Монтажер

Монтажер – профессия и творческая, и техническая. Благодаря искусству хорошего специалиста на экране актер сухим выйдет из воды и невредимым пройдет сквозь огонь, а младенец заговорит голосом старика.

Средняя заработная плата: 60000 рублей в месяц
Монтажер

Рейтинг профессии

Востребованность
62%
Оплачиваемость
54%
Конкуренция
33%
Входной барьер
42%
Перспективы
63%
Монтажер – человек, который с помощью технических средств соединяет отдельные фрагменты аудио-, кино- и видеозаписей в композиционно единое произведение.

История профессии

МонтажерМонтажер – профессия, возникшая почти одновременно с появлением кинематографа в самом конце XIX века. До изобретения в 1889 году прочной эластичной кинопленки, которую можно было нарезать на фрагменты и затем склеивать согласно замыслу режиссера, авторы первых движущихся картинок занимались главным образом выстраиванием фотокадров, сменяющих друг друга с определенной очередностью. Это еще не было монтажом в современном понимании слова, но идея менять «сюжет» перестановкой ранее отснятого материала, сформировалась уже тогда.

С начала XX века монтаж стал важной художественным элементом создания кинопроизведения.

В работах 1917 года по теории кинематографа компоновка отдельных отснятых «кусков» сравнивается с составлением целого слова или даже фразы из хаотично разбросанных кубиков с алфавитом. При этом речь шла о технологии механического монтажа, при которой пленка сначала физически фрагментируется, а затем склеивается в нужной последовательности.

Вплоть до конца века преимущественно именно так компоновался оригинальный негатив. Технология заключалась в соединении с помощью склеечного пресса на специальном монтажном столе негативов изобразительного материала и фонограммы. В профессиональном киноискусстве в качестве исходного объекта использовались уже отпечатанные позитивы «картинки» и «звука», которые проходили несколько стадий монтажной обработки, прежде чем в виде растиражированных фильмокопий разъехаться по кинотеатрам.

Появление видеомагнитофонов технически усложнило процессы, дало возможность сформировать стандарт поперечно-строчной системы записи, но не решило проблему большого количества склеек, которые делали пленку недолговечной. Принципиально изменило ситуацию создание технологии электронного монтажа, позволяющего перезаписывать исходники на другую ленту без разрезания. От специалиста это требовало еще большего умения обращения со сложной техникой. И хотя на телевидении такой тип «сборки» быстро вытеснил механический, проблема многократного копирования, приводящего к потерям качества при аналоговой записи, была решена только с появлением цифровых видеомагнитофонов и компьютеров.

С XXI века технология нелинейного монтажа с созданием «листа монтажных решений» (в звукозаписи ¬– «плейлиста») и применением специального софта (видеоредакторов) используется повсеместно и на телевидении, и в радиовещании, и в кинематографе.

При этом эволюция ремесла монтажера происходила не только в техническом, но и в идейно-содержательном плане. Еще в первой половине прошлого столетия были созданы уникальные художественные направления со своими специфическими принципами, актуальными и сегодня: так называемый интеллектуальный монтаж Эйзенштейна, «голливудская школа», которая стала доминировать в массовом кинематографе, новая монтажная культура 50–60 годов, противопоставленная голливудской традиции.

Описание профессии

Французское слово montage можно перевести как «соединение», «сборка», что отражает сущность деятельности монтажера, занимающегося составлением отдельных фрагментов аудио-, кино-, видеоматериала в произведение, цельное как с композиционной, так и с художественной стороны. Для компоновки отбираются только те элементы, которые соответствуют общему режиссерскому замыслу и монтируются между собой, после чего в видеоролик можно добавлять аудиоряд (комментарии, музыку), титры, спецэффекты, вставки и т. д. В компьютерном производстве готовый материал затем обрабатывается и сжимается с помощью специального ПО.

Сегодня монтажер работает за монтажным столом только при классическом кинопроизводстве. В большинстве же случаев его рабочее место – это производительный компьютер с панелью управления, упрощающей работу в специализированных программах, и колонками (наушниками). Но поскольку и мощный системный блок, необходимый для обработки «тяжелого» видео, и панель управления стоят довольно дорого, высокотехнологичное оборудование чаще закупается студиями, а специалисты, монтирующие от случая к случаю, чаще вкладываются в «железо» системного блока, обходясь без облегчающих работу дорогих гаджетов.

В зависимости от среды, в которой реализовываются профессиональные навыки, монтажеров можно разделить на 3 категории:

  • Монтажер интернет-контента. Деятельность таких специалистов востребована при создании роликов различных торжеств и церемоний, персональных блогов, заставок, рекламы, товарных видеообзоров продукции интернет-магазинов. Для подобных проектов заказчики ищут исполнителей на биржах фрилансеров.
  • Монтажер телевизионных и радио трансляций (линейная сборка). Компоновка материалов осуществляется в режиме реального времени с разных камер, и специалист в прямом эфире определяет актуальную очередность подачи сигнала в эфир.
  • Монтажер кино- и телефильмов (радиопостановок). Работники киностудии занимаются сборкой художественных и документальных фильмов.

Целый ряд деятелей искусства отводил монтажу ключевую роль среди прочих стадий кинопроизводства. Объясняется это тем, что с помощью разных типов сборки можно в результате получать новые смыслы, которых не было в кадре и которые изначально могли даже не предполагаться. Но поскольку неудачным монтажом можно добиться и обратного эффекта, при котором режиссерский замысел распадается, а зритель (слушатель) оказывается дезориентированным, в ремесле монтажера существуют сформированные принципы и правила, которые усваиваются студентами в учебных заведениях.

На каких специальностях учиться

К специальностям, формирующим у студентов представления о принципах создания аудио-, кино- и видео-продукта (в том числе и с помощью процесса монтажа), относятся «режиссура кино и телевидения» и «телевидение» по направлениям «экранные искусства» и «средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» соответственно. Кроме предоставления результатов ЕГЭ по литературе, русскому языку, истории, при поступлении обычно предлагается пройти творческое и/или профессиональное испытание и иногда собеседование.

Программы по специальности «режиссура монтажа» есть на курсах ВГИКа (Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. Герасимова) и киношкол. На такие платные курсы можно поступить с высшим или средним специальным образованием, пройдя предварительное собеседование с руководителем.

Лучшие образовательные курсы и вузы для обучения

СтудентыПрофессию режиссера монтажа обычно осваивают, проходя курсы при вузах и теле- и киношколах, чаще расположенных в Москве. Стоимость месяца обучения варьируется в пределах 13–25 тысяч рублей.

  • Высшие курсы кино и телевидения ВГИК. Величина оплаты зависит от конкретной программы. Например, за 59 тыс. руб. в течение 5 месяцев можно успеть сформировать профессиональные навыки, занимаясь по программе «Практический монтаж». За 14 месяцев и 186,5 тыс. руб. студенты очного вечернего отделения учатся 3D-стерео-монтажу и работе непосредственно на съемочной площадке.
  • Высшая школа кино и телевидения «Останкино»: за 15 месяцев и 210 тыс. руб. готовит режиссеров видеомонтажа для телевидения.
  • МШНК (Московская школа нового кино): 1 год учебы стоит 300 тыс. руб.
  • МШК (Московская школа кино): обучает режиссеров монтажа за 2 года и 480 тыс. руб.
  • Первая национальная школа телевидения при РГУ им. Косыгина: 162 тыс. руб. за 9 месяцев на вечернем отделении.

Кроме того, осваивать основы профессии можно в рамках классического вузовского обучения.

  • Технологиям создания аудио- и видеоматериалов для мультимедиа учат во Владивостокском ВГУЭСе.
  • Специалистов, умеющих управлять техническими средствами обработки видеоматериалов, – в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения, в Саратовском государственном техническом университете им. Ю. Гагарина.
  • Универсальных телевизионщиков готовят в МГУ им. М. Ломоносова, Казанском федеральном университете, в Самарском университете им. С. Королева и др.

С переходом почти всего монтажного процесса в компьютерный формат многие кандидаты накапливают опыт в самостоятельном домашнем обучении по книгам, урокам на Ютубе, путем практического освоения специального софта.

Обязанности на работе

Профессиональные обязанности монтажера могут различаться в зависимости от того, в каком направлении он работает.

Линейный монтажер, работающий за выпускающим микшерским пультом, в прямом эфире распределяет очередность подачи видеосигнала на экран. Он решает в каком ритме один сюжет сменяет другой, выбирает планы (лица участников программы, спортивного мероприятия, общие виды) и выстраивает их последовательность таким образом, чтобы максимально увлечь зрителя. Поскольку в этой деятельности принимать решения надо сразу и безошибочно, график работы таких специалистов особенно насыщенный.

Режиссер нелинейного монтажа, как правило, работает в тесном сотрудничестве с режиссером-постановщиком, который в художественном кинематографе часто полностью курирует процесс. Считается, что в сборке документальных фильмов и передач у монтажера больше свобод. Но в любом случае, после черновой компоновки начинается совместная доработка, предполагающая исправления.

В процессе работы специалист занимается нарезкой материала, постановкой кадров, добавлением спецэффектов, вставкой вводной и конечной частей, титров, синхронизацией изображения и звука с использованием программ Final Cut, Avid media composer и др. Начинающий специалист, ориентирующийся в своей деятельности на интернет-проекты, часть рабочего времени вынужден уделять поиску заказов и рассылке предложений.

Кому подходит

Профессия подойдет людям усидчивым, способным сохранять высокую концентрацию внимания за рабочим столом долгое время. Также для успешной карьеры будущему монтажеру нужна организованность и склонность к структурированию данных. Специалисту приходится управляться с большим количеством фрагментов, к которым путем умелой организации нужно обеспечивать быстрый доступ. Поскольку часто работа проводится под непосредственным контролем главного режиссера, надо быть готовым к компромиссам – к согласованию своего художественного видения со взглядами руководителя проекта.

Для успешной «продажи» своих талантов на рынке труда необходимо освоить маркетинговые принципы продвижения и, отбросив лишнюю скоромность, не стесняться рассылать письма с предложением услуг работодателям.

Сколько получают

Заработок монтажера очень сильно зависит от его профессиональной репутации, амбиций, работоспособности и бюджета проекта, в котором он участвует.

Востребованные специалисты чаще сами устанавливают «ценник», исходя из объема материала или времени работы. В их прайсах услуги стоят от нескольких сотен долларов в день и дороже. Менее известные режиссеры монтажа, ищущие заказы на биржах фрилансеров, готовы взяться за работу за 15–20 долларов в день. Однако, поскольку заказчики за единицу измерения чаще берут стоимость проекта (или производства одного аудио- видеоэпизода), исполнителю приходится конвертировать эти суммы в формат «человеко-часов», что создает сложности, если по ходу выполнения условия задачи начинают меняться. Окончательная величина оплаты устанавливаются уже после проговаривания нюансов требований.

В вакансиях бирж труда (при устройстве на должность постоянных сотрудников) среднемесячная зарплата монтажера находится на уровне 50–60 тыс. руб. в месяц по России и порядка 70 тыс. руб. – в Москве и других мегаполисах. Сравнительно редко (в 8–10% случаев) в таких вакансиях указываются месячные оклады от 90 тысяч рублей.

Как построить карьеру

Для монтажера, стремящегося построить свою карьеру в кино и на телевидении, важен успешный старт, позволяющий создать репутацию и собрать портфолио. Например, ВГИКовские Высшие курсы кино и телевидения пользуются популярностью еще и потому, что на выпускников сразу обращают внимание практикующие режиссеры.

Однако с прогрессирующим ростом числа видеоблогов и персональных медиаканалов зависимость от занятости в большой кино- и телеиндустрии принципиально снизилась. Для фрилансера карьерным лифтом сегодня может стать участие в создании любого интернет-канала с многочисленными подписчиками. Кроме того, на таких проектах круг функциональных полномочий монтажера часто заметно расширяется. Нередко специалист становится куратором целого направления, отвечая за весь аудио- видеоконтент.

Перспективы профессии

Благодаря доступности инструментария профессия видеомонтажера из некогда редкой превращается в массовую, что резко увеличивает конкуренцию на рынке труда и требует от специалистов постоянного повышения квалификации. Чтобы занять свое место в такой плотной среде, мастерам приходится изобретать индивидуальную стилистику, что создает предпосылки для появления новых художественных направлений в монтаже. Усложнение технологий кино-и телепроизводства тоже заметно расширяет возможности развития профессии.

Автор: Алексей Кузнецов

Автор статьи:

Материал обновлен: 29.06.2019 г.

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения