Археолог – искатель и исследователь древних артефактов

Профессия археолог – это экспедиции, раскопки древних поселений и исследование добытых артефактов. Благодаря ее представителям мы можем сегодня представить себе быт людей в разные времена.

Археологи

Археолог – это специальность, которую окутывает ореол загадочности, романтики и мистицизма. Путешествия, раскопки, предметы, возраст которых насчитывает сотни, а то и тысячи лет… Все это очень интересно. Но желающему связать свою жизнь с наукой о прошлом человечества стоит помнить, что она не терпит случайных людей.

Кратко об истории

Археолог Манолис Андроникос

Первым археологом считается философ и поэт древности Тит Лукреций Кар. В 1 столетии до нашей эры он предложил схему деления всей дописьменной истории на каменный, бронзовый и железный века с четкой последовательностью смены одного периода другим. Впервые слово «археология» употребил древнегреческий философ Платон. Этим термином у него обозначалась «история прошедших времен». Позже повышенным интересом к раскопкам ознаменовалась эпоха Возрождения. Главная цель поисков ученых заключалась в добыче образцов античной скульптуры.

В России «рыть землю» в поисках памятников древних эпох ученые стали в конце 18 столетия. А в середине 19-го археология получила официальный статус науки. Это было время создания научных обществ, открытия музеев и наполнения их экспонатами.

Так выглядели первые попытки познать историю, сокрытую под толщей земли. Сегодня для квалифицированного специалиста не существует границ. С экспедицией он может отправиться в любой уголок планеты. Огромный рывок сделан и в лабораторном изучении артефактов, благодаря появлению новых методов, приборов и компьютеризации.

Прежде чем разбираться, кто такой археолог и чем он занимается, стоит узнать, что такое артефакты – именно с ними придется работать специалисту по «ископаемой древности». Так называется предмет, созданный человеком или же обработанный им. Второе название –вещественные источники. Речь идет о различных сооружениях, орудиях труда, предметах домашней утвари, украшениях, оружии, углях древних костров, костях со следами влияния человека и прочих свидетельствах его жизнедеятельности. При наличии на артефактах каких-либо надписей их относят к категории письменных источников. Чем отличаются вещественные источники от письменных? Первые молчаливы. В них не содержатся сведения о событиях. К тому же многие из них появились задолго до возникновения письменности.

Итак, мы подошли к вопросу, кто такие археологи. Это специалисты, которые занимаются поиском свидетельств истории и исследованием находок в лабораторных условиях – в частности классификацией, реставрацией и так далее. Их главная задача заключается в воссоздании картины прошлого на основе найденных предметов и уже имеющихся теоретических знаний и находок. По отдельности фрагмент кувшина или часть рукоятки ножа практически ни о чем не расскажут. Их нельзя анализировать без привязки к местности, обстановке, глубине залегания, предметам, обнаруженным рядом, и прочим условиям. Для определения времени изготовления или применения того или иного артефакта необходимо учитывать, в каком именно слое почвы он находился. В работе ученые пользуются сравнительно-типологическим, дендрохронологическим, стратиграфическим, радиоуглеродным и другими методами датировки находок.

Нужно отметить, что археологи – это многопрофильные специалисты. В своей деятельности они применяют методики и данные, взятые из иных дисциплин. Обращаются они к наукам как гуманитарного (лингвистика, антропология и этнография), так и естественного (ботаника, почвоведение, химия, физика, география) цикла.

Представители этой профессии, как правило, выбирают для работы определенный регион и исторический период. К примеру, ученый вполне может стать настоящим экспертом по палеолиту на территории Средней Азии, если он в течение многих лет будет изучать располагавшиеся там стоянки первобытных людей.

Итак, что делает археолог. Прежде всего, он принимает участие в экспедициях. На первом этапе специалисту нужно конкретизировать область раскопок и получить разрешение для их проведения. Затем он приступает к изучению истории этой зоны, чтобы знать о ней все.

Второй этап – практический. Как работают археологи «в поле»? Они буквально добывают из земли артефакты. Каждая находка максимально осторожно извлекается и укладывается в специальный пакет, коробку или ящик. Ее обязательно нумеруют, описывают и заносят в каталог, после этого отправляют на исследование в лабораторию.

Артефакты фотографируют и обрабатывают специальным защитным раствором. Если этого не сделать, есть риск их разрушения из-за воздействия открытого воздуха. В «арсенал» археолога входят не только увесистые лопата, кувалда, кирка, но и мини-инструменты, предназначенные для самой аккуратной работы. К примеру, подточенный 6-дюймовый гвоздь с успехом используется для очищения хрупкой косточки.

Сегодня археологи работают с современными компьютерными технологиями, которые помогают сделать 3D-реконструкцию участка местности по данным древних карт или воссоздать объемную модель какого угодно предмета. Появилось даже целое направление – виртуальная археология. Основывается оно на новейших методах моделирования, трехмерной графики и реконструкции.

Продолжительность исследований бывает разной – от 2-3 часов до 10 лет. Состояние некоторых артефактов может быть неудовлетворительным настолько, что они рассыпаются даже при легком касании. Это существенно осложняет и затягивает работу археолога.

Знания, умения и личностные качества

Археологи за работой

В первую очередь археологу нужно отличное знание истории. Особенно важно хорошо разбираться в исследуемой эпохе. Также ему необходимо знать палеогеографию, палеопочвоведение, теорию научной реставрации. Зачастую возникает потребность в изучении дополнительных дисциплин, имеющих косвенное отношение к основной специальности: этнографии, антропологии, текстологии, нумизматики, геральдики, статистики, химии и физики.

Что касается практической части работы, понадобятся навыки топографа и геодезиста. Если исследуемый участок находится в горной местности или же под водой, без умений скалолазания или дайвинга не обойтись. Чтобы овладеть ими, нужно окончить специальные курсы.

Профессия археолога подойдет только истинному энтузиасту, для которого экспедиции, раскопки и предметы древности – призвание, а не случайная подработка. Хороший специалист отличается:

• любовью к истории;
  • аскетизмом;
  • терпеливостью;
  • уравновешенностью;
  • способностью работать в команде;
  • аналитическим складом ума и дедукцией;
  • отличным здоровьем и физической выносливостью.

Перечисленные качества помогут новичку успешно работать и строить карьеру.

Где учиться

Как стать археологом? Для этой профессии высшее образование обязательно. Учиться, а потом и работать по специальности будет сложно. Главный акцент в любой учебной программе сделан на детальном изучении истории. Кроме того, студента обучат технологиям ведения раскопок и обращению с добытыми артефактами.

Где учат на археолога? Специализированных археологических вузов в Российской Федерации всего два – Институт археологии РАН и Московский археологический институт. Последний сейчас входит в состав МГУ. Кроме них можно выбрать любое высшее учебное заведение, где есть исторический факультет с кафедрой археологии.

Приведем несколько примеров вузов, где можно выучиться этой профессии:

• Волгоградский госуниверситет. Институт истории, международных отношений и социальных технологий. Кафедра отечественной и всеобщей истории, археологии.
  • Московский педагогический госуниверситет. Институт истории и политики. Исторический факультет.
  • Иркутский госуниверситет. Исторический факультет. Кафедра археологии, этнологии и истории Древнего мира.
  • Южный федеральный университет. Институт истории и международных отношений. Кафедра археологии и истории Древнего мира.
  • Государственный академический университет гуманитарных наук. Исторический факультет.

Для поступления на исторический факультет потребуется ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. Некоторые вузы могут дополнительно попросить результаты экзаменов по иностранному языку и математике.

Заработная плата

Как уже упоминалось, археолог обычно выбирает для работы конкретный регион и определенный исторический период. Выше всего ценятся высококвалифицированные специалисты по эпохе палеолита. В среднем по России размер заработной платы составляет 60 тысяч рублей. Минимальная, судя по данным с сайтов трудоустройства, – в Волгоградской области, 15 тысяч рублей.

В некоторых регионах ситуация выглядит примерно так:

• Курганская и Вологодская области – 50 тысяч рублей.
  • Москва и область, Республика Саха – 82 тысячи рублей.
  • Рязанская область – 115 тысяч рублей.

На уровень оплаты труда археолога влияет несколько факторов. Прежде всего, это наличие профессиональных навыков и опыта, а также место работы.

Трудоустройство и карьера

Диплом о высшем образовании в совокупности с профессионализмом и лидерскими качествами поможет археологу сделать хорошую карьеру. Со временем специалист может руководить проведением раскопок и вести археологический надзор, который заключается в контроле за сохранностью объектов, имеющих статус исторического наследия.

Археолог может устроиться на работу в научно-исследовательский институт или в высшее учебное заведение. Молодого специалиста примут, например, в Институт археологии РАН или в Институт этнологии и антропологии РАН. Начав деятельность с должности лаборанта или младшего научного специалиста, амбициозный археолог имеет все шансы вырасти до заведующего отделом и даже возглавить учреждение. Параллельно он может заниматься написанием научных статей для популярных журналов – к примеру, Archaeology или «Наука и жизнь».

Перспективы профессии

Археология – наука очень гибкая. Она открыта к интеграции с другими дисциплинами. Сегодня наблюдается стремительное развитие молекулярной археологии. Это направление, которое появилось на стыке с молекулярной генетикой. Оно дает возможность расшифровки генетического материала различных органических артефактов – начиная от останков человека до костей животного, фрагментов пищи и пыльцы растений.

Не менее перспективна виртуальная археология. Это симбиоз компьютерных технологий и классических геофизики, геодезии, картографии, научной реконструкции. С помощью лазерного сканирования успешно выполняется высокоточное трехмерное моделирование памятников. Теперь ученый может свободно делать необходимые расчеты и замеры прямо в кабинете. Раньше для этого надо было обязательно находиться на объекте.

Исследователь памятников Таманского полуострова археолог Иван Рогов считает, что все-таки наступит момент, когда эта профессия прекратит существование. Изучать будет попросту нечего. Однако совсем она не исчезнет. С точки зрения ученого, она, скорее всего, трансформируется в какую-нибудь новейшую науку либо сольется с искусствоведением или реставрацией. Правда, случится это нескоро. Поэтому поступающим в вузы безработицы после выпуска бояться не стоит.

Автор: Юлия Заблоцкая

Материал обновлен: 12.10.2019 г.