Рейтинг профессии
Основное отличие дизайна от того, что под ним понимают непрофессионалы, состоит в следующем: дизайн не заканчивается на внешности. Возьмем человека. За его оболочкой скрыт сложный организм со множеством подсистем, который невозможно различить невооруженным взглядом. Так же и с дизайнерским проектом: глядя на него, профан видит лишь облик, картинку, а профессионал – комплексную структуру со множеством внутренних взаимосвязей.
Суть профессии
Дизайнер конструирует. Он создает для заказчика новый мир – удобный и приятный глазу. Он знает, что сконструировано хорошо, а что плохо. Его основная задача – перевоплотиться в клиента и посмотреть на мир его глазами, чтобы создать то, что придется человеку по душе. Все ждут от дизайнера красоты, стиля, легкости, утонченности, понимая под ними лишь радующую глаз картинку. Но это очень узкий взгляд, ведь дизайнер думает еще и о функциональности. Возьмем для примера работу над упаковкой для товара. Это уже не просто эстетический объект, а инструмент. Если он красив, но неудобен, – значит, дизайнер со своей работой не справился. Коробка для хранения товара должна быть не просто красивой и привлекающей внимание, а еще и удобной для рабочих на складе, продавцов в магазине и, естественно, для конечного потребителя. Сама она должна быть легкой, обозначения на ней – легко читаемыми. Получится ли упаковка удобной? Не много ли места она займет в контейнере при перевозке с другого края света? Можно ли сэкономить, уменьшив её размер? Не размокнет ли она под дождем? Каково это – сложить в нее товар, достать, убрать снова? Насколько дорогим, экологичным и технологичным должен быть материал и сколько его понадобится? Привлекателен ли он внешне, приятен ли на ощупь? Может, это будет инновационный полимер или картон без изображения и надписей? Трудно ли изготовить упаковку из такого материала? Сколько времени и денег на это уйдет? Этими и другими вопросами дизайнер обязательно задается. Задачи у специалистов могут быть совершенно разные, но объединяет дизайнеров одно: комплексный подход к работе. Дизайнер отвечает на миллион вопросов, принимает массу решений, предусматривает всё. Думая только о красоте, он не сделает хорошего проекта.
Промышленный и графический дизайн
Индустриальный или промышленный дизайн – одно из самых интересных направлений в профессии. Создать новую вещь – твою собственную – и выпустить ее по всему миру, сделав дешевой, прочной, экономичной, экологичной, красивой и максимально удобной – вот задачи промдизайнера. Он работает над самыми разными продуктами промышленности: автомобилями, пылесосами и даже канцелярским скрепками.
Работа графического дизайнера подчас скучнее, зато разнообразнее. И в ней, в отличие от промдизайна, легче будет проявить себя человеку творчески одаренному: научившись соблюдать несложные технические правила, он получит полную свободу действий. Дизайнер-график создает массу всего: упаковку, печатную и интернет-рекламу, логотипы и фирменные стили, вебсайты, журналы и книги, обложки компакт-дисков, системы навигации (указатели) и инфографику, презентации и рекламные буклеты, газеты, даже интерфейсы компьютерных игр. Чем НЕ занимается дизайнер-график: он не рисует (на это есть иллюстраторы), не пишет слоганы и пресс-релизы (это задача копирайтеров), не занимается бизнес-планами и продажами (работа менеджера), не программирует сайты (вотчина вебмейкеров) и не разрабатывает рекламные концепции. Соответствующие навыки для дизайнера полезны и иногда применимы в работе, но отнюдь не обязательны.
Иногда люди спрашивают, должен ли дизайнер уметь рисовать. Отвечу вопросом на вопрос: а нужно ли врачу знать анатомию? Дизайнер создает видимые образы, и без способности рисовать он не смог бы предложить проект заказчику. Речь не идет о мастерстве живописца: дизайнер – художник лишь отчасти. Художественная школа и, тем более, вуз необязательны, но и без умения создавать композиции на бумаге или планшетном компьютере не обойтись. Практика рисования развивает чувство формы, света, цвета, пропорций и композиции, способствует воспитанию художественного вкуса. Умение рисовать пригодится почти во всех видах дизайна: промышленном и техническом, дизайне одежды, интерьера, иллюстраций, в трехмерной графике и визуализации. Дизайнерский проект – это не рисунок, у художников иные задачи, и учат их по-другому. Но навыки рисования дизайнеру нужны, просто для него рисунок — лишь один из инструментов в числе многих других.
Заказы и зарплаты
Поверхностное отношение к делу и позиция «я сам себе дизайнер», распространенная среди потенциальных заказчиков, делает услуги специалистов менее востребованными и дорогими, чем они могли бы быть. Из соображений экономии компании часто нанимают самоучек-неумех не только без опыта, но и без вкуса. Посмотрите на рекламные вывески, обложки журналов, упаковки, баннеры в интернете – везде вы увидите творения таких «профессионалов». Низкая квалификация в дизайне не редкость. Чтобы стать действительно хорошим специалистом, недостаточно окончить вуз и набраться опыта: нужно постоянно работать над собой, развиваться и, главное, любить дизайн, ведь творческий труд без любви немыслим. А поскольку преданность делу в дизайне – редкость, работа в России оценивается согласно общему уровню профессионализма – невысоко.
Несмотря на то, что псевдоспециалисты довольствуются дешевыми заказами, а клиенты – работой соответствующего качества, есть у нас в стране и расценки европейского уровня, которые могут позволить себе лишь настоящие специалисты в области дизайна. Например, цены на создание одного логотипа в хорошей студии начинаются от 1500 евро. Есть работа проще, есть сложнее. Фирменный стиль для компании средних размеров может стоить как 10, так и 20 тысяч евро, а сайтом за несколько десятков тысяч долларов никого уже не удивишь. Сумма заказа у именитых дизайнеров-фрилансеров может даже превышать эти значения. Однако необходимо отдавать себе отчет, что эти деньги выделяются не на «красивое нечто»: хороший дизайн требует огромного умственного и ручного труда и большого количества времени, причем зачастую от нескольких специалистов сразу. К серьезной работе подключаются профессиональные маркетологи, копирайтеры, фотографы, иллюстраторы, программисты, флэш-аниматоры, технологи, психологи, художники... Дизайнер – это не мастер на все руки. Осваивая профессию, вам рано или поздно придется выбрать узкую специализацию и развиваться именно в заданном направлении.
Профессиональная обстановка неоднозначна. Весьма часто люди в дизайне больше думают о себе, чем о качестве своей работы, – и плодят посредственные поделки, тем самым оставляя Россию на мировых задворках. Но не все так безнадежно. Серьезные бизнесмены-заказчики хорошо понимают важность профессионального решения дизайнерской задачи и знают, что дизайн непосредственно влияет на качество товара, на его востребованность, на экономичность производства и транспортировки, а значит, в конечном счете, и на прибыль компании.
Кому подходит профессия
Дизайнером станет только сильный и целеустремленный человек, пассивного и ведомого просто задавят, поскольку конкуренция очень велика. Не стоит верить в дешевое образование и думать, будто умение рисовать – это всё, что необходимо. В вузе вас ждет масса скучнейших дисциплин. Не стоит также полагать, что вас всему научат: профессионализм дизайнера – это, прежде всего, художественный вкус, опыт, эрудированность, умение оригинально, трезво и быстро мыслить. Ничему из перечисленного научить нельзя – можно лишь научиться. Но вуз предоставит вам вполне плодородную почву для самостоятельного роста.
Где учиться
Дизайнерское образование требует усердия и не терпит лентяев. Не выбирайте эту профессию из-за того, что на желаемую поступить не удалось: быстро устанете. Учат дизайнеров как в колледжах, так и в вузах. Примеры учебных заведений:
- Институт бизнеса и дизайна (Москва);
- Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Москва);
- Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна;
- Нижнетагильский строительный техникум;
- Новочеркасский промышленно-гуманитарный колледж.
Некоторые вузы и ссузы, не только знаменитые, отличаются высоким уровнем дизайнерского образования. Найти такие учебные заведения несложно, причем необязательно даже изучать отзывы и рейтинги. Достаточно прийти на выставки студенческих проектов (они всегда есть в холлах дизайнерских школ) и спросить себя: применимо ли в жизни то, что я вижу? Выставляются традиционно именно те работы, которые отражают специфику учебного заведения и считаются лучшими. Если вы чувствуете, что выставленные объекты применимы в жизни – прекрасно. Но если вы ничего не заметили, кроме красоты и эпатажа, то будьте уверены, что в этом вузе преподают именно красоту и эпатаж, а вовсе не дизайн. Как правило, лучшие учителя – это люди со скромным характером, специалисты узкого профиля, которые не только преподают, но и работают в качестве дизайнеров (я встречал таких всего трижды). Увы, педагоги порой сами недопонимают суть дизайна и в результате учат студентов создавать проекты хоть и симпатичные внешне, но неприспособленные для практического применения, а потому непрофессиональные.
Как проходит обучение
За год до поступления начинаются подготовительные курсы. Даже если вы не умеете рисовать, годичные занятия с педагогом могут вас подковать. Также стоит походить на уроки по композиции, причем именно в то учебное заведение, в которое вы намерены поступать. Вообще, композиция (которая может называться и пропедевтикой, и введением в специальность, и дизайном, и конструированием, и проектированием) – основной предмет. Именно на этих занятиях вы будете получать 60% всей полезной информации – если, конечно, повезет с педагогом.
После подготовительных курсов вам предстоит сдать экзамены. Традиционно это творческий конкурс (средняя оценка от экзаменов по рисунку, живописи и композиции), а также русский и иностранный языки (ЕГЭ). Экзамены по творческим дисциплинам проходят так: ставится несложная художественная задача и дается несколько часов на ее выполнение. Иногда испытание длится 2 дня, но уносить работы домой, естественно, нельзя – на ночь они остаются в опечатанной аудитории.
На первых двух курсах интересные предметы и задания вовлекут вас в специальность, а преподаватели постараются привить вам вкус и помогут избавиться от расхожих стереотипов о дизайнерском деле. Побудить человека мыслить оригинально – довольно сложная задача. Когда вас просят изобразить ненависть или тоску, используя только квадратики из черного картона, которые нельзя рвать или перекрашивать, вы по-настоящему задумываетесь о том, как плоско мыслили до сих пор. На протяжении всего обучения вы будете осваивать компьютерные технологии (причем работать предстоит с отнюдь не заурядными программами), а параллельно изучать рисунок, живопись и, конечно, композицию.
Начиная с третьего курса, вы станете осваивать специальные предметы более обстоятельно. Дело пойдет интереснее и веселее: начнутся конкурсы, выставки, появятся первые возможности для заработка... Не стоит, правда, забывать, что художественные специальности требуют пяти- или шестилетнего образования, и дизайн не исключение. Можно ограничиться и степенью бакалавра, но тогда вы бездарно потратите четыре года вашей жизни: объемную программу уместить в настолько короткий срок просто невозможно.
Так или иначе, на последнем курсе предстоит защищать диплом, то есть большой проект – например, дизайн глянцевого журнала. По общему мнению всех выпускников, уложиться в срок удастся только в том случае, если приступить к работе заранее, с большим запасом времени. Начните работать над заключительным проектом за полтора года – и будете вознаграждены: ваши однокурсники отстанут просто потому, что начали работать лишь в год выпуска. В отличие от вас, они не успеют придать своим проектам финальный блеск.
Если вы успешно защитите диплом, то, вероятно, получите рекомендацию к продолжению образования в этом или других учебных заведениях. Некоторые вузы отправляют на стажировку за рубеж, другие – содействуют в трудоустройстве. Однако помните, что не диплом, а приобретенные знания будут работать на вас, и только сила воли и трудолюбие помогут вам спасти мир красотой.