Информация о дополнительном образовании

Федеральный закон определяет дополнительное образование (ДО) как учебный процесс, направленный на удовлетворение потребностей человека во всестороннем развитии, духовном, нравственном, интеллектуальном, физическом и профессиональном совершенствовании, а не на повышение образовательного уровня.

Дополнительное образование входит в систему, где непрерывный учебный процесс состоит из следующих уровней:

  • дошкольного;
  • начального;
  • основного;
  • общего среднего;
  • среднего профессионального;
  • высшего.

Портал дополнительного образования призван рассказать о задачах этой формы педагогической деятельности, среди которых:

  1. Раскрытие творческого потенциала учащихся.
  2. Удовлетворение личностных потребностей в развитии по всем направлениям - от спортивного до интеллектуального.
  3. Укрепление физического здоровья.
  4. Выявление и поддержка талантливых детей любого возраста и учеников, проявивших неординарные способности.
  5. Профессиональное обучение.
  6. Создание условий для непрерывного индивидуального развития.
  7. Выбор будущей сферы деятельности или вида творчества.

Реализацию этих функций обеспечивают более 44 тысяч учебных программ дополнительного образования, которые внедряются в структурах общего и профессионального обучения, творческих мастерских, объединениях, студиях, секциях и других организациях.

Направления дополнительного образования:

  • техническое;
  • художественное;
  • краеведческое;
  • спортивное;
  • туристическое;
  • естественно-научное;
  • социальное;
  • физкультурное;
  • педагогическое.

Дополнительное образование формирует устойчивую потребность в приобретении новых знаний, стимулирует внутреннее развитие и творчество, помогает реализовать себя по максимуму. Многие выдающиеся педагоги и теоретики образования понимают ДО как целенаправленный воспитательный и учебный процесс, осуществляемый при помощи специальных дополнительных программ.

Происхождение термина «дополнительное образование» в России связано с принятием в 1992 году закона об образовании. Реализацию программ ДО для детей и взрослых контролирует Минобрнауки РФ. Благодаря плодотворной работе неравнодушных воспитателей и педагогов в стране развивается множество подвидов дополнительного образования. Так, например, в естественно-научном секторе - эколого-биологическое направление, в техническом творчестве - робототехника. Социально-педагогическая ориентация дополнительного образования предусматривает обучение волонтерству, добровольчеству, работе с группами детей, нуждающихся в особом уходе, или с талантливыми и одаренными школьниками.

Исторические вехи дополнительного образования

В России система ДО начала формироваться на заре ХХ столетия, когда появились кружки, клубы, мастерские, летние оздоровительные (сначала только мальчиковые) лагеря-колонии, дневные приюты для детей. Единичные организации открывались по инициативе прогрессивных педагогов.

Культурологическое направление в дополнительном образовании стало первой ласточкой всей внешкольной учительской деятельности. В начале ХХ века в Москве основатели культурно-просветительского общества «Сетлемент», что значит комплекс или поселение, ставили перед собой задачу удовлетворить духовные и социальные потребности детей и молодых людей из малообеспеченных семей.

Октябрьская революция выдвинула лозунг о необходимости перехода от внешкольного воспитания к детскому ДО. Сначала появились станции юных любителей природы - так дополнительное образование в Москве сделало свои первые шаги, а уже через год состоялся съезд по вопросам внешкольного обучения, посвященный проблемам дальнейшего совершенствования ДО. В 30-е годы бурно развивались все формы внеклассных учреждений. К 1940 году в стране насчитывалось уже 1 846 заведений внешкольного воспитания.

После войны восстанавливались не только заводы и фабрики, но и организации дополнительного образования. Массово строились Дворцы пионеров, загородные лагеря труда и отдыха, станции юннатов и техников, спортшколы для детей всех возрастов.

Работа большинства дошкольных учреждений с 50-х до конца 80-х годов базировалась на идеологии страны, поэтому заведения всех видов образования подчинялись четко определенным установкам. Единичные альтернативные движения и структуры быстро подавлялись и закрывались, несмотря на достигнутые ими высокие результаты и приобретенную популярность. В то же время организации дополнительного образования накопили уникальный опыт в сфере воспитания талантливых молодых людей.

Сложная ситуация 90-х годов прошлого века не привела к распаду системы внеклассной работы, а на новом витке развития все учреждения, функционировавшие во внешкольном обучении, получили наименование заведений ДО детей. Произошла не обычная для перестройки смена вывески - изменилось качество, содержание и формы деятельности этих организаций.

Сегодня в инфраструктуру отрасли дополнительного обучения входит около 17 тысяч учреждений, где учатся примерно 10 миллионов детей разного возраста. Преимущественно занятия в дворцах, домах, кружках и секциях бесплатны. Платные услуги предоставляют не более 25% учреждений, но в некоторых областях - информатике, художественном творчестве, спортивных единоборствах - количество кружков на платной основе немого выше. А вот юные туристы, краеведы, экологи и другие обучаются безвозмездно.

Профобразование как отдельный вид ДО

Дополнительное профобразование направлено на повышение квалификации или приобретение новых умений работниками, уже имеющими высшее или среднее образование. Объем предоставляемых знаний зависит от задач учебных программ:

  1. Повышение квалификации - кратковременные циклы, нацеленные на пополнение багажа знаний учащегося в конкретной отрасли. Это могут быть непродолжительные семинары, тренинги, симпозиумы.
  2. Профессиональная переподготовка - средней длительности программы, ориентированные на получение новых глубоких знаний в рамках одной специальности или направления профдеятельности.

    Более подробно обо всем, что касается ДО, вы узнаете на сайте дополнительного образования - портале, специально разработанном для информирования всех заинтересованных в приобретении полезных вспомогательных навыков, знаний и умений, а также для помощи сотрудникам сферы дополнительного обучения.