SMM-специалист

Профессия SMM-менеджер – относительно новый вид деятельности, появившийся практически одновременно с социальными сетями.

Средняя заработная плата: 45000 рублей в месяц
СММ-менеджер занимается социальными сетями

Рейтинг профессии

Востребованность
79%
Оплачиваемость
61%
Конкуренция
68%
Входной барьер
37%
Перспективы
74%

SMM-специалисты – это те, кто способствует продвижению бизнеса в соцсетях. Будущих менеджеров многому научат в вузах, но еще больше придется осваивать самостоятельно, используя собственные таланты.

SMM-менеджер – специалист, отвечающий за маркетинговую политику в социальных сетях, обеспечивающий комплекс мер, направленных на популяризацию и продвижение товаров, услуг, сайтов, привлечение новых клиентов, формирования определенного отношения к продукту и бренду со стороны участников соцсетей и других ресурсов типа Web 2.0 – развиваемых и улучшаемых самими пользователями.

История профессии

Появление первой социальной сети в 1995 году не сразу создало новую среду для взаимодействия маркетологов с целевой аудиторией. Сеть Classmates.com, запущенная Рэнди Конрадсом для поиска соучеников и бывших коллег, не предполагала возможности создавать личный профиль и больше напоминала базы данных со списками учившихся в том или ином учебном заведении.

В 1997 году Эндрю Вейнрейхом был запущен ресурс SixDegrees.com, который уже гораздо больше был похож на социальную сеть в ее современном понимании. На портале можно было не только искать старых знакомых, но и устанавливать новые связи. Эту возможность пользователям вскоре предоставили и на ресурсе Classmates.com, который послужил прообразом российских «Одноклассников».

Приблизительно в это же время стали появляться и люди, которые пытались использовать новые возможности интернет-среды для расширения своей аудитории и клиентской базы. Некоторые из них становились лидерами мнений, что можно было выгодно применить для продвижения любого бизнеса. Но для организации системного использования соцсетей в маркетинговых и коммерческих целях это явление должно было приобрести массовый характер, что и произошло в начале 2000-х. К этому периоду деятельность маркетолога, работающего в соцсетях, стала принимать четкие очертания профессии.

Современные соцсети устроены по разным моделям и каждая из них имеет свою специфику, что требует вариабельного подхода в методах работы SMM-менеджера. Постоянно расширяется профессиональный инструментарий, все активнее используется специальный софт. При этом формирование общественного мнения в соцсетях сейчас ведется по максимально широкому кругу вопросов – от коммерции до политики, а это заметно расширяет спектр применения навыков эсэмэмщика.

Описание профессии

SMM (Social Medial Marketing) – это маркетинговая деятельность, которая проводится на всевозможных социальных платформах (в соцсетях). Продвижение товаров и услуг лишь часть этой широкомасштабной и планомерной кампании. Обычно SMM включается в общую маркетинговую стратегию предприятия или организации с целью вовлечь в процесс взаимодействия как можно больше потенциальных потребителей, сформировать лояльное отношение к объекту продвижения и дать информационный импульс, благодаря которому нужные сведения распространятся по сети и начнут действовать уже без непосредственного влияния организатора процесса. В проведении такой деятельности и заключается профессия SMM-менеджера.

Платформы, на которых работает SMM-специалист, в том числе и в Рунете, бывают разных типов:

  • классические социальные сети: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Мой Мир,
  • профессиональные площадки: Профессионалы.ру, LinkedIn, Мой Круг и др.,
  • блогосфера: Twitter, ЖЖ ­(Живой Журнал),
  • фото- и видеоблоги: YouTube, Instagram, Pinterest и т.п.

Специалист в области SMM может включаться в коммуникацию с представителями сети различными способами. Классифицировать их все довольно сложно, поскольку методологии менеджмента в соцсетях постоянно меняются. Сам процесс взаимодействия тоже очень динамичный и предполагает отслеживание актуальных трендов и использование их для формирования новых направлений развития мнений. Однако есть несколько традиционных форматов коммуникации с целевой аудиторией, которые применяют большинство SMM-менеджеров:

  • Построение сообществ. В самом простом виде менеджер открывает страницу в соцсети, организовывает группу, после чего подбором и публикацией интересного контента привлекает в нее участников. Чаще всего, содержимое страницы увеличивается не только за счет прямых публикаций, но и благодаря обратной реакции подписчиков (например, комментариям). В этом случае SMM-менеджер может выполнять функцию администратора и модератора.
  • Работа с блогосферой. Блогеры, как правило, информационно связаны между собой – авторы читают друг друга, обсуждают написанное, комментируют, развивают идею, создают новые цепочки, в итоге формируя динамически существующую сферу. Способность писать (или снимать) так, чтобы пост стал узлом сети, позволяет SMM-менеджеру вовлекать в проект прогрессивно растущее число новых пользователей.
  • Присутствие на веб-форумах. В этом виде социальной коммуникации SMM-специалист стремится стать лидером мнений в обсуждениях (составляющая репарационного менеджмента), открывая в «ветках» нужные темы (разделы), играя в ленте роль авторитетного комментатора и т. д.

В рабочей среде SMM-специалист может как открыто представлять интересы конкретной компании (бренда), так и скрыто направлять процессы продвижения, косвенными методами добиваясь нужного результата. Для этого менеджер может использовать и нестандартные приемы (например, «вброс» провокационных материалов), если на основе анализа поведения целевой аудитории знает, что социальная сеть среагирует на это в предпочитаемом русле.

Большой набор методов, которыми должен владеть специалист по менеджменту в соцсетях, исключает «любительский» подход к работе. Но и профессионал своего дела не может самостоятельно одновременно формировать маркетинговую, бюджетную стратегии, создавать контент (писать, рисовать, снимать видео), проводить конкурсы и флэш-мобы, модерировать ленту. Поэтому при запуске крупной SMM-кампании обязанности обычно распределяются между несколькими специалистами, каждый из которых отвечает за свой участок работы, отчитываясь перед руководителем отдела.

Эффективность работы специалиста отслеживается с помощью различных аналитических сервисов. Руководители смотрят на конверсию, показатель окупаемости затрат, индекс вовлеченности, место маркетинговой компании в ассоциативных конверсиях.

Иногда чрезмерная активность менеджера приводит к ухудшению показателей. Например, модератор сообщества может «заваливать» страницу слишком большим количеством однообразных постов, удалять негативные комментарии, вступать в перепалки с посетителями. Повышенная осторожность тоже ухудшает отдачу – например, когда модератор игнорирует комментарии или выкладывает посты в период минимальной активности посетителей. Поэтому SMM-менеджеру важно найти в работе золотую середину.

На каких специальностях лучше учиться

Наиболее полный объем знаний, необходимых будущему SMM-менеджеру, можно получить, пройдя обучение определенным профилям специальности «социология», например по программам:

  • «Социология и социальная информатика»;
  • «Работа с социальными медиа»;
  • «Социология маркетинга и рекламы»;
  • «Цифровые маркетинговые коммуникации»;
  • «Управление социальными коммуникациями»;
  • «Менеджмент маркетинговых и социальных коммуникаций».

Для поступления на это направление в большинстве вузов надо представить результаты ЕГЭ по истории, обществознанию, русскому языку. На программы, связанные с информатикой, могут понадобиться математика и иностранный язык

Где учиться на SMM-менеджера

В вузах России представлены различные образовательные программы, дающие знания для работы SMM-менеджером:

  • ТГУ (Томск). В этом государственном университете готовят специалистов в сфере рекламы, SMM, PR, планирования и таргетирования коммуникационных проектов.
  • Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ. Предлагаемая учебным заведением программа совмещает классическое гуманитарное образование с изучением передовых статистических методов, способов визуализации данных и методов использования аналитической информации в менеджменте и маркетинге.
  • РГГУ (Москва), Самарский университет, ЧелГУ (Челябинск) предлагают программы, дающую знания в области социологии, маркетинга, рекламоведения, коммуникаций, психологии поведения потребителей, брендинга, качественного и количественного методов анализа поведения потребителей.
  • МГЛУ, МГИМО (Москва) в рамках программы «Социология коммуникаций» дают фундаментальное социологическое образование и знания по социолингвистике, имиджелогии, PR, методологии исследований и т. д.

Конечно же, это далеко не полный список вузов, в которых можно обучиться профессии SMM-менеджера, и, несмотря на разнообразие программ, значительная часть молодых специалистов по-прежнему проходит подготовку непосредственно на рабочем месте или SMM-курсах, постигая хитрости ремесла на практике.

Обязанности на работе

Еще в момент приема на работу следует сразу четко оговаривать, обязанности SMM-менеджера, поскольку ожидания нанимателя могут заметно отличаться от того, на что рассчитывает соискатель. Один работодатель может вообще скептически относиться к деловой активности в соцсетях и требовать от претендента решения какой-то одной, локальной, задачи. Другой – наоборот, захочет возложить на работника такое количество обязанностей, что один человек с ними не справится.

Широкий круг задач SMM-менеджера включает:

  • Выявление целевой аудитории, ее характеристик, потребностей, интересов и создание на этой основе единой SMM-стратегии, включенной в общую маркетинговую программу.
  • Поиск платформ, на которых сосредотачивается целевая аудитория, выстраивание иерархии значимости, определение особенностей этих площадок и проектирование наиболее методологически подходящих способов, инструментов и каналов ведения кампании.
  • Работу с рекламой: управление таргетингом, прогнозирование бюджетных потребностей контекстной рекламы.
  • Работу с контентом: создание контент-плана и информационной карты с содержимым под особенности разных площадок, адаптация материала под формат соцсети, подготовка инфоповодов, написание текстов и сценариев для видеороликов, управление вирусным контентом, обработка фотоматериалов.
  • Работу с интерфейсом: интегрирование сайта с соцсетями, участие в создании посадочных и стартовых страниц для «воронки продаж», продумывание дизайна сообществ, брендирование.
  • Создание спецпроектов: проведение викторин, розыгрыша призов, флэш-мобов, организация мероприятий.
  • Аналитическую работу: мониторинг пользовательской активности и вовлеченности, определение негативной и позитивной реакции на предпринятые действия, подсчет финансовых затрат и отдачи от проведенных мероприятий, отслеживание трафика и его качества.
  • Управление и исполнение посреднических функций: сотрудничество со штатным персоналом и фрилансерами, поиск партнеров, организация повседневной работы в календарном графике и умение в экстремальном режиме задействовать творческую составляющую.

В большинстве случаев эти обязанности разделяются между несколькими сотрудниками предприятия. Но практически всегда в число задач SMM-менеджера входит модерирование сообществ и групп, участие в обсуждениях, регулярная публикация постов, генерирование и согласование новых идей.

Кому подходит

Профессиональные SMM-специалисты справедливо полагают, что их занятие, вопреки распространенному мифу, не подходит школьникам, уделяющим работе в соцсетях пять минут на переменах. Взаимодействие с аудиторией на площадке предполагает в идеале круглосуточную занятость и реагирование на любое событие в тот момент, когда это принесет наибольшую отдачу. Поэтому для работы нужен высокий уровень самоорганизации.

Будущий специалист также должен иметь чувство меры и такта, разбираться в психологии отдельных людей и типах поведения различных социальных групп. Желательно, чтобы «эсэмэмщик» был завсегдатаем рабочей среды и знал ее изнутри. Но прежних знаний о процессах в соцсети мало. Поэтому к требованиям добавляется необходимость постоянно учиться и не уставать от этого. В целом, SMM-менеджер – эта та гармоничная работа, для которой нужно развитое и креативное, и аналитическое мышление.

Сколько получают

Средний уровень заработка СММ-специалиста по России находится на уровне 30 тыс. рублей в месяц. Однако в целом ряде регионов, среди которых Московская, Ленинградская, Волгоградская, Ульяновская и другие области, а также Камчатский, Приморский, Хабаровский край, средняя зарплата «эсэмэмщика» стабильно превышает 30 тысяч рублей.

Почти в 30 % российских вакансий указывается зарплата в пределах 40–60 тысяч рублей. Примерно в 3 % вакансий специалистам предлагается 80 и более тысяч рублей. По Москве средний уровень оплаты труда SMM-менеджера во второй половине 2018 года составил 45 тыс. рублей. Но с учетом того, что профессия допускает удаленное сотрудничество с компаниями, на столичную зарплату могут претендовать и специалисты из других регионов.

Как построить карьеру

Карьерный рост SMM-менеджера обычно начинается с модерирования постов и поддержания стабильной коммуникации с подписчиками. В случае проявления креативности, которая находит отклик у целевой аудитории, работник начинает самостоятельно (без подсказки руководства) писать для соцсетей, проводя собственную линию в рамках общей кампании.

Опытный специалист, имеющий организационные способности, может рассчитывать на должность руководителя SMM-отдела, которая предполагает большую самостоятельностью в стратегическом планировании и полномочия распоряжаться бюджетом проекта. В целом, карьерное движение специалиста идет от сравнительно узкого SMM-направления к общему управлению.

Перспективы профессии

Как и другие занятия, связанные с применением креативного подхода в социальной сфере, профессия SMM-менеджера подвержена риску быть вытесненной искусственным интеллектом в гораздо меньшей степени, чем строго алгоритмизированная деятельность. Поиск новых нестандартных решений и необходимость специфического подхода к различным группам целевой аудитории расширяет горизонт применения специалистом не только его профессиональных умений, но и личных талантов. А развитие интернет-среды и регулярное появление новых социальных сетей с их уникальными особенностями и в будущем будут требовать от SMM-менеджера постоянного поиска более эффективных незапрограммированных решений.

Автор статьи:

Материал обновлен: 04.12.2022 г.

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения