Профессия телеведущий

Мы включаем телевизор и видим их, их лица и голоса известны миллионам людей, к их мнению прислушиваются, ими восхищаются. Профессия телеведущего с момента своего появления в 1930-х годах остается все такой же притягательной для парней и девушек всего мира.

Средняя заработная плата: 60000 рублей в месяц
Телеведущий

Рейтинг профессии

Востребованность
68%
Оплачиваемость
82%
Конкуренция
75%
Входной барьер
70%
Перспективы
79%

Телеведущий – это сотрудник средств массовой информации, работающий непосредственно в кадре и представляющий разнообразные сведения зрителям. Это очень престижное занятие, ведь лицо такого человека известно миллионам людей по всей стране. Множество парней и девушек во всем мире мечтают о том, чтобы попасть на телевидение и стать узнаваемыми и влиятельными личностями.

История профессии

Профессия телеведущего ведет свое начало с 30-х годов XX века. Именно в это время из диковинки телевизионные передачи стали регулярным средством получения важных сведений, вступив в конкуренцию с печатными СМИ и радио. В СССР первые дикторы появились в 1936 году. К 1950-м в западных странах телевизоры были уже в большинстве семей, и популярность ведущих была сравнима с известностью кинозвезд.

Ведущий на ТВ, независимо от того, какую информацию он предоставлял (международные или внутренние новости, прогноз погоды или спортивные результаты), считался источником, заслуживающим самого высокого доверия. Тогда представителей этой профессии было немного, их в буквальном смысле слова знали в лицо миллионы и доверяли каждому их слову.

Описание профессии

Телеведущий новостей

Ведущий ТВ – это одно из основных амплуа тележурналиста, которое может потребовать сочетания качеств комментатора, интервьюера, репортера, шоумена и обозревателя. Такой человек подает разнообразную информацию, а популярность передачи во многом зависит от его харизмы и профессионального мастерства.

Телевизионный продукт бывает самый разнообразный, поэтому ведущий может работать в разных направлениях:

  • информационные и информационно-аналитические проекты предоставляют свежие новости и их трактовку с разных точек зрения;
  • развлекательные передачи ориентируются на самый широкий круг телезрителей: детей, домохозяек, молодежь, любителей определенных занятий (рыбалки, автомобилей, музыки) и т. д.
  • спортивные трансляции, требующие постоянного профессионального комментария в течение продолжительного времени;
  • авторские программы (в том числе и ток-шоу) – это представление собственного взгляда на вещи со стороны авторитетного человека, относящегося к когорте лидеров общественного мнения.

В зависимости от специфики телеканала и конкретной передачи подбираются и ведущие с набором определенных характеристик. Если это молодежный канал, то и лица на экране должны быть молодыми, чтобы не было разрыва с целевой аудиторией. Если же речь идет о еженедельном итоговом новостном проекте, то здесь очень важна репутация и уровень профессионализма сотрудника.

На каких специальностях лучше учиться

Конечно же, многих интересует вопрос, как стать телеведущим. Самый очевидный путь – это поступать на специальность «журналистика», где можно освоить главные азы этой профессии. В некоторых вузах в рамках этого направления выделяется специализация «тележурналистика». Студенты, поступившие на этот профиль, со второго-третьего курса детально изучают телевизионную «кухню», особенности работы здесь, а также проходят соответствующую практику.

Также есть вариант обучения специальности «PR и связи с общественностью» или по направлениям, имеющим отношение к сцене или кинематографу. Основам работы на камеру обучат, однако все равно придется доучиваться в вузе или на курсах, чтобы получить специфические навыки, необходимые телеведущим.

Лучшие вузы для обучения

Остановимся на нескольких лучших высших учебных заведениях России, где учат на телеведущих. Конечно же, пальма первенства принадлежит столичным вузам:

  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова готовит сотрудников для ТВ с дипломами бакалавра и магистра на факультете журналистики, где есть направление «Медиакоммуникации». Филиалы МГУ есть также и за рубежом: в Армении, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Киргизии. Старшеклассники могут попробовать свои силы в Школе юного журналиста, Медиашколе или пройти подготовительные курсы (очные или дистанционные).
  • Российский государственный гуманитарный университет предлагает обучаться по профилю «Телевизионная журналистика». Помимо сугубо профессиональных дисциплин (телевидение, радиовещание, печатные СМИ), студенты получают знания по психологии, политологии, социологии, праву. Большое значение уделяется толерантности будущего ведущего.
  • Московский государственный институт международных отношений готовит высококлассных специалистов на факультете международной журналистики. Выпускники вуза глубоко владеют вопросами сложнейших мировых геополитических процессов. Практику студенты проходят в крупных российских и иностранных медиахолдингах.
  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения работает на образовательном рынке уже более 100 лет. В вузе можно поступать на специальность «телевизионное производство и вещание», обучение проводится с применением инновационных технологий и самых эффективных наработок отечественного и зарубежного ТВ.
  • Высшая школа кино и телевидения «Останкино» – это хороший вариант приобрести специальность «ведущий телевизионных и радиопрограмм» для людей, уже работающих в смежных сферах. Срок обучения составляет всего 14 месяцев, упор делается только на профессиональный аспект, регулярно проводятся мастер-классы знаменитых работников ТВ и кино (Владимира Познера, Александра Любимова, Ирины Хакамады и др.).

Определяясь, где учиться на телеведущего, не стоит забывать о том, что во многих крупных региональных вузах также есть факультеты журналистики, поэтому тем, кто не имеет возможности покорить столицу, вполне реально начать свой путь к вершине на местах. Эту специальность можно найти как в классических, так и в гуманитарных, и даже технических университетах.

Старшеклассникам, мечтающим о профессии телеведущего, необходимо сосредоточиться на подготовке по гуманитарным предметам. Обычно от будущих журналистов требуют результаты ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию, иностранным языкам. Кроме того, в большинстве вузов потребуется еще пройти собеседование и творческий конкурс (чаще всего написать эссе).

Обязанности на работе

Профессия телеведущего имеет множество различных направлений, поэтому функции сотрудника во многом зависят от формата конкретной передачи, которую он ведет. Но, невзирая на все особенности, работнику приходится выполнять и вполне типичные задачи:

  • подготовка к передаче (изучение текста, сценария, будущего собеседника, тематики, которая будет обсуждаться);
  • участие в репетициях и съемках программы или шоу;
  • работа со съемочной группой (сценаристом, режиссером, оператором);
  • общение с приглашенным гостем, публикой, присутствующей в студии, телезрителями.

Основная задача новостей и авторских программ – это донесение определенной информации до широкой публики, представление собственной уникальной точки зрения. Развлекательные шоу предполагают умение «держать» аудиторию, привлечь и заинтересовать зрителей, чтобы у них не возникало желания нажать кнопку на пульте переключения каналов.

Кому подходит

Профессия телеведущего лучше всего подходит людям открытым, готовым к восприятию любой информации и общению с самыми разными собеседниками. На телевидении работают мужчины и женщины, но конкуренция здесь очень жесткая, и если передача не имеет достаточно высокого, по мнению руководства канала, рейтинга, то ее закроют или сменят ведущего.

К важным профессиональным качествам ведущего телевизионных передач относятся:

  • безукоризненное владение русским языком;
  • четкая дикция;
  • безупречный внешний вид;
  • способность быстро разобраться в тематике будущей программы;
  • умение уверенно держаться в кадре;
  • талант «зацепить» собеседника, вызвать его эмоциональную реакцию на свои вопросы, чтобы передача стала живой и интересной.

Для выполнения своих задач на высоком уровне не обойтись и без соответствующих личных качеств:

  • обаяние и харизматичность;
  • отличное чувство юмора;
  • стрессоустойчивость;
  • отличная память;
  • эрудированность в самых разных сферах знаний и человеческой жизни;
  • способность импровизировать и быстро находить выход в трудных ситуациях.

Телеведущий Дмитрий Губерниев

Препятствием к вхождению в профессию служат непривлекательная внешность или явные физические изъяны, невнятная речь, неумение держаться перед камерой. И наоборот, преимуществами будут курсы ораторского искусства или вокала, актерского мастерства.

Плюсы профессии – это узнаваемость в широких кругах и статусность, возможность знакомиться и общаться с интересными и влиятельными людьми, стать лицом известного бренда одежды или косметики, высокие доходы при достижении определенного уровня. Минусы – необходимость постоянно находиться в «боевой» форме, психологические перегрузки, трудности с приватной жизнью и нередко чересчур навязчивый интерес поклонников.

Сколько получают

О заработках телеведущих говорить непросто, поскольку в открытых источниках не так много информации на эту тему. Зарплаты ведущих очень сильно отличаются в зависимости от статуса телеканала, количества охваченной зрительской аудитории, а также репутации самого ведущего. И хотя средний уровень дохода по стране обозначен на уровне чуть выше 60 тысяч рублей в месяц плюс надбавки и премии, на самом деле разброс в цифрах очень велик.

Небогатые региональные телерадиокомпании зачастую не могут платить своим дикторам больше 30-40 тысяч рублей в месяц, в то время как на федеральных каналах оплата труда стартует с отметки 90-100 тысяч рублей. При простом озвучивании ранее написанного текста зарплата меньше: от 100 до 600 тысяч рублей ежемесячно. Если же в передаче присутствует авторское оригинальное мнение и общение с экспертами, то уровень гонорара возрастает в разы.

Если сотрудник ведет параллельно несколько передач, то он получает оплату за каждую из них. Также влияет на размер дохода и время выхода в эфир. На утренних программах много не заработаешь, а вот наиболее рейтинговые шоу в прайм-тайм привлекают огромное число зрителей, а, следовательно, и рекламодателей. Оплата труда самых востребованных ведущих на российском телевидении может исчисляться миллионами рублей или сотнями тысяч долларов в месяц. В телекомпаниях есть штатные сотрудники, их труд оплачивается в соответствии с Трудовым законодательством России, а также внештатные ведущие, с которыми заключают контракт на определенное количество эфиров и фиксируют сумму вознаграждения.

Как построить карьеру

Сразу стать ведущим телевизионной передачи на популярном телеканале удается единицам. В период испытательного срока и стажировки большинству приходится побегать журналистами, помощниками режиссеров, участвовать в подготовке шоу и выпускных новостей на вторых-третьих ролях. Необходимо проявить талант и недюжинную выдержку, чтобы, работая за копейки, не забыть о своей мечте, трудиться и ждать своего шанса. В основном это касается новостных передач.

Многие популярные ведущие пришли в телевидение совершенно другими путями. Так, в развлекательных шоу засветилось большое количество певцов, актеров, других узнаваемых людей. Вести спортивные передачи после дополнительного обучения часто берут известных в недавнем прошлом атлетов. Для концептуальных авторских передач вообще не требуется диплом телевизионщика, здесь важно уметь заинтересовать зрителя и быть непререкаемым авторитетом в своей области знаний.

Перспективы профессии

На сегодняшний день телевидение занимает огромную нишу в жизни большинства людей на планете в целом и в России в частности. Быть ведущим популярной передачи престижно и финансово выгодно, общение с влиятельными людьми дает необходимые связи в обществе, помогающие решать многие проблемы. Однако это касается в основном не такой уж и большой прослойки профессионалов в столице, попасть в которую чрезвычайно сложно. В регионах ситуация не такая радужная. Кроме того, есть угроза этому благополучию в виде интернета, где люди могут получать нужную для себя информацию без персонализации ее в образе ведущего. Правда, здесь пока речь идет в основном о разного рода новостях, развлекательный же контент пока остается всецело за телевизором.

Автор: Алексей Кузнецов

Автор статьи:

Материал обновлен: 04.10.2019 г.

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения