Профессия «клипмейкер»

Делать рекламные ролики и видеоклипы, на первый взгляд, несложно. Некоторые считают, что для этого достаточно разбираться в промоушене и PR-индустрии. Действительно ли это так? Рассмотрим, в чем заключается специфика профессии клипмейкера.

Средняя заработная плата: 1500000 рублей в месяц
Клипмейкер

Рейтинг профессии

Востребованность
79%
Оплачиваемость
95%
Конкуренция
34%
Входной барьер
53%
Перспективы
83%
Профессия «клипмейкер» из сферы шоу-бизнеса. Плоды труда ее представителей мы видим почти ежедневно: в рекламе и клипах артистов. Качественно сделанный рекламный ролик или видеоклип, в создание которого режиссер вложил всю душу, может получить миллионы просмотров и принести ему всемирную известность. Лучших специалистов приглашают для работы со знаменитостями. Рассмотрим, как проходит творческий процесс и что ждет эту профессию в будущем.

Краткая история

Профессия «клипмейкер» существует примерно 60 лет. Ее возникновение было обусловлено стремительным развитием киноиндустрии, телевидения и сферы шоу-бизнеса. Особенно востребованной она стала благодаря рекламным компаниям. Оказалось, что наиболее эффективный способ продвижения продукции – короткие видеоролики. Для их создания требовались специалисты с хорошо отточенными навыками работы с видео и звуком и отличным воображением. В странах Запада первые представители этой профессии появились в 1950-е годы, а в России – только в конце 20 столетия.

Описание профессии

Название этой профессии состоит из двух английских слов: clip (переводится как «стричь, вырезать») и make (обозначает «делать»). Таким образом, несложно догадаться, кто такой клипмейкер. Из самого названия понятно, что он занимается созданием коротких нарезок из фильмов, видео- и звуковых файлов, которые затем комбинируются в оригинальный, интересный видеоролик.

Режиссер видеоклипов не только генерирует идеи, но и формирует целую команду (операторы, стилисты, реквизиторы, гримеры, костюмеры и т. д.), которая будет трудиться над продуктом. Главное отличие от режиссера кинофильма заключается в том, что клипмейкер должен передать «пакет информации» (реклама товара или презентация новой композиции артиста) в течение нескольких минут эфирного времени. При такой ограниченности важно сохранить основной посыл и подать грамотно выстроенный сюжет.

Клипмейкер несет полную ответственность за проект. Получив заказ, он до мелочей продумывает сюжет будущего клипа. Потом на его основе режиссер пишет сценарий и определяет локации для съемки.

Основные минусы профессии – ненормированность рабочего дня и нестабильная зарплата. На график больше всего влияют сроки создания видеоклипа. Иной раз команда во главе с клипмейкером трудится сутки напролет‚ чтобы успеть завершить заказ к оговоренному дню. Кроме того, работа предусматривает частые переезды и смену съемочных площадок. При скудном бюджете условия могут оказаться далекими от комфортных.

Обучение и ЕГЭ

Как стать клипмейкером? Первый шаг – получить образование. Многие представители этой профессии имеют диплом режиссера. Лучше всего выбирать такие направления подготовки: «Режиссура кино и телевидения», «Режиссура телевизионных программ», «Режиссура рекламы и мультимедиа». Они позволят овладеть операторским искусством, режиссерским и сценарным мастерством, научиться цветокоррекции и монтажу.

Хорошую теоретическую базу будущему клипмейкеру дадут в таких высших учебных заведениях:

  • Северо-Кавказский госинститут искусствВсероссийский госинститут кинематографии им. С. Герасимова. Факультеты: режиссерский; анимации и мультимедиа.
  • Санкт-Петербургский госинститут кино и телевидения. Факультет экранных искусств.
  • Институт кино и телевидения (ГИТР). Режиссерский факультет.
  • Северо-Кавказский госинститут искусств. Театральный факультет.
  • Московский госинститут культуры. Факультет медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств.
  • Российский госинститут сценических искусств. Факультет актерского искусства и режиссуры.

Разумеется, этот список не полный. Мы привели лишь несколько вузов в качестве примера. Для поступления в какой-нибудь из перечисленных или в другой (по выбору абитуриента) потребуется сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Также предусмотрен творческий конкурс.

Наверняка каждый новичок стремится стать в будущем широко известным профессионалом. Чтобы осуществить эту мечту, нужно постоянно работать над собой, развиваться и повышать свой уровень. Для этого рекомендуется посещать мастер-классы, записаться на курсы или в специализированную школу. Например, в Москве есть профильные школы с очным 9-месячным обучением, где можно получить профессию клипмейкера:

  • Школа «Клипмейкер».
  • Школа телевидения «Карьера» при Российском госуниверситете им. А. Косыгина.

Спектр обязанностей

На создание одного видеоролика специалист тратит много часов. Обязанности клипмейкера выглядят так:

  1. Формировать концепцию. Это сюжет‚ который ляжет в основу сценария клипа или рекламы.
  2. Проводить подготовку к съемкам (отвечает за выбор локации‚ аренду студии либо съемочной площадки‚ отбирает актеров‚ придумывает декорации).
  3. Координировать работу всех членов творческой команды.
  4. Выполнять монтаж материала, полученного в ходе съемочного процесса, накладывать звуковые дорожки и вводить спецэффекты.
  5. Презентовать готовый видеоролик заказчику.

Знания, умения и личностные качества

Первое, что требуется от клипмейкера, – наличие художественного вкуса и творческого мышления. Высоко ценится умение рождать свежие, оригинальные идеи, четко представлять, как они должны выглядеть на экране, и доходчиво объяснять это остальным членам команды. Неуемная фантазия и способность к импровизации будут преимуществами.

Работа с музыкальными произведениями требует от представителя этой профессии отличного слуха и чувства ритма. Они необходимы для гармоничного сочетания композиции с элементами хореографии и видеорядом. От того, насколько удачным оно будет, зависит успех клипа.

Помимо практических умений и навыков, клипмейкеру нужны теоретические знания:

  • основ маркетинга;
  • технологий и этапов производства рекламных видеороликов и клипов;
  • специфики товара, который рекламируют, или имиджа артиста.

Режиссер видеоклипов – руководящая должность. Следовательно, для работы ему необходимы организаторские способности, коммуникабельность и гибкость. Такому специалисту нужно быть эмоционально устойчивым и терпеливым. Со стрессами ему придется сталкиваться достаточно часто, поэтому крайне важно уметь управлять эмоциями.

Кроме того, представитель этой профессии должен обладать:

  • смелостью, решительностью, ответственностью и настойчивостью (эти качества, дадут возможность достичь успеха, корректно отстаивать свое мнение, приводить аргументы в пользу того или иного творческого решения);
  • хорошей интуицией (она важна, чтобы выбирать самый удачный вариант видеоролика или клипа и создавать сюжеты, которые с большой долей вероятности понравятся зрителям);
  • аналитическим мышлением (позволит просчитать потребительские запросы и создать именно тот образ, который будет максимально им соответствовать);
  • высокой трудоспособностью и физической выносливостью (пригодятся для работы в не очень комфортных условиях с ненормированным графиком);
  • развитой эмоционально-образной и словесно-логической памятью.

Зарплата

У клипмейкера нет ежемесячной зарплаты в оговоренном размере. Его доход – это гонорары за проекты. Их величина зависит от известности специалиста и бюджета, выделенного на работу.

Некоторые режиссеры могут соглашаться снять клип и за 2 тысячи долларов. Знаменитые исполнители готовы отдавать за клип 50–70 тысяч долларов и даже больше. Разумеется, вся сумма не идет лично клипмейкеру. Она делится между всеми участниками творческого коллектива, задействованного в съемках. Часть идет на сопутствующие расходы: аренда помещения, переезды и так далее.

Самый дорогой клип в истории был снят на композицию Scream Майкла и Джанет Джексон. Он обошелся в 7 миллионов долларов. Его создателем был Марк Романек. На втором месте – клип на песню Die Another Day Мадонны. Его стоимость составила 6 миллионов 100 тысяч долларов. Работала над ним шведская клипмейкерская команда Traktor.

Карьерный рост

Новичку придется основательно потрудиться‚ прежде чем он получит необходимый опыт и отточит навыки. Сразу сотрудничество со знаменитостями начинающему режиссеру никто не предложит. Поэтому начинать рекомендуется с малого. Можно, например, делать проекты для небольших телеканалов, операторов кабельного и спутникового телевидения, маленьких студий. Идеальный вариант – устроиться ассистентом или администратором к именитому клипмейкеру. Это позволит более глубоко изучить нюансы профессии и пройти хорошую практическую школу.

Карьерный рост режиссера клипов предсказать трудно. Одни всю жизнь занимаются мелкими, недорогими проектами, а другие (при наличии незаурядного таланта, способностей и полезных связей) достигают вершин в сфере шоу-бизнеса, сотрудничая с мировыми знаменитостями. Кстати, известный кинорежиссер Люк Бессон («5 элемент», «Леон», «Васаби», «Поцелуй дракона») начинал свою карьеру в «большом» кино именно с постановки музыкальных клипов.

Перспективность профессии

Сегодня на пике востребованности формат визуализации. Ирина Миронова, режиссировавшая клипы для «Би-2», Кристины Орбакайте, Тимати и других популярных российских артистов, полагает, что короткие видеоролики скоро станут неотъемлемой частью каждого бизнеса. Будущее – за приемами, которые способны заставить человека за первые 15 секунд «прилипнуть» к экрану как минимум на 3 минуты. Обучившись этому, можно сделать существенный рывок в развитии и продвижении бизнеса.

Российский клипмейкер Илья Найшуллер акцентирует внимание на другой стороне будущего этой профессии. Он отмечает, что стоимость производства клипов снижается. Сейчас крайне редко можно встретить видеоклип с бюджетом в миллион долларов. Причина – рост доступности техники. Поп-музыка будет по-прежнему требовать создания красивой, «сладкой» картинки. А вот тем, кто работает с другими жанрами, придется чем-то удивлять: новыми техническими фишками, оригинальностью сюжета, экспериментами. В перспективе зритель увидит больше разных клипов, снятых для каждой композиции. Работы станут более агрессивными, так как возрастет количество нишевых проектов и режиссеры получат больше свободы.

Клипы никуда не исчезнут, так как это наиболее яркий и надежный способ доносить музыку до зрителя. Соответственно, профессия клипмейкера останется востребованной еще долго.

Юлия Заблоцкая

Автор статьи:

Материал обновлен: 15.07.2019 г.

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения