Список профессий, связанных с общением с людьми

В список профессий, связанных с общением с людьми, можно включить сотни самых разных специальностей – от врачей и учителей до официантов и управленцев.

Средняя заработная плата: 20000 рублей в месяц
Рукопожатие мужчин

Рейтинг профессии

Востребованность
67%
Оплачиваемость
59%
Конкуренция
61%
Входной барьер
69%
Перспективы
54%

Профессии, связанные с общением с людьми, многие эксперты считают наиболее сложными. В них далеко не все зависит от знаний и квалификации специалиста – многое решает умение найти подход к человеку и выбрать правильную стратегию поведения для достижения положительного результата.

Профессии, требующие специального образования

Профессии, относящиеся по классификации академика Е. А. Климова к категории «человек – человек», предполагают непосредственное общение между теми, кто оказывает какого-либо рода услуги, и теми, кто их получает. Специальности этой категории отличаются большим разнообразием, их представители работают во всех сферах нашей жизни. Их можно классифицировать по разным признакам, мы же остановимся на показателе обязательности наличия специального образования.

Итак, профессии, связанные с общением с людьми, требующие получения диплома вуза или специализированного ссуза (список составлен в произвольном порядке):

  • Педагог. Главная задача огромной армия профессионалов этой специальности – передать определенные знания и навыки. И речь идет не только о школьных учителях, но и о воспитателях детских садиков, преподавателях университетов и колледжей, спортивных тренерах, логопедах, дефектологах. В этой сфере чаще всего работают люди, которые искренне любят свое дело, ведь их материальное вознаграждение обычно оставляет желать лучшего.
  • Медик. Персонал больниц, поликлиник, санаториев и оздоровительных центров постоянно находится в контакте со своими пациентами. Основная роль в учреждениях здравоохранения принадлежит врачам, хотя огромный объем работы выполняется медсестрами. Хорошие доктора лечат не болезни, а пациента, поэтому уделяют внимание его проблемам и образу жизни. Количество контактов в течение дня зависит от специализации врача и места его работы. Так, хирург в больнице в основном общается лишь с теми больными, которые находятся у него в стационаре, и их родными, а терапевту в поликлинике приходится иметь дело с гораздо большим потоком тех, кто обращается за медицинской помощью.
  • Психолог. С начала 2000-х наука о высшей нервной деятельности в России развивается особенно бурно, и после десятилетий непризнания этой профессии в советские времена специалисты получили возможность реализовать свои таланты. Люди еще во многом с недоверием относятся к психологам, опасаясь делиться своими проблемами и предпочитая решать их народными способами. Однако постепенно лед тает, и сейчас поход к семейному психологу уже не считается чем-то зазорным, а специалисты по работе с детьми есть в большинстве крупных школ.
  • Журналист. Способность найти нужную информацию, получить комментарии экспертов, узнать точку зрения простых людей, умение все это быстро и качественно обработать и предоставить на суд зрителям, читателям, слушателям – вот основные задачи репортеров. Считается, что это работа для молодых, причем вовсе не обязательно иметь диплом журналиста, достаточно любого высшего образования, знаний в какой-либо сфере и умения общаться. От радиожурналистов требуется четкая дикция, а телерепортерам не обойтись без привлекательной внешности. В печатных СМИ важно умение интересно и грамотно излагать свои мысли.
  • Переводчик. Знание иностранных языков массовым пока не стало, поэтому профессия переводчика остается очень востребованной. Обслуживание политических и бизнес-делегаций, работа в компаниях, имеющих зарубежных партнеров, синхронный и последовательный перевод на различных мероприятиях – это неполный перечень обязанностей специалиста. Многие знатоки языков работают гидами интуристов в России или российских путешественников в других странах.
  • Управленец. Руководить коллективом, независимо от его численности, – это особое умение. Работа управленца направлена на организацию деятельности каждого сотрудника с целью достижения его максимальной продуктивности с учетом профессиональных и личных качеств. Если руководитель просто раздает «ценные указания», не прислушиваясь к мнению работников, то со временем у предприятия возникнет проблема с квалифицированным персоналом, решить которую не поможет даже повышение зарплаты.
  • HR-менеджер. Это специалист по человеческим ресурсам, или попросту кадровик. Любая более-менее крупная компания или организация имеет собственный отдел работы с персоналом, где трудятся профессионалы, главная задача которых – подобрать подходящего сотрудника на вакантное место. Кроме того, они занимаются обучением штатного персонала, разрабатывают систему поощрений и взысканий. Многие фирмы при поиске необходимого работника обращаются в специализированные HR-агентства, имеющие базу кандидатов на разные должности.
  • Социальный работник. Такой человек идет к людям, которые пребывают в сложных жизненных обстоятельствах (болезнь, одинокая старость, неприспособленность к жизни, отсутствие необходимых навыков), и помогает им словом и делом. Нередко соцработникам приходится находить контакт с людьми, которые этого вовсе не хотят (наркоманами, алкоголиками, другими асоциальными элементами).

Представители всех этих профессий, за редким исключением, имеют высшее образование, чаще всего гуманитарное, хотя в случае с управленцами и некоторыми журналистами подойдет и техническое. Что касается учителей и медиков, то они обязаны закончить специализированный вуз или колледж, другие варианты не рассматриваются.

Профессии без высшего образования

На рынке труда есть и другие профессии, связанные с общением с людьми, и чтобы их получить, не надо поступать в вузы. Многие специальности можно освоить самостоятельно прямо на рабочем месте, или же пройдя краткосрочные курсы в учебном центре.

Среди доступных многим профессий можно назвать такие:

  • Продавец-консультант. Сотни тысяч молодых людей, в первую очередь девушек, начинают свою трудовую деятельность в магазинах. Обаяние, улыбка, умение найти подход к потенциальному покупателю, завоевать его доверие – все это способствует увеличению продаж, а от их объема зависит заработная плата сотрудника. Консультант обязан назубок знать реализуемый ассортимент, все мельчайшие свойства предлагаемого товара, его достоинства и недостатки.

Девушка-менеджер разговаривает по телефону

  • Менеджер по продажам. Его задача – найти новых покупателей товаров или заказчиков услуг, предлагаемых работодателем. Клиента нужно не только отыскать, но и заинтересовать. Это тяжелый труд, с которым справится далеко не каждый, ведь сотруднику приходится постоянно выходить из зоны комфорта, регулярно получать отказы, зачастую далеко не в корректной форме. Общение может происходить как с глазу на глаз, так и в телефонном режиме или по электронной почте.
  • Полицейский. Стражу порядка приходится иметь дело с самыми разными представителями общества, зачастую проявляющими себя не с лучшей стороны. Защищать граждан от хулиганов и преступников, разыскивать правонарушителей, обходить дома, опрашивая свидетелей события, успокаивать разъяренную толпу – все это требует умения и высокой психологической устойчивости в стрессовых ситуациях. Хороший полицейский, например, участковый, знает почти всех жителей закрепленной за ним территории, их привычки и склонности и способен решать вопросы защиты закона при помощи профилактической работы.
  • Работник бьюти-индустрии. Доход представителей этих профессий всецело зависит от их мастерства и умения ладить с людьми. Парикмахер, стилист, мастер маникюра должны не только оказать услугу, но и уметь общаться с клиентами во время работы, выслушивать их жизненные проблемы, поддерживать добрым словом и при необходимости давать полезные советы. Многие женщины воспринимают поход в салон как сеанс психологической разгрузки, во время которого можно поделиться своими проблемами и получить отзыв. Но работникам нужно соблюдать конфиденциальность, иначе неумение хранить секреты негативно скажется на репутации заведения и приведет к оттоку клиентов и убыткам.
  • Работник сферы обслуживания. От официантов, барменов, хостес, администраторов требуется быть приветливыми и предупредительным. Посетитель должен быть обслужен по самому высокому разряду, чтобы заведение было конкурентоспособным на рынке. Хозяева ресторанов, баров, кафе, гостиниц большое внимание уделяют умению персонала общаться, их внешнему виду и способности максимально оперативно и доступно подать нужную информацию. Хорошие чаевые от благодарных посетителей очень стимулируют развитие этих навыков.
  • Проводник. В огромном железнодорожном хозяйстве, где большинство работников заняты обслуживанием механизмов различной сложности, есть место и профессии, связанной с общением с людьми. Проводниками могут быть мужчины и женщины, в их обязанности входит размещение пассажиров в вагоне согласно купленным билетам, выдача постели, чая и кофе. Кроме того, они открывают двери на станциях и будят путешественников на их остановках.
  • Event-менеджер. Он организовывает различные праздники и торжественные мероприятия. Для него важно умение общаться не только с участниками какого-либо события любого возраста, но и с поставщиками, владельцами площадок, режиссерами, осветителями и звукооператорами. Event-менеджер находится в центре событий, он объединяет множество людей вокруг единого замысла и создает нужное настроение.

Это далеко не все профессии, связанные с обязанностью общаться с людьми. Список могут продолжить спасатель, библиотекарь, туристический агент, почтальон, консультант, экскурсовод, рекламист. Перечень специальностей очень велик, и он продолжает расширяться.

Где лучше учиться

Высшее образование по профессиям, предусматривающим работу с людьми, можно получить в классических и гуманитарных университетах. Сейчас многие вузы, даже технические, стремятся ввести в свои учебные программы специальности для широкого круга абитуриентов, чтобы привлечь молодых людей с разными способностями. Конкурс напрямую зависит от престижности вуза и конкретного профиля обучения. Так, на переводчика или врача поступить сложно, гораздо проще стать учителем или юристом.

Более быстрое вхождение в профессию обеспечивают средние специальные учебные заведения. Те, кто хочет пораньше начать работать, подают документы в ссузы, которые специализируются на разных профилях подготовки. Медицинские и педагогические училища, колледжи сферы обслуживания никогда не пустуют. А для видов деятельности, в которых нужен минимум специальных знаний, работодатели организовывают обучение непосредственно на рабочем месте под руководством опытных сотрудников или направляют новичков в учебные центры по подготовке персонала.

Кому подходят

Работа с людьми подходит тем, кто открыт внешнему миру, то есть экстравертам. Они легко входят в контакт, сопереживают, стремятся помочь и ищут варианты, как сделать это лучше. Интровертам в таких профессиях будет тяжело, они все время будут чувствовать себя не в своей тарелке и сомневаться в собственном выборе.

Для работы с людьми необходимо иметь такие качества:

  • коммуникабельность;
  • терпеливость и самоконтроль;
  • вежливость и толерантность;
  • способность слушать другого человека и понимать его проблемы;
  • доброта и готовность помочь;
  • эмоциональная устойчивость;
  • умение аргументировано отстаивать свою позицию;
  • инициативность и ответственность.

Плюсы профессий, связанных с общением, – возможность реализовать свой потенциал, благодарность со стороны потребителей услуг. Минусы – стрессы и психологические перегрузки, высокий уровень ответственности и не всегда высокие зарплаты.

Сколько получают

У большинства представителей «коммуникабельных» профессий доходы невелики. На их величину влияет ряд факторов: место проживания, специальность, должность, стаж работы. Например, учителя в Москве в среднем зарабатывают около 70 тысяч рублей в месяц, в Санкт-Петербурге – 65 тысяч, а в небольших городках приходится довольствоваться 15–20 тысячами рублей. Среди врачей ситуация схожая: в столицах платят 60–70 тысяч рублей, в провинциях – от 20 до 30 тысяч.

Некоторые специальности, связанные с работой с людьми, оплачиваются лучше. В первую очередь можно говорить о руководителях, оклады которых выше. В частном секторе услуги управленцев оцениваются по договоренности, кроме того, по контракту им полагаются дополнительные бонусы за увеличение прибыли компании. Также востребованы услуги переводчиков, которые могут получать от 40 до 80 тысяч рублей в зависимости от иностранного языка, которым они владеют.

Перспективы профессии

Современная экономика приобретает все больше признаков постиндустриальной модели. Новые технологии, компьютерные системы и интернет занимают все большую долю в национальных ВВП, а вскоре к этому перечню добавится искусственный интеллект. Растет количество услуг, которые предполагают взаимодействие людей между собой. По мнению экспертов, в ближайшие десятилетия будут активно развиваться сферы образования, здравоохранения, отдыха и развлечений.

Автор: Алексей Кузнецов

Автор статьи:

Материал обновлен: 21.03.2021 г.

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения