Яндекс и Google - две основные поисковые системы, которыми пользуется подавляющее большинство посетителей Рунета. Как сделать так, чтобы ваш сайт появлялся на первых строчках в выдаче этих систем, знает SEO-специалист.
Рейтинг профессии
SEO-специалист (на профессиональном жаргоне «сеошник») – это человек, проводящий комплекс мероприятий, направленных на повышение позиции сайта в поисковой выдаче по результатам пользовательского запроса. Меры по оптимизации страниц ресурса настолько разнообразны, что для эффективной деятельности обычно требуются усилия целой команды, в которой каждый отвечает за свой участок работы. Подробнее о том, кто такой SEO-специалист, читайте в статье.
История
О необходимости привлекать максимальное число посетителей на свой сайт владельцы задумались вскоре после появления роботов, составляющих нумерованные списки ресурсов, наиболее интересных потенциальным потребителям. В США такие поисковые системы массово заработали в средине 90-х годов XX века, а в Рунете – к концу века. Одновременно с этим появилась идея изучать и использовать специфику алгоритмов ранжирования, подстраиваясь под их учетные параметры так, чтобы интернет-ресурс владельца после внесения соответствующих изменений начал опережать в выдаче сайты конкурентов. В виде цельной концепции идею предложил и озвучил журналист и предприниматель Денни Салливан (Danny Sullivan).
Тогда считалось (и эта позиция остается официальной до сих пор), что поисковые системы настраивают свои алгоритмы так, чтобы на верхних строчках выдачи оказывались наиболее полезные для потребителей порталы. Однако на практике очень скоро идея искусственного продвижения оказалась дискредитирована «черным» SEO. Его сущность заключалась в том, чтобы «угодить» поисковому роботу независимо от того, насколько ценным после «усовершенствования» окажется ресурс для посетителя. С целью противостоять негативному процессу авторы алгоритмов стали бороться с «черным» SEO путем блокировки «переспамленных» страниц и усложнением механизма отбора сайтов в топ.
Началась вечная «борьба» сеошников с разработчиками поисковиков. Из-за высокой конкуренции ресурсов услуга выведения интернет-страниц в лидеры выдачи стала дорожать, а рынок разделился на компании, предлагающие быстрый, но недолговечный взлет позиций, и организации, обеспечивающие стратегически оправданный, но долгий и ресурсоемкий способ продвижения. Последние старались найти баланс между пользой портала для человека и соответствием сайта требованиям поисковых роботов.
Процесс обнаружения баланса продолжается по сей день и усложняется тем, что поисковики регулярно выпускают обновления, под которые SEO-специалистам снова нужно подстраивать тактики продвижения.
Описание
SEO (по-русски пишут «сео») – это аббревиатура, которая расшифровывается как Search Engines Optimization (оптимизация в поисковых системах). Результатом деятельности сео-специалиста становится продвижение позиций различных страниц сайта к первым местам выдачи по определенным запросам. Умение понимать принцип работы алгоритмов и искусственная настройка характеристик легли в основу профессии сеошника.
Функции, выполняемые SEO-специалистом, производны от факторов, которые влияют на позиции сайта.
- Ключевые слова. Поисковики выдают списки ресурсов в ответ на запрос пользователя, сформулированный словами. Чтобы один сайт оказался выше другого, нужно собрать базу данных именно тех запросов (с их частотностью и конкурентностью), которые интересуют потребителей в первую очередь. А затем сгруппировать и расположить эти ключевые слова по страницам сайта так, чтобы они образовывали единую смысловую структуру. Несмотря на то что эта часть работы автоматизирована, она практически всегда требует «ручной» доработки сео-специалиста.
Ключевые слова на странице стоят не сами по себе, а чаще всего являются элементами текста. От того где, как и в каком количестве они будут располагаться, зависит реакция поисковиков на контент. При этом нельзя просто взять текст у лидера выдачи и скопировать его себе на сайт, поскольку алгоритмами учитывается уникальность информации. Учесть все нюансы требований должен SEO-копирайтер, который, стремясь угодить поисковикам, также нередко расширенно использует тематическую лексику (LSI), пишет мета-теги с ключевиками, старается создать читаемый и полезный текст, чтобы посетитель задержался на нем подольше и нашел интересующую его информацию. - Внутренняя оптимизация. Оставить посетителя на сайте, побудить его перейти на следующую страницу, кликнуть на ссылку, открыть видео или совершить любое другое целевое действие – значит, улучшить так называемые поведенческие факторы, что тоже повышает позиции ресурса. Этому способствует удобство расположения контента и «кнопок», доступность меню, легкость навигации, чем и занимается специалист по юзабилити.
Кроме того, для грамотной внутренней оптимизации важно, чтобы перелинковка страниц сайта между собой давала больший вес на более значимые с коммерческой точки зрения разделы. И таким структурированием в крупных сео-компаниях нередко занимается отдельный человек. - Внешняя оптимизация. Место интернет-страницы определяется и количеством ссылок на нее со сторонних ресурсов (параметр «индекса цитирования»). Но далеко не каждый сайт, процитировав контент продвигаемого портала, сможет повлиять на рост позиций последнего положительно. Нужно, чтобы ссылающийся ресурс сам был авторитетным и, желательно, тематически соответствующим. Работа по обеспечению «правильной» ссылочной массы тоже ложится на сео-оптимизатора, как и заботы по регистрации портала в каталогах.
Программирование в раскрутке сайта играет не ключевую роль, но «замусоренный» «грязный» код, переизбыток JS-скриптов, изображений, CSS-стилей, вирусы, безответные запросы и отсутствие мобильной версии сильно мешают выходу интернет-ресурса в топ.
Экономически более выгодно, если сеошник включается в работу над сайтом еще на стадии его создания. В этом случае не надо перебирать семантическое ядро, переделывать структуру, заново писать текстовую часть.
На каких специальностях учиться
Для последующей работы сео-оптимизатором пройти обучение можно по специальностям:
- бизнес-информатика;
- менеджмент;
- математическое обеспечение и администрирование информационных систем;
- реклама и связи с общественностью;
- информационные системы и технологии и др.
Поскольку процесс оптимизации сайтов связан с очень разноплановой деятельностью, области базовой подготовки тоже могут довольно сильно разниться и включать специальности направлений «Информатика и вычислительная техника» (2.09.03.00), «Компьютерные и информационные науки» (1.02.03.00), «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» (5.42.03.00), «Экономика и управление» (5.38.04.00). Соответственно, перечень необходимых предметов ЕГЭ будет включать математику, информатику, русский язык, обществоведение.
Где учиться
Среди столичных и региональных вузов, обеспечивающих подготовку будущих сео-специалистов и знакомящих с принципами ранжирования сайтов поисковыми роботами, можно назвать:
- Московский технический университет связи и информатики;
- Российский экономический университет им. Г. Плеханова;
- Новосибирский государственный университет экономики и управления;
- Башкирский государственный университет;
- Омский государственный университет путей сообщения;
- Тюменский индустриальный университет и десятки других вузов.
Вырасти до профессионального сеошника можно и без предварительного образования – в ходе работ над проектами, но вузовское обучение помогает быстрее стать SEO-специалистом, используя глубокие знания в области информационных технологий. Можно пройти специальные курсы по SEO.
Чем приходится заниматься на работе и специализации
Поскольку в продвижении интернет страниц участвуют различные специалисты, каждого из них можно назвать SEO-оптимизатором. Обязанности разных сеошников отличаются в зависимости от профиля.
- Координатор проекта оптимизации. Сотрудник контактирует с заказчиком, договаривается о бюджете, на основе проведенной аудиторской проверки составляет ТЗ, стратегический и тактический план мероприятий и следит за его выполнением.
- Составитель семантического ядра. На основе исходного тематического словосочетания составляет списки пользовательских запросов и группирует их, распределяя по страницам, выбирает место наиболее важных лексических элементов в тегах и метатегах.
- SEO-копирайтер. Он должен согласно ТЗ (техническому заданию) написать интересные тексты с включением ключевых слов.
- SMO-специалист. Его задача удержать посетителя портала путем разработки юзабилити, формирования интерактивного интерфейса и т. д.
- Линкбилдер. Размещает ссылки на продвигаемый сайт на авторитетных сторонних ресурсах, договариваясь об условиях сотрудничества с их владельцами.
- Программист. Отвечает за бесперебойную работу серверов, чистоту кода, отсутствие вирусов, наличие мобильной версии и т. д.
Все эти функции теоретически может выполнять и один человек. Но на практике системным продвижением почти всегда занимается целая команда. Задачи одних специалистов часто берут на себя другие участники проекта, поэтому внутри различных команд распределение сео-ролей заметно варьируется.
Кому подходит
В первую очередь сео-специалисту необходимо иметь системное мышление, позволяющее ему рассматривать продвижение сайта как комплекс взаимосвязанных мероприятий, где отдельная процедура важна, но сама по себе ожидаемого результата, скорее всего, не обеспечит. Помимо этого, к числу специфических качеств сеошника относятся:
- настойчивость и терпение;
- умение ставить четкие тактические задачи, контролировать ход их выполнения и, в целом, способность обеспечить слаженную работу в команде;
- гибкость мышления для адаптации программы действий под обновления.
Как и другие виды деятельности в интернете, сео-оптимизация подойдет людям, которые могут работать только из дому «на удаленке».
Сколько получают люди, работающие по данной профессии
По данным рынка вакансий, среднемесячная зарплата SEO-оптимизатора в России составляет порядка 40 тыс. рублей. По некоторым направлениям (например, SMO) она достигает 60 тысяч, а копирайтеры на тех же проектах могут в среднем зарабатывать 25– 30 тыс. рублей. При этом почти 10 % объявлений предлагают сеошникам 60–80 тыс. в месяц.
Уровень дохода SEO-специалиста при работе с конкретным ресурсом зависит от финансовых возможностей его владельца и объема изменений на сайте. Поскольку деятельность по оптимизации допускает удаленное взаимодействие, сеошники часто стремятся найти для сотрудничества иностранных (западных) партнеров, которые за ту же работу обычно платят больше.
Легко ли устроиться на работу
Для того чтобы найти работу, SEO-специалисту важно предоставить заказчику доказательства своего уровня знаний:
- Качественное портфолио. В нем могут быть ссылки на сайты заказчиков или примеры статей.
- Показатели роста продаж заказчиков «до» и «после» обращения к специалисту.
- Представление о том, как правильно поднять ресурс в поисковых системах.
Основополагающим фактором в отборе СЕО-специалистов становится успешный опыт в реализации проектов.
Как обычно строится карьера
Любой сео-оптимизатор может повышать квалификацию в рамках своего направления деятельности и расширять диапазон компетенций за счет «захвата» смежных работ. Нередко SEO-специалисты широкого профиля с хорошими организационными способностями открывают свои мини-компании, самостоятельно находя заказчиков и осуществляя общее руководство фрилансерами, нанятыми для решения локальных задач.
Перспективы
Автоматизация в продвижении сайтов уже сегодня успешно соперничает с творческим подходом человека, но регулярное изменение «правил игры» в связи с обновлением поисковых алгоритмов требует и постоянного осознанного вмешательства профессионалов, способных разработать новую продуктивную стратегию и тактику оптимизации. С учетом того, что изменение форматов интернет-ресурсов в будущем будет только усложнять «человеческую» часть работы, профессию SEO-специалиста можно назвать очень перспективной.