Откройте для себя тайны профессии галериста, узнайте, как эти художественные кураторы формируют мир искусства и помогают талантам обрести признание.
Рейтинг профессии
Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/who-is-gallerist.html
© edunews.ru
Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/who-is-gallerist.html
© edunews.ru
Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/who-is-gallerist.html
© edunews.ru
Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/who-is-gallerist.html
© edunews.ru
Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/who-is-gallerist.html
© edunews.ru
Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/who-is-gallerist.html
© edunews.ru
Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/who-is-gallerist.html
© edunews.ru
История
Предтечи современных галеристов появились тогда же, когда возник первый музей, то есть еще в 290 году до нашей эры. Назывался он Мусейон, отсюда и слово. В период Античности прообразы галерей располагались в храмах богов, где размещались статуи и картины лучших мастеров Греции. Но галерист в современном понимании – владелец частной коллекции, который демонстрирует ее за деньги, покупает и продает экспонаты. Первым таким коллекционером в истории стал римский император Адриан, размещавший на территории своих владений добытые в войнах трофеи и копии произведений искусства, которых ему заполучить не удалось. Более современный облик галереи обрели спустя много веков во Франции. Монархи XVI-XVII столетий ввели моду на сады скульптур и картины на стенах длинных и широких коридоров. Разумеется, в те эпохи шедеврами могли любоваться лишь избранные дворяне. Сами же короли как раз и выступали в роли галеристов, зная историю каждого экспоната.
Таким образом, профессия уходит корнями именно в западноевропейскую культуру. В допетровской России предметами изобразительного искусства интерьеры не украшали, это просто не было принято. И только при Петре I на территории нашей страны впервые появились картинные галереи – в Большом Петергофском дворце и Монплезире. Правда, по характеру своему они напоминали, скорее, частные голландские коллекции, нежели дворцовые галереи европейских монархов. Тем не менее родоначальником выставочного дела в России стал именно Петр.
В XIX веке огромный вклад в дело знатоков искусства внес основатель знаменитой московской галереи Павел Михайлович Третьяков, который работал не с мастерами живописи, а покупал работы у бедных, безвестных художников. Интересно, что многих из них мы теперь считаем хрестоматийными. Этот важный аспект в работе галериста – делать ставку на будущее имя, предугадывать популярность – сейчас, к сожалению, уже почти забыт.
При социализме коллекционирование в масштабах, привычных, скажем, для XIX века, стало невозможным. Но тайные сторонники собирательства все равно трепетали – пусть и не от акварелей старых мастеров, зато от значков, спичечных коробков, магнитофонных бобин и редких почтовых марок. В разгар перестройки многие художники получали славу на волне гласности и повального снятия запретов, поскольку в течение долгого времени искусство СССР делилось на официальное и подпольное, и вот последнее как раз и стало в то время открываться миру. К середине девяностых новое российское искусство вызвало во всем мире интерес не меньший, чем классическое и традиционное. В саму же Россию, наконец, вернулось понятие частного капитала, и люди вновь стали понимать, что на предметы искусства можно не только любоваться в музеях, но и покупать или выгодно продавать, воспринимая их как объекты для бизнеса. Оказалось, что результаты творческого труда художников интересно собирать в коллекции, которые выгодно демонстрировать, проводить акции с их участием, возить их в другие страны – и вообще вести игру по правилам настоящего дела, а не хобби.
Описание
Галерист – скорее род занятий, чем собственно профессия. По сути, это искусствовед, который решил заняться бизнесом, не расставаясь с любимым делом. В отличие от обычного предпринимателя, ему необходим огромный багаж знаний по истории искусства, технике живописи различных эпох и культуре в целом. Большую часть времени галерист занят описанием и презентацией экспонатов с целью не только показать их, но и зачастую выгодно продать. Он организует выставки, рекламирует их, подбирает экспонаты, ведет переговоры с потенциальными покупателями и продавцами произведений искусства. Галерист – настоящий человек-оркестр, которому не обойтись без знаний в области менеджмента и экономики в сфере культуры. Поскольку для нашей страны эта «профессия» в ее современном виде еще относительно нова, учиться начинающим дельцам от мира прекрасного придется непосредственно на практике. Но чтобы просто приблизиться к ней, он должен разбираться и в теории искусства, и в его современных тенденциях, а еще – уже как предприниматель – уметь держать нос по ветру и отслеживать основные события в культуре: акции, выставки, ярмарки, фестивали и аукционы.
Чтобы объяснить, как работает галерист, приведем цитату из интервью одного из самых известных российских коллекционеров Игоря Маркина. Он рассказывает о своем деле так: «Я постоянно тренирую взгляд. Хожу и смотрю, подобно тому как некоторые люди читают книгу или смотрят кино. <...> Есть несколько принципов. Произведение должно быть мощное, визуально сильное, чистое. Простейший пример – квадрат Малевича. Бьет в одну точку, восхищает, запоминается. Второе: художник, взятый в коллекцию, должен быть уже состоявшимся, признанным в профессиональной среде. Вот тут как раз нужно общение, книги. До масс это доходит гораздо позже. Я не верю в художника, который просто мне понравился, но не признан профессионалами. Есть некий технократизм, принцип, позволяющий создавать хорошую коллекцию, а не вкусовщину. <...> К своей коллекции я отношусь как менеджер – это ценное качество, оно мне не раз помогало. Кстати о рынке: из переполненного рынка бизнеса, крайне конкурентного, 5 лет назад я попал на практически чистое поле арт-рынка. Я был не один, конечно, но я не чувствовал конкурентов никаких, делал, что хотел. Что хотел – покупал, искал. Сейчас ситуация сильно изменилась. Коллекционеры конкурируют за хорошие вещи. Если я сейчас продам свою коллекцию, опять собрать такую же будет невозможно».
Где и на каких специальностях учиться
Где развить художественный вкус до такой степени, чтобы зарабатывать на этом? В России вряд ли найдется учебное заведение, где готовили бы именно галеристов. Но мы помним, что галерист, коллекционер – прежде всего, специалист в области изобразительного искусства, поэтому подойдет одно из следующих направлений:
- история искусств;
- искусствоведение;
- культурология;
- менеджмент в искусстве.
Это могут быть и другие специальности, связанные с искусством, эстетикой и культурой. В качестве дополнительного образования не помешают курсы менеджмента, маркетинга, ораторского мастерства.
Что же касается учебного заведения, то вряд ли стоит выбирать среднее специальное: колледжи культуры в России есть, но истинным знатоком искусства вас там вряд ли сделают, поэтому лучше сразу поступать в вуз. Самый известный из них, хотя и далеко не единственный, – Российская академия живописи, ваяния и зодчества под руководством Ильи Глазунова. Другие варианты:
- Московский государственный университет;
- Московский государственный институт культуры;
- Санкт-Петербургская академия художеств;
- Санкт-Петербургский государственный университет культуры;
- Екатеринбургская академия современного искусства;
- Тюменский государственный университет и пр.
В любом вузе, где готовят теоретиков искусства, студенты изучают эстетику, теорию культуры, историю, литературу, философию, социологию, риторику, прикладную культурологию, религиоведение, символизм в культуре, психологию, методики системного исследования, историю стилей. Научиться понимать, любить и ценить прекрасное можно на факультетах культурологии, истории искусства, музееведения и прочих. Но чтобы стать собственно галеристом, понадобится еще и деловая хватка.
Чем приходится заниматься на работе
Естественно, галерист сам себе хозяин, поэтому никаких должностных обязанностей, как и самой должности, у него нет, но можно говорить о том, чем он как предприниматель занимается:
- Ищет клиентов для демонстрации произведений искусства. Потенциальными продавцами и покупателями могут быть как известные музеи, так и частные коллекционеры.
- Планирует и организует выставки с последующим аукционом или без него: рассчитывает предполагаемые затраты и возможную прибыль, оценивает рентабельность мероприятия.
- Выставляет цены на экспонаты и распределяет сами произведения по зонам в рамках выставок. Составляет продающие описания.
- Подбирает залы или иные помещения, которые можно использовать в качестве выставочных.
- Планирует и руководит рекламной кампанией, чтобы о мероприятии узнало как можно больше потенциальных покупателей, готовых приобрести произведение искусства.
- Продумывает освещение, защищает экспонаты от повреждений.
- Организует работу персонала.
- Проводит фуршеты, которые всегда устраиваются на крупных аукционах и престижных выставках.
- Ведет сами мероприятия, презентует публике произведения искусства, старается заинтересовать потенциальных покупателей.
- Подсчитывает прибыль и анализирует успешность выставки, продумывает возможные улучшения на будущее.
Попутно галерист должен постоянно заниматься саморазвитием. Сфера искусства настолько обширна и богата, что освоить ее всю досконально за человеческую жизнь попросту невозможно.
Кому подходит профессия
Современный галерист – как правило, зрелый человек примерно 30–45 лет, хорошо образованный, говорящий на нескольких иностранных языках и прекрасно разбирающийся одновременно и в искусстве, и в бизнесе. Он понимает и далекий от прагматизма мир художника, и стремления приземленного дельца. Сочетание подобных качеств – редкость, что, в общем, естественно. Поэтому работа галериста – дело для избранных: конкуренция здесь невелика, но крайне жестка, и чтобы выдержать ее, нужно упорно трудиться, иметь прекрасное образование и безупречный художественный вкус. Галерист не профессия, а путь, образ жизни, ее смысл и стиль.