Менеджер интернет-проектов руководит командой веб-разработчиков и несет ответственность за качество и успешность созданных сайтов. Это современная профессия, появившаяся сравнительно недавно, но уже взлетевшая в топ востребованности на рынке труда.
Рейтинг профессии
История возникновения
Профессия менеджера интернет-проектов в России появилась примерно 3-4 года назад. Толчком к ее возникновению послужило развитие Всемирной паутины, и особенно технологий массовой коммуникации.
На сайтах с вакансиями должность может называться по-разному: менеджер веб-проектов или рекламных проектов. По сути, это одно и то же. Высокий спрос на представителей этой профессии обусловлен изменением взглядов предпринимателей на продвижение своих услуг и товаров в Сети. Всего лишь 10 лет назад успеха в раскрутке можно было достичь с помощью сайта и 2-3 рекламных баннеров. Сегодня классические методы веб-маркетинга уже не приносят ожидаемого результата. Потенциальный клиент не воспринимает рекламу «в упор» и не приемлет навязчивости. Он более требователен, склонен доверять рекомендациям и отзывам знакомых, обращает особое внимание на репутацию компании.
С возникновением новых каналов коммуникации и digital-технологий открылось множество вариантов и способов продвижения бизнеса в Сети. Соответственно, возросла и сложность этого процесса. Чтобы команда веб-специалистов работала слаженно, четко и достигала поставленных перед ней целей, ею нужно грамотно управлять. Да и решение стратегических задач – немаловажный элемент в сфере PR. Поэтому дальновидные предприниматели стали нанимать менеджера интернет-проектов. Теперь эта профессия – одна из востребованных в веб-секторе.
Характеристика профессии
Предприятие любой формы собственности практически невозможно представить без представительства в интернете. Если нет возможности иметь полноценный сайт, фирма ведет блог или в крайнем случае страничку в социальной сети. Чтобы заниматься сайтом, блогом и даже страницей в Facebook или Instagram, нужно время и как минимум один человек. Созданием информационных и коммерческих веб-порталов, которые способны продвигать продукт и качественно работать с целевой аудиторией, занимается целая бригада специалистов с менеджером интернет-проектов во главе. От профессионализма управляющего зависит успешность проекта.
Если коротко подытожить, менеджер интернет-проекта руководит созданием сайта. При этом с одной стороны, он – генератор идей, стратег и автор, а с другой – исполнитель задач, поставленных перед ним руководством компании. Управляющий творчески переосмысливает пожелания заказчика, доносит их до непосредственных исполнителей, а также следит за процессом «рождения» своего детища. Основная сложность его работы заключается в эффективном сочетании организаторских способностей с техническими навыками веб-мастера.
Полностью завершенный проект отправляется в свободное плавание в интернет, после чего менеджер приступает к работе над следующим. Поддержкой и дальнейшим развитием готового, как правило, занимаются контент-менеджеры, редактор и специалист по SEO-продвижению.
Менеджера интернет-проектов с удовольствием возьмут на работу:
- интернет-агентство, занимающееся разработкой и раскруткой веб-сайтов;
- компания, объединяющая участников сектора электронной коммерции;
- PR-отдел или отдел интернет-проектов на крупном предприятии;
- международная организация, располагающая богатой IT-инфраструктурой;
- фирма, разрабатывающая программное обеспечение;
- биржа контента;
- бюро переводов.
Обучение и ЕГЭ
В большинстве российских вузов нет отдельного факультета или направления подготовки под названием «Менеджер интернет-проектов». Но это вовсе не значит, что нужно отказаться от желания освоить эту профессию. Тем более что буквально через пару лет конкуренция среди ее представителей может сильно вырасти, а пока ниша относительно свободна.
Куда лучше поступить, если вы решили руководить интернет-проектами? Оптимальным в этом случае будет высшее техническое образование в сфере IT. Преимуществом станет второе – экономическое. Получить оба абитуриент может в одном из старейших вузов Москвы: МГУ, МАИ, МГТУ, МИРЭА, МИФИ и других. Кроме столичных, можно выбрать одно из следующих высших учебных заведений:
- Калмыцкий государственный университет имени Б. Городовикова (г. Элиста);
- Международный институт дизайна и сервиса (г. Челябинск);
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
- Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет;
- Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск) и др.
Отметим, что в Международном институте дизайна и сервиса есть направление подготовки «Экономика и управление» с программой «Управление интернет-проектами». По ней готовят руководителей digital-проектов, project-менеджеров и product-менеджеров.
Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать ЕГЭ по математике, русскому языку и обществознанию. Ряд высших учебных заведений требует результаты экзамена по информатике, что вполне объяснимо и оправданно.
Помимо базовых знаний, полученных в институте или университете, желательны глубокие дополнительные – в сфере интернет-маркетинга. Обрести их можно на специализированных курсах (к примеру, на семинарах «Яндекса» по веб-рекламе или на тематических конференциях «Интернет и бизнес» в Академии рекламы).
Обязанности
Основная задача менеджера интернет-проектов заключается в составлении концепции будущего сайта, детальной разработке его структуры и продумывании информационного наполнения. Кроме того, он пишет подробное техническое задание для программистов, веб-разработчиков и дизайнеров. Но просто раздать задания подчиненным – мало. Нужно еще контролировать их выполнение. Этим тоже занимается руководитель. Также ему нужно заранее просчитать срок, необходимый для исполнения проекта, и затраты ресурсов.
Менеджер проекта должен уметь прогнозировать сразу несколько вариантов развития событий и иметь готовый план реагирования на неожиданные ситуации. Ведь иногда в самый неподходящий момент уходит на больничный один из членов команды или ломается техника.
Помимо перечисленного менеджер интернет-проектов:
- разрабатывает стратегию развития проекта;
- готовит материалы для наполнения сайта (информационные и графические);
- занимается оптимизацией и поисковым продвижением;
- анализирует статистику посещаемости;
- планирует, проводит и анализирует результаты маркетинговых и рекламных кампаний;
- внедряет новые сервисы;
- координирует действия команды исполнителей;
- ведет переговоры с заказчиком.
Перечень обязанностей может быть расширен. На его объем влияют функциональная насыщенность проекта, сфера деятельности компании и прочие факторы.
Знания, умения и навыки
Менеджеру интернет-проектов требуются знания в нескольких сферах. Прежде всего, ему нужно хорошо разбираться в классическом и интернет-маркетинге, специфике сетевой рекламы и принципах конструирования сайтов. Также он должен иметь понятие об интернет-технологиях (языки программирования, протоколы, аппаратная часть). Несмотря на то что он не будет сам верстать и разрабатывать оформление, ему надо уметь работать в графических программах (хотя бы на уровне пользователя), знать, что такое веб-дизайн и html-верстка, а также владеть способами раскрутки сайта.
Обсуждая будущий проект с заказчиком, менеджер оценивает, возможна ли техническая реализация той или иной его идеи. Здесь ему пригодятся коммуникативные навыки. Ведь руководителю интернет-проекта предстоит доносить свою точку зрения до заказчика и согласовывать с ним возникающие в процессе работы нюансы.
Менеджер веб-проекта применяет в своей работе те же принципы и методы, которые используются для руководства любым другим офлайн-проектом. Соответственно, ему нужно уметь управлять временем и качеством, ресурсами и рисками. К тому же он должен владеть не только технологиями создания сайтов, но и хорошо разбираться в их проектировании, методах тестирования и внедрения готового ресурса. Не лишними будут навыки в заполнении проектной документации. Перечисленные знания и умения помогут ему сделать из простого интернет-представительства компании объект активной маркетинговой коммуникации, приносящий доход.
Личные качества
Руководитель интернет-проектов – специалист-универсал. Ему каждый день приходится заниматься решением широкого спектра задач технического и маркетингового характера. Чтобы успешно справляться с ними, нужно иметь развитую эрудицию, склонность к саморазвитию и желание постоянно пополнять копилку своих профессиональных знаний. Пригодится и здоровый скептицизм. Стремление всячески улучшить создаваемый проект и обойти конкурентов – ценное качество. Однако тут стоит быть осторожным, ведь излишняя придирчивость может лишь навредить.
Коммуникабельность, способность располагать людей к себе, готовность помогать им, доброжелательность – весь этот набор необходим для качественной командной работы. Помните, что их важно проявить на собеседовании с работодателем или HR-менеджером, а не только перечислить в резюме.
Само собой, управляющему требуются выраженные лидерские качества. Если они отсутствуют, задумайтесь, сможете ли вы брать на себя ответственность и отстаивать свою точку зрения. Не уверены? Тогда начинайте развивать их прямо сейчас или обратите внимание на профессии, не связанные с руководством.
Требования работодателя
В первую очередь на собеседовании с кандидатом на должность менеджера интернет-проектов работодателя интересуют опыт работы и образование соискателя. В странах Запада крупные корпорации принимают исключительно опытных специалистов (хотя бы от 1 до 3 лет стажа в сфере веб-продвижения) с наличием диплома о высшем образовании.
Кроме того, претендент на вакантное место менеджера интернет-проекта должен:
- отлично знать технические критерии оценки эффективности веб-ресурса;
- владеть инструментами для создания сайта хотя бы на базовом уровне (конструкторы, html-верстка, дизайн);
- использовать креативный подход в процессе решения задач;
- знать и уметь адекватно применять современные методы рекламы и маркетинга.
Уровень заработной платы
На размер месячного вознаграждения менеджера интернет-проектов влияют опыт работы, объем его обязанностей и масштаб предприятия. Новичку обычно платят порядка 700–800 долларов. Если есть хотя бы год опыта на аналогичной должности, зарплата такого специалиста может составлять примерно 1 100–1 500 долларов. Имея стаж минимум 3 года и устраиваясь на работу в крупную компанию, менеджер вполне может рассчитывать на 3 000–4 000 долларов.
Форма оплаты бывает разной: фиксированная сумма (ставка), некий процент от успешно подготовленных проектов либо показателей продаж (последний вариант характерен для интернет-компаний). Этот момент стоит сразу обсуждать во время собеседования.
Возможности карьеры
У амбициозного и успешного менеджера есть возможность сделать весьма неплохую карьеру. Его могут назначить руководить отделом интернет-проектов (при условии наличия такого в компании) или целым IT-отделом. Следующая ступень – топ-менеджер веб-агентства или коммерческий директор интернет-компании. Альтернативный карьерный путь – открытие собственного предприятия. Высокий профессиональный уровень позволит устроиться в любой сфере, с которой приходилось сталкиваться во время работы.
Сколько времени потребуется на подъем по карьерной лестнице? Вырасти до топ-менеджера можно примерно за 1–1,5 года. История электронной коммерции (в частности, современный ее этап) знает множество случаев, когда уже после первого успешно завершенного проекта (от 6 месяцев до года) менеджера повышали до руководителя.
Плюсы и минусы профессии
Профессия менеджера интернет-проектов появилась всего несколько лет назад, но уже есть немало тех, кто хочет ее получить. Желание освоить перспективную специальность обусловлено:
- высокими зарплатами (особенно при дистанционном управлении проектами для иностранного заказчика);
- гибкостью графика;
- возможностью совмещать работу с 2-3 заказчиками;
- благоприятными условиями для карьерного роста;
- отличной средой для саморазвития (управление интернет-ресурсами от идеи до продажи сопровождается повышением профессионального уровня);
- возможностью проявить свои лидерские качества;
- обретением ценного опыта на руководящей должности;
- получением знаний в нескольких сферах сразу: планирование проекта, расчет расходов, кадровые вопросы, интернет-маркетинг, продвижение, юзабилити, реклама и так далее.
Недостатки профессии:
- Нужно быстро и правильно понимать, что хочет заказчик, и уметь четко донести его пожелания до программистов. Если в этой цепочке возникают «проблемы со связью», клиент в результате получит не то, что он ожидал. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
- При некорректном составлении ТЗ (ошибки или двусмысленности) и обнаружении недочетов на финальной стадии реализации проекта придется потратить немалые дополнительные материальные и временные ресурсы на ликвидацию погрешностей. За срыв сроков сдачи готового проекта и любые другие проблемы, возникающие в процессе работы над ним, несет ответственность менеджер.
Автор: Юлия Заблоцкая