный труд требует от монтажера профессионализма высокого уровня и самоотдачи.

Художник-гример

Несет ответственность за эстетичный внешний вид всех, кто попадает в кадр. Конечно, он не отправляет гостей передачи в тренажерный зал или солярий. Сфера его ответственности – лица участников передачи. В вестибюле одной из известных американских телекомпаний вывешен слоган «У нас гримируется даже президент». Что это означает? В самом начале эпохи развития телевидения гости, приглашенные в студию, упорно не желали гримироваться. Для профессионального актера нанесение на лицо декоративной косметики – вполне заурядная процедура, остальные считали это неуместным и излишним. Особенно мужчины. Сегодня гостей в студии никто не спрашивает, хотят ли они гримироваться. Всех, кто должен находиться в кадре, художник-гример «подкрашивает» в обязательном порядке.

Обучение

Сегодня получить любую профессию, связанную с телевидением, можно во многих высших учебных заведениях страны, необязательно творческих. Приведем несколько примеров:

  1. МГУ им. Ломоносова. Факультет журналистики. Высшая школа телевидения.
  2. Санкт-Петербургский институт кино и телевидения. Факультеты: экранных искусств; мультимедийных технологий и фотографии; управления и медиакоммуникаций.
  3. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Факультет культуры.
  4. Нижегородский университет им. Лобачевского. Институт филологии и журналистики.
  5. Белгородский госуниверситет. Факультет журналистики.
  6. Новосибирский госуниверситет. Гуманитарный институт.
  7. Российский гуманитарный университет. Институт массмедиа.
  8. Саратовский технический университет имени Гагарина. Институт прикладных информационных технологий и коммуникаций.
  9. Казанский (Приволжский) федеральный университет. Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций.

Для поступления в какой-либо из перечисленных или другой вуз для получения специальности, связанной с работой на телевидении, абитуриенту нужно будет сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. В некоторых учебных заведениях могут потребовать результаты экзаменов по обществознанию и иностранному языку.

Заработная плата и карьера

Многие считают, что «люди с экрана» зарабатывают баснословные деньги и чуть ли не купаются в роскоши. Это распространенное заблуждение. Разумеется, популярный ведущий, чье имя у всех на слуху, широко известный продюсер и главный редактор телеканала действительно получают более чем приличные деньги. Вместе с тем доход среднестатистического сотрудника относительно невысок. Он составляет примерно от 25 до 50 тысяч рублей.

Простейший способ для выпускника вуза попасть на любой телеканал – сначала трудоустроиться на должность администратора, ассистента (помощника) редактора либо режиссера. Сразу выскочить «на экран» будет гораздо труднее, ведь для этого нужен опыт. Чтобы обзавестись им, профессионалы рекомендуют начинать карьеру с районной телестудии.

Востребованность

Сейчас мы наблюдаем, как буквально на наших глазах происходит трансформация модели медиабизнеса. Большую значимость обретает экспертиза контента (содержания). Например, раньше основной акцент делали на доступе к эфирным сетям или (в идеальном варианте) владении ими. Сегодня намного важнее умение производить интересные и качественные передачи и продавать их конечному потребителю – зрителю.

Профессии продюсера, редактора, сценариста, менеджера по продажам и управлению ресурсами вряд ли исчезнут в ближайшем будущем. Могут измениться методы создания контента и даже тематические сегменты, но суть его производства останется той же. Мир «по ту сторону экрана» существенно не поменяется. А это значит, что можно утверждать: практически все профессии, которые сегодня есть на телевидении, будут востребованы. Но учтите, что их представителям придется регулярно повышать свой уровень мастерства и наращивать скорость реакции на запросы аудитории.

Автор: Юлия Заблоцкая

Автор статьи:

Материал обновлен: 09.10.2019 г.

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения