Выбирать для поступления институты культуры и искусств могут не только те, кто с детства мечтал стать артистом, певцом, танцором балета или художником. Творческие вузы России предлагают больше сотни направлений и профилей обучения: от вокала и реставрации до модного дизайна среды, суперактуальной компьютерной анимации, современной фотографии и косвенно, но все-таки относящегося к культуре и искусству продюсерства.
Список институтов культуры и искусств
Всего в России больше сотни университетов, академий и институтов культуры и искусств. Большинство из них относится к узкопрофильным учебным заведениям, в которых готовят бакалавров, специалистов и магистров в определенных направлениях искусства: живописи, музыке, дизайне, хореографии.
Брендами уже давно стали театральные вузы:
- ГИТИС (Российский институт театрального искусства).
- Высшее театральное училище им. Щепкина (ласково называемое студентами Щепкой).
- Театральный институт им. Бориса Щукина (получивший весьма многозначительное уважительное прозвище Щука).
- Институт им. Немировича-Данченко при МХАТе.
Вряд ли в России найдется человек, который не знает, где лучше всего учат артистов и режиссеров большого экрана. Поступление в легендарный ВГИК, один из старейших в мире университетов кинематографии (год основания – 1919), – мечта тысяч молодых людей, влюбленных в кино.
Все, кто хоть немного небезразличен к изобразительному искусству, если и не прекрасно знают, то хотя бы слышали о знаменитых на весь мир учебных заведениях:
- СПбГАИЖСА им. Репина (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина).
- МГХПА (Московская художественно-промышленная академия им. Строганова).
- МХАГИ (Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова).
- РАЖВиЗ (Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова).
Императорская академия художеств – теперешний Санкт-Петербургский институт им. Репина – основана в 1757 г. при содействии царствовавшей тогда Елизаветы Петровны. По утвержденному через семь лет лично Екатериной II уставу, все будущие живописцы, скульпторы и архитекторы учились 15 лет. Возможно, академия стала первым российским вузом, внедрившим еще в XVIII веке систему бесплатных «зарубежных стажировок»: одаренные выпускники для усовершенствования мастерства командировались в так называемую пенсионерскую поездку во Францию или в Италию.
На слуху даже у тех, кто имеет весьма приблизительное представление о нотной грамоте, и российские музыкальные вузы со славной историей:
- Московская государственная консерватория имени Чайковского.
- Российская академия имени Гнесиных.
- Санкт-Петербургская консерватория имени Римского-Корсакова.
Отдельные программы или целые факультеты творческой направленности есть еще как минимум в 70 вузах, среди которых такие возглавляющие все составляющиеся в стране рейтинги флагманы российского высшего образования, как:
- МГУ:
- открытый в 2001 году факультет искусств;
- две высшие школы со статусами факультетов: первая – телевидения, вторая – культурной политики и управления в гуманитарной сфере, в которой можно получить специальность «продюсерство»);
- программа «История искусств» на истфаке.
- СПбГУ:
- факультет свободных искусств и наук;
- 2 бакалаврские программы в Институте истории: «Музеология и охрана культурного и природного наследия»; «История искусств».
- ВШЭ:
- факультет коммуникаций, дизайна и медиа (четыре творческие программы, среди которых «Современное искусство», «Мода»);
- факультет гуманитарных наук (бакалавриат «История искусств»).
- РУДН:
- бакалаврская программа «Искусства и гуманитарные науки» факультета социальных и гуманитарных наук.
- ИОН РАНХиГС:
- факультет Liberal Arts;
- программа «Менеджмент креативных проектов».
- Военный университет Минобороны РФ:
- специальность «дирижирование оркестром».
- МГПУ с несколько неожиданными для педагогического вуза программами:
- арт-технологии декоративно-прикладного искусства;
- артист кино и драмтеатра;
- дизайн среды;
- театральное искусство.
- НИУ МГСУ:
- бакалаврская программа «Реставрация и реконструкция культурного наследия».
- НИУ ТГУ:
- специальность «музеология».
На хорошем счету в российской образовательной системе, а нередко и в дальнем зарубежье, еще как минимум полтора десятка институтов культуры и искусства:
- Академия Вагановой – одна из старейших школ балета в мире.
- РГУ имени Косыгина.
- Саратовская консерватория им. Собинова.
- Государственный музыкально-педагогический институт им. Ипполитова-Иванова.
- Московский государственный институт культуры.
- Институт современного искусства.
- Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения.
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры (до 2014-го – СПбГУКИ).
- Российский государственный гуманитарный университет.
- Высшая школа народных искусств.
- Белгородский государственный институт искусств и культуры.
- Кемеровский государственный институт культуры.
- Красноярский государственный институт искусств.
- Российская государственная специализированная академия искусств (без преувеличения уникальный вуз – он единственный в мире, где студенты с ограниченными физическими возможностями наравне со всеми получают качественное высшее образование по направлениям культуры и искусства).
- Останкинский институт ТВ и радиовещания.
- Казанский институт культуры (открыт в 1969 г. как филиал Санкт-Петербургского университета культуры (тогда – Ленинградского института им. Крупской); в 1974 г. реорганизован в самостоятельный вуз).
Направления обучения
В академиях, университетах и институтах культуры и искусств можно получить самые разные творческие профессии и специальности: музыковеда, художника, вокалиста, культуролога, реставратора, режиссера-постановщика театрализованных шоу, искусствоведа.
Факультеты и специальности
Вузы, предоставляющие образование в одной области искусства, как правило, ведут обучение по большому количеству профилей. Так, художественные академии по направлению «Дизайн» предлагают специализации от модельера одежды до 3D-визуализатора, дизайнера виртуальных миров и дополненной реальности.
В мире творчества и креатива всё устроено по-особенному, но с учетом ФГОСов, конечно, – иначе учебному заведению не удастся получить ни лицензию на образовательную деятельность, ни тем более государственную аккредитацию программ. Так, например, как и в большинстве творческих вузов, в институте искусств при РГУ имени Косыгина факультетов в привычном понимании нет – есть пять кафедр и 10 мастерских и лабораторий, таких как: моделирования обуви, фотографики, ювелирных изделий, кружевного искусства.
Уровни и форматы обучения
Классическим образовательным уровнем в творческой сфере остается специалитет. По программам бакалавриата в большинстве вузов изучают вокал, хореографию, дирижирование, музыковедение, культурологию и ее различные профили. Конечно же, есть и магистратура (преимущественно на уровне второго высшего образования), аспирантура (нередко дистанционная), ассистентура-стажировка и даже докторантура. Обучение в большинстве вузов очное, но предлагается и заочный или дистанционный формат (чаще всего для аспирантуры).
Условия поступления в университет культуры
Чтобы поступить на специальности, связанные с искусством или культурой, кроме обязательных предметов ЕГЭ надо дополнительно сдать, как правило, литературу или историю, реже обществознание (это нужно уточнять в конкретном учебном заведении) и пройти творческое испытание, характер которого зависит от направления обучения. Абитуриенты театральных институтов могут играть этюды, художественных академий – рисовать эскизы, хореографических училищ – танцевать. Также во многих вузах проводят профессиональное собеседование.
При всей кажущейся недостижимости творческого образования проходные баллы в институты культуры не заоблачные. Конечно, чтобы стать студентом-бюджетником программы «Менеджмент креативных проектов» в РАНХиГС или поступить на «Историю искусств» во ВШЭ, ЕГЭ по каждому предмету надо сдать не меньше чем на 90 баллов. Но в стопроцентно творческих вузах к школьным академическим успехам абитуриентов приемные комиссии более снисходительны. К примеру, проходной порог в ГИТИСе – на уровне 61,5–79, во ВГИКе на кинооператорстве – и вовсе 54. Главное – талант, потенциал и харизма.
К тому же при немалой (от 50 до 395 тысяч рублей) стоимости коммерческого обучения в художественных, хореографических, музыкальных и других творческих вузах довольно внушительные квоты на бесплатный набор студентов.
Перечень институтов культуры и искусства с большим количеством бюджетных мест:
1 | Академия имени Гнесиных | 225 |
2 | Консерватория имени Чайковского | 225 |
3 | РГУ имени Косыгина | 167 |
4 | ВГИК | 128 |
5 | Академия имени Строганова | 125 |
6 | МГПУ | 125 |
7 | ГИТИС | 89 |
8 | Музыкально-педагогический институт им. Ипполитова-Иванова | 60 |
9 | Академия имени Сурикова | 52 |
10 | Институт имени Шнитке | 49 |
11 | Театральный институт имени Щукина | 46 |
12 | Академия Глазунова | 45 |
13 | МГУ 35 (на программе «История искусств») | 35 (на программе «История искусств») |
14 | Московский строительный университет | 30 («Реставрация») |
15 | ВШЭ | 28 («История искусств») |
Где работать после окончания
Согласно мониторингу рынка труда последних пяти лет, наиболее востребованы выпускники вузов кинематографии и живописи, средние позиции достались музыкантам. Многие актеры начинают с должности аниматора со средней зарплатой 40 тыс. рублей. Большим спросом пользуются дизайнеры – в зависимости от профиля размер стартовых гонораров составляет от 20 до 80 тысяч. Представители музыкальных специальностей могут работать концертмейстерами, преподавать в учебных заведениях, выступать на сцене. Средняя зарплата учителя по классу фортепиано в зависимости от региона варьируется от 20 до 50 тысяч. Художники предпочитают фриланс, официальное трудоустройство предполагает доход в 20–60 тыс. руб. Карьера искусствоведа может начинаться с работы в музее каталогизатором объектов, представляющих культурную ценность, и развиваться в самых разных направлениях: от должности автора в арт-журнале до консультанта антикварного магазина или эксперта крупной аукционной компании уровня Christie’s.
Какое бы направление обучения вы ни выбрали в институте культуры и искусства, полученная профессия обязательно будет в жизни источником позитива: что же тогда можно назвать счастьем, если не возможность получать деньги за работу, которая приносит удовольствие и творческое удовлетворение.