Сегодня многие специальности получили вторую жизнь в Глобальной сети, но есть и такие профессии, которые появились исключительно потому, что потребовались для создания самого Интернета и дальнейшего развития его функционала.
Рейтинг профессии
Этапы становления интернет-специальностей
Пионерами в деле создания и освоения интернет-профессий считаются представители исследовательской группы Джозефа Ликлайдера, работавшей в начале 60-х годов XX века над детальной разработкой концепции взаимодействия компьютеров в единой сети. Участников этой программы можно назвать первыми архитекторами компьютерных систем в современном понимании этого термина. Пакетная передача через децентрализованную систему данных в инновационном цифровом формате, предложенная Леонардом Клейнроком и Полом Бэраном, стала возможной благодаря практическим наработкам делавшего первые шаги веб-программирования. А проведение сеанса связи между удаленными компьютерными узлами в 1969 году дало старт зарождению среды, для обеспечения функционирования которой за полвека возникли десятки абсолютно новых профессий.
Выделение той или иной деятельности в отдельный вид происходило в разное время – по мере роста трудоемкости процессов и операций, происходивших в рамках узкого направления. Также дифференциации способствовало увеличение требований к квалификации специалистов, занимавшихся поддержкой и развитием работоспособности цифровой среды.
Веб-разработчики стали отдельной «кастой» web-индустрии еще на рубеже 60–70-х (в 1971 году уже был выпущен софт для сетевой отправки имейлов). Разделение специалистов на фронтендеров (Front-end developer), занимающихся программированием интерфейсной части ресурса, и бэкендеров (Back-end developer), отвечающих за разработку серверных технологий, произошло только с лавинообразным ростом числа сайтов уже в 90-х годах.
Специалисты по юзабилити (эргономике сайта) и веб-дизайнеры выработали свой «профстандарт», когда уже ни у кого не вызывал сомнений тот факт, что коммерчески более выгодные сайты от конкурирующих с ними ресурсов отличаются в том числе и особым удобством, за создание которого отвечают отдельные группы разработчиков. А потребность в SEO-специалистах как в особом классе профессионалов возникла с того момента, как поисковые системы начали представлять все найденные ими страницы в виде рейтинговых списков, составленных с использованием постоянно изменяющихся сложных алгоритмов ранжирования. Причем каждый этап и способ продвижения сайта в топ вошел в зону ответственности узкого специалиста.
Еще одной вехой в развитии Всемирной паутины, за которой последовало резкое увеличение числа интернет-специальностей, стало появление в 1995 году и распространение с 2003–2004 гг. социальных сетей. Популярность LinkedIn, Facebook, «ВКонтакте» и других платформ способствовала становлению новых, ориентированных на особенности цифровой среды «ответвлений» классических профессий из сферы психологии, социологии, маркетинга, журналистики.
Типы профессий и тренды интернет-рынка труда
В последние годы на цифровом рынке занятости наметился ряд четких тенденций:
- Рост конкуренции. На рынок труда вышли и стали на равных конкурировать с остальным занятым населением люди с достаточными профессиональными компетенциями, которые по состоянию здоровья или по социальным причинам (например, уход за ребенком или за больным родственником) прежде не могли участвовать в «соревновании» за хорошо оплачиваемое место работы.
- Выравнивание зарплат. Разница в оплате труда в крупных городах и маленьких поселках в интернет-пространстве нивелируется – все получают по труду и квалификации.
- Совмещение с основной работой. Тандем классической деятельности и занятости в Сети дает возможность не только подрабатывать и получать больше (как, например, часто делают школьные учителя, найдя себя в скайп-преподавании) – так можно освоить совершено новую интернет-профессию без ущерба для бюджета семьи и без отказа от традиционной финансовой «подушки».
Говоря об интернет-профессиях, следует отделять работу, которую появление Глобальной сети упростило или вывело на новый уровень, от деятельности, необходимой для функционирования всего того, из чего состоит Всемирная паутина.
В первом случае для профессий, долгие годы существовавших и до появления Интернета, поменялась только форма реализации без принципиальной содержательной трансформации. Становление специальностей второй категории протекало сложнее. Трудности возникали из-за отсутствия четких, пусть хотя бы негласных, профессиональных стандартов, что создавало проблему разграничения функций работников. Неразбериха была вызвана тем, что одни и те же задачи могли решать сразу несколько специалистов, и поэтому на практике обязанности в каждой компании всякий раз распределялись по-разному.
Такое положение дел сохраняется и сегодня даже в тех профессиях, для которых уже выработан официальный стандарт. Пересмотр объема трудовых обязанностей с «поправкой» на личный взгляд работодателя для очень многих интернет-специальностей – обычное дело.
Классические профессии во Всемирной паутине
Интернет как быстрый и удобный канал связи и взаимодействия внес коррективы в деятельность, которую предполагает подавляющее большинство существующих классических профессий. Появились сервисы, благодаря которым можно удаленно организовывать сложнейшие проекты с вовлечением сотен сотрудников, разбросанных по всему миру, и создавать клиентскую базу любого масштаба. Тем не менее из многочисленных видов деятельности можно выделить топ-5 тех, для которых потенциал Всемирной паутины открыл безграничные возможности развития:
- Маркетолог. Сотрудник, который способен увеличить товарооборот компании за счет точного попадания продукта в круг потребительского интереса и в классической торговле ценится высоко. Но уметь учитывать специфику позиционирования и продвижения товаров в интернете – ценно вдвойне.
- Продавец (коммерсант). Не только оптовые, но и розничные магазины массово открыли свои сайты. Однако в Сети необязательно наследовать классическую схему, закупая товар и затем продавая его от своего имени. Достаточно создать страницу, на которой потребитель мог бы сделать заказ, а отправку товара перепоручить оптовику за свой процент от продажи.
- Преподаватель (репетитор). Не только искать новых учеников, но и проводить онлайн-занятия проще и выгоднее, чем обычные уроки. Это экономит время обеих сторон на организацию и перемещения. В зависимости от поставленных целей можно проводить индивидуальные или групповые уроки. Причем некоторые преподаватели делают это в свое свободное время прямо из стен того учебного заведения, в котором официально числятся.
- Консультант. Профиль работы может варьироваться в зависимости от направления деятельности: диетология, юриспруденция, фитнес, медицина, автомобилизм, дизайн, архитектура и т. д. Проводить платную онлайн-консультацию можно практически по любой теме. Важно только пользоваться авторитетом у потенциальных слушателей.
- Автор и переводчик. Несмотря на то что это разные профессии, их объединяет возможность создавать тексты (оригинальные или переводные) на дому без непосредственного контакта с заказчиком (издателем). В эту же группу можно включить также копирайтеров и журналистов на «удаленке», создателей музыкального и видеоконтента.
Классические профессии очень часто начинают новую жизнь в Интернете. Постепенно в Сеть переходит вся деятельность – от биржевых торгов и букмекерства до охранного бизнеса и логистического контроля.
Специалисты, создающие Глобальную сеть
К этой категории относятся те профессии, которые без Интернета не появились бы и без которых не было бы и самой Глобальной сети в ее нынешнем виде. В числе наиболее востребованных:
- Веб-программист и разработчик приложений. Специализация создателей клиент-серверного софта может быть очень узкой. Тем не менее в одной компании веб-разработчик может выполнять функции верстальщика, в другой – оптимизатора, в третьей – аналитика, в четвертой – web-дизайнера и т. д. Но, в целом, такой работник всегда занят написанием (или усовершенствованием) кода для эффективной работы ресурса или связанных с ним приложений.
- SEO-специалист. Человек, оптимизирующий параметры сайта для продвижения его страниц вверх в поисковой выдаче, может считаться типичным SEO-профессионалом. Но когда один специалист не справляется со всеми задачами, в рамках этой же деятельности начинают выделяться роли аудитора, контент-менеджера, копирайтера, составителя семантического ядра, маркетолога и др.
- SMM-специалист. Его общая задача – работа в социальных сетях с целью создания маркетинговой политики и популяризации ресурсов, товаров, услуг. Но администратор соцсетей как отдельный сотрудник следит за проведением разработанной политики в группах и сообществах, блогер будет формировать общественное мнение, а, например, SMO-специалист сосредоточится на удержании пришедших пользователей путем реорганизации сайта под их желания и потребности.
- Менеджер по контекстной рекламе. Предложения и объявления, которые видит посетитель сайта – результат деятельности специалиста, который планирует рекламную кампанию, собирает ключевые слова, управляет бюджетом и оценивает рентабельность откликов. Некоторые интернет-бизнесы существуют только благодаря этой профессии.
- Гейм-дизайнер. Теоретически Всемирная паутина могла бы существовать и без гейм-индустрии, но практически на увлечении пользователей онлайновыми компьютерными играми их создателями делаются состояния, а рынок этот по объему уже обогнал рынок киноиндустрии и продолжает наращивать обороты.
В рамках одного вида деятельности очень часто выделяются узкие направления, которые со временем становятся самостоятельной интернет-профессией, и если успеть занять узкую нишу, можно уже со старта опередить конкурентов.
Где учиться
Разнообразие профессий в Интернете такое же большое, как и вне Глобальной сети. В обучении специальностям из первой категории (классическим), ключевую роль играет содержание вида деятельности, а не цифровая среда как способ реализации полученных знаний и умений. Поэтому чтобы стать, например, переводчиком нужно, в первую очередь, изучать иностранные языки (сегодня это тоже уже можно сделать удаленно), а для создания проектов зданий – поступать на архитектора (зодчих пока учат только очно).
Если говорить о профессиях второй группы, в этом случае форма реализации неотделима от содержания. Поэтому в последние годы появились учебные заведения, которые свои программы формируют так, чтобы охватить максимальное количество новых интернет-специальностей. Исключительно «сетевые» профессии можно получить как в частных образовательных центрах, так и в классических вузах и ссузах, которые тоже чутко реагируют на вызовы времени.
Зарплата
Наибольшие зарплаты получают специалисты в сфере ИТ-технологий (программисты), маркетологи и крупные администраторы, которые организуют и ведут проект в виртуальной среде.
Если ориентироваться на открытые вакансии по интернет-профессиям, ежемесячные зарплаты по России составляют:
- 80–100 тыс. рублей: product manager, Linux-, asp-, java-, python- программист, руководитель IT-проектов, веб-аналитик.
- 40–60 тыс. рублей: трафик-менеджер, веб- и гейм-дизайнер, e-mail-маркетолог, SMM-, SEO- и специалист по контекстной рекламе.
- 20–40 тыс. рублей: копирайтер, тестировщик, линк-менеджер.
При этом в любой профессии 3–5 процентов топовых специалистов зарабатывают как минимум в 3–4 больше, чем их коллеги.
Перспективы
Интернет-профессии уже сегодня возглавляют списки самых востребованных видов деятельности, и эта тенденция будет только усиливаться. Бизнес уходит во Всемирную паутину. Границы различных специальностей начинают очерчиваются гораздо четче, что приводит к выделению узких профилей в рамках одного направления. Но одновременно с этим повышается и востребованность в кросс-функциональных сотрудниках, способных эффективно работать на стыке профессий. Кроме того, все больше ценятся «универсальные солдаты» – люди, которые могут объясниться с маркетологами, финансистами, менеджерами или айтишниками на понятном им языке.
Развитие Глобальной сети поддерживает и еще одну тенденцию последних лет – рост числа внештатных сотрудников, нанятых под конкретный проект. Привлечение «удаленных» фрилансеров снижает расходы работодателей на аренду помещений и оборудования, увеличивая конкурентные преимущества компаний. В США в 2018 году около трети занятого населения предпочло удаленную работу на дому офисной занятости.
Но факт принадлежности специальности к категории «интернет-профессия» не гарантирует ее сохранности в ближайшем будущем. Согласно прогнозам некоторых аналитиков и экспертов, в деятельности, связанной с возможностью автоматизации, машины вскоре вытеснят человека. Так, уже несколько лет в издании Big Ten Network поиск и публикация спортивных новостей происходит в автоматическом режиме, в компании «Блумберг» часть биржевых сводок составляет специальная программа, а Forbes передал роботам создание годовых отчетов.