Контент-менеджер

Когда вы бродите по интернету в поисках информации и вдруг попадаете на сайт, который хочется добавить в закладки – настолько он удобен и полезен, знайте: вы видите результат хорошей работы контент-менеджера.

Средняя заработная плата: 25000 рублей в месяц
Рабочее место контент-менеджера

Рейтинг профессии

Востребованность
61%
Оплачиваемость
40%
Конкуренция
63%
Входной барьер
31%
Перспективы
50%

Контент-менеджер – это специалист, отвечающий за подготовку, отбор и размещение на сайтах материалов различного типа (текстов, изображений, таблиц и др.). Подготовка контента включает качество содержания, ориентированного на целевую аудиторию, актуальность информации и соответствие SEO-требованиям. Размещение предполагает своевременность выкладывания материала, расположение его согласно требованиям юзабилити, редактирование в различных шаблонах.

История профессии

Профессия контент-менеджера возникла одновременно с появлением первых сайтов в начале 80-х годов XX века, и с тех пор она постоянно эволюционирует.

Первоначально владельцы интернет-ресурсов самостоятельно задумывали свои сайты с нуля и сами же реализовывали свои замыслы, создавая и размещая контент. Для этого они должны были обладать разнообразной квалификацией от знания основ программирования до умения грамотно и связно подавать текстовую информацию.

Чуть позднее, когда началась эра массового перевода бумажных источников и аналоговых записей в цифровой формат, появилась ещё одна характерная для профессии контент-менеджера функция – поиск, отбор и сортировка уникальной информации.

С развитием интернета и ростом конкуренции время универсальных профессиональных навыков закончилось. Мастера на все руки стали проигрывать в качестве создаваемого продукта узким специалистам. Времени для самостоятельной работы по всем направлениям тоже не хватало. Создание контента в итоге разделилось на множество отдельных направлений, а контент-менеджер стал уже не столько исполнителем, сколько координатором, администратором и редактором поступающей информации. Такой специалист задавал требования к заказанному материалу и сам же проверял поступающий контент на соответствие этим требованиям.

В современном мире тенденция к сокращению роли универсалов и росту числа узкопрофильных специалистов сохраняется: контент-менеджер – по-прежнему в первую очередь управляющий контентом сайта, а не его создатель. Но экономическая целесообразность зачастую допускает привлечение этого специалиста и в качестве автора контента.

Описание и характеристика профессии

Контент-менеджера называют ещё также управляющим или редактором сайта, что предполагает административно-контролирующую функцию как основную. Однако границы профессиональных требований к его деятельности на российском рынке чётко не определены. Есть периферийные крайности – задачи, решение которых точно не входит в обязанности менеджера по контенту. Есть список центральных задач, за которые «контентщик» точно отвечает. Но в функциональном пространстве между этим двумя объёмами наблюдаются значительные разночтения в оценке того, чем обязан заниматься контент-менеджер.

В самом узком и простом варианте профессия контент-менеджера похожа на профессию постера, который занимается размещением на сайте уже подготовленных другими исполнителями текстовых, графических, аудио- и видеоматериалов. Принципиальная разница первым и вторым в том, что менеджер эти материалы либо сам находит и отбирает, либо определяет критерии, по которым материал должен быть отобран. В самом широком и сложном варианте профессия менеджера предполагает участие в разработке всей маркетинговой кампании и курирование создания и размещения необходимых для ведения кампании материалов.

Объём требований к соискателю зависит от нескольких параметров.

Экономическая целесообразность

Контент-менеджер может не только управлять процессом, но в большей или меньшей степени участвовать в производстве контента. Работодатели нередко предпочитают задействовать контентщика в качестве автора или соавтора по максимуму, если качество его работы оценивается ими как достаточное для достижения общих целей проекта.

Желание передавать исполнение задач подрядчикам-фрилансерам или другим штатным сотрудникам зависит от того, насколько это в конечном счёте будет выгоднее владельцу сайта (проекта). Узкопрофильный специалист обычно выполняет свою часть работы лучше, чем универсал, но если его привлечение увеличивает доход сайта, например, всего на 3%, а для оплаты работы специалиста нужно отдать 4% дохода сайта, то, вероятнее всего, работодатель постарается сохранить эту часть работы за контентщиком.

Масштаб интернет-проекта

Обычно чем больше и информационно разнообразнее ресурс, тем меньше работ по созданию контента менеджер осваивает лично. Принять участие во всём ему просто не хватит времени. Поэтому на каждое отдельное направление деятельности в масштабном проекте компанией приглашается узкопрофильный специалист: SMM-менеджер продвигает сайт и его продукт в социальных сетях, копирайтер создаёт текстовые материалы, дизайнер готовит визуальный концепт, фотограф снимает и т. д.

В этом случае на плечи контент-менеджера может ложиться задача найти исполнителей задач и скоординировать их действия. Поэтому и считается, что в крупных интернет-проектах контент-менеджер в первую очередь – это координатор, ответственный за согласованность контента с общей маркетинговой стратегией и за его выпуск.

Направление и специфика интернет проекта

Специфика интернет-ресурса тоже в значительной степени влияет на объём требований к контент-менеджеру: в небольшом розничном интернет-магазине, на информационно-развлекательном проекте и популярном новостном интернет-портале контент-менеджеры выполняют разную работу.

Чтобы отобрать и разместить контент, решающий коммерческие и информационные задачи, специалист должен:

  • разбираться в маркетологии, влияя с помощью текстов, изображений и таблиц на восприятие целевой аудитории, а также формировать узнаваемый концепт проекта;
  • уметь работать в различных системах управления содержимым сайтов (WordPress, Joomla и др.) – форматировать текст, таблицы, изображения;
  • владеть хотя бы частично языками разметки (HTML) и внешнего вида документов (CSS):
  • знать основы редактирования изображений (Photoshop, Corel Draw);
  • понимать текущие алгоритмы функционирования поисковых систем и возможности оптимизации страниц сайта путём привлечения ссылочной массы, внутренней перелинковки, распределения семантического ядра, применения правил включения ключевых запросов в текст, формирования метатегов и т.д.;
  • ориентироваться в структурных требованиях к созданию интернет-текстов разного назначения для различного типа ресурсов (многостраничных сайтов, одностаничников, социальных сетей и др.).

К этому добавляется необходимость взаимодействовать с большим числом постоянных и временных сотрудников, умение обрабатывать большие массивы данных, выбирая самое нужное.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Учебных заведений, готовящих контент-менеджеров, не существует. Но есть несколько специальностей, которые позволяют быстро освоить эту новую для нашей страны профессию: «журналистика», «филология», «менеджмент». Как правило, для поступления требуются результаты ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и другим профильным предметам.

Базовые знания можно получить во многих учебных заведениях страны. Например, специалистов, создающих концепции, маркетинговые идеи и рекламные тексты, готовят в тюменском ТюмГУ (программа «Филологический менеджмент и реклама»). А в БФУ им. И. Канта в Калининграде ведётся обучение по программе профиля «Менеджмент и маркетинг».

Но существует и множество курсов и программ обучения, дающих необходимую для профессии квалификацию. Систематизацией и популяризацией таких курсов занимаются сервисы, подобные «GeekBrains» или «Нетологии»:

  • «HTML и CSS с нуля» – двухнедельный бесплатный курс;
  • «HTML5 и CSS3 – современные средства web-разработки» – курс продолжительностью 1 месяц (13600 рублей);
  • «Интернет-маркетолог. Комплексное обучение в сфере онлайн-продвижения и веб-аналитики» – 9 месяцев обучения стоят 63 тыс. рублей;
  • «Контент-маркетинг: создание и реализация успешной медиастратегии» – трёхмесячный курс стоимостью 25 тыс. рублей и др.

Большинство таких курсов проводятся дистанционно и позволяют совмещать работу с учёбой.

Профессиональные обязанности

Судя по требованиям некоторых работодателей, они ожидают получить мастера на все руки»в лице нанятого контент-менеджера. При таком подходе к профессиональным требованиям круг его обязанностей находится в зависимости от размера интернет-ресурса и его назначения.

Часто небольшой мультибрендовый интернет-магазин требует больше личного участия специалиста, чем крупный портал, где менеджер только руководит. Контентщик на этой работе:

  • делает обзор сайтов конкурентов,
  • кластеризирует семантическое ядро и вычленяет группы запросов, которые затем нужно будет разместить в тексте,
  • грамотно пишет привлекательные для покупателей описания товаров и тексты разделов,
  • собирает и уникализирует изображения товаров (при необходимости сам фотографирует товар и обрабатывает фото в редакторе, уменьшая вес снимка, расставляя логотипы),
  • публикует тексты и фото, соблюдая требования разметки и прописывая метатеги,
  • осуществляет внутреннюю перелинковку страниц,
  • создаёт страницы сайта в социальных сетях, и ведёт там и на форумах рекламно-информационную деятельность по популяризации товаров магазина,
  • анализирует посещаемость сайта с помощью данных статистических сервисов Google Analytics и Яндекс-Метрики и вносит изменения в зависимости от результатов.

Если специалист рассматривается работодателем в качестве управленца, то контент-менеджер на все описанные выше процессы должен найти исполнителей, организовать их согласованную работу, проверить её качество. При создании сайта производителя товаров и услуг он может также участвовать в создании общей маркетинговой стратегии выхода бренда на рынок. На информационно-развлекательном портале, который монетизирует посещения путём сотрудничества с партнёрскими сайтами, ко всему этому добавляется необходимость согласовывать содержание веб-ресурса с наличием соответствующих партнёрских программ.

Каждый работодатель в требованиях к вакансии формирует свой список, и зачастую он настолько объёмный, что чему-то придётся доучиваться уже непосредственно на месте работы.

Кому подходит

От контент-менеджера требуются организаторские способности и умение соединять разнообразные элементы так, чтобы они соответствовали единой стратегии сайта. Должность подойдёт тем соискателям, которые хотят время от времени переключаться с творческой работы на монотонную и наоборот. Хорошо себя чувствуют на этом месте люди организованные и дисциплинированные.

Начать работу контент-менеджером проще, если у соискателя уже есть опыт ведения собственного блога или управления группой в социальных сетях. При согласии работодателя на удалённое сотрудничество и умении распланировать свой день параллельная учёба не становится помехой в освоении профессии. Ключевым навыком является стремление к постоянному самосовершенствованию, к самостоятельному обучению.

Заработная плата

Средняя зарплата контент-менеджера в России со второй половины 2018 года составляет 30-35 тыс. рублей. Больше всего платят в Московской области – около 40 тыс. рублей. 30 тысяч и больше зарабатывают контентщики в республике Адыгея, Приморском крае, Ленинградской, Амурской, Мурманской областях. В 15-20% от всех вакансий на эту должность в России указываются суммы зарплат в диапазоне 48-64 тыс. рублей в месяц.

Как построить карьеру

Базовые разноплановые навыки позволяют профессионалу строить карьеру и в любом отдельно взятом направлении деятельности – стать маркетологом, SMM-щиком, копирайтером и т. д. Но чаще всего контент-менеджер идёт по пути освоения все более масштабных проектов. Довольно часто контент-менеджер сам становится создателем и владельцем крупного интернет-портала.

Перспективы профессии

С учётом тенденции перехода IT-индустрии от универсального к специальному профессия контент-менеджера, вероятно, будет развиваться как администраторская и координаторская. Будет увеличиваться востребованность специалистов, способных объединить в одном проекте совершенно разное содержимое и создать новый продукт, способный привлечь целевую аудиторию эффективнее предыдущих форматов.

Активно будет развиваться методологическое направление контент-менеджмента, в котором вчерашние менеджеры-практики перейдут к обучению.

Автор статьи:

Материал обновлен: 20.11.2018 г.

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения