Кто такой менеджер по персоналу и чем он занимается

Эра «кадровиков» закончилась, на смену им пришли специалисты по управлению персоналом. Это представители молодой, но довольно востребованной профессии, которая имеет массу преимуществ, но и требует определенных знаний и личных качеств.

Средняя заработная плата: 60000 рублей в месяц
Менеджер по персоналу

Рейтинг профессии

Востребованность
67%
Оплачиваемость
61%
Конкуренция
47%
Входной барьер
64%
Перспективы
69%
Сейчас специалист по управлению персоналом есть в каждой уважающей себя компании, где работает от 150 сотрудников. Эта должность относится к руководящим, потому хорошо оплачивается и высоко востребована, но сопряжена с высоким уровнем ответственности. Именно менеджер по персоналу подбирает кадры, и от него зависит, как будет работать и развиваться организация. Познакомимся с особенностями профессии и узнаем, что делает специалист.

Историческая справка

HR – аббревиатура от английского human resource. Переводится выражение как «человеческий ресурс». И это именно то, с чем имеет дело менеджер по персоналу.

Впервые понятие HR-менеджер начало употребляться в США в XIX веке. На то время пришелся бум развития предприятий разного масштаба и повышения конкуренции на рынке. Владельцы организаций поняли, что для оптимизации работы необходим основательный подход к управлению персоналом, и начали нанимать для выполнения этих обязанностей специальных менеджеров.

В России профессия HR-специалист появилась только в 2000-х годах. Прототип менеджера по управлению – кадровик. Эта должность была широко распространена в Советском Союзе и заключалась в выдаче пропусков, написании должностных инструкций, табелировании персонала, ведении документации. Она имеет некоторые сходства с менеджментом, представляя собой его упрощенную версию.

Описание и специализации

Менеджер по управлению персоналом – многофункциональный сотрудник, основная задача которого заключается в поиске и подборе кадров для предприятий. Профессия имеет несколько специализаций:

  • рекрутинг-менеджер;
  • тренинг-менеджер;
  • менеджер по делопроизводству и т. д.

В России наиболее популярны рекрутинг и делопроизводство. Рекрутеры занимаются профессиональным подбором персонала, который будет полностью соответствовать требованиям нанимателя. Они могут работать в штате организации или в рекрутинговых агентствах, оказывающих такие услуги. Менеджер по делопроизводству занимается составлением договоров о сотрудничестве, ведением личных дел сотрудников и другой документации.

Менеджер по работе с персоналом должен не только выполнять свои прямые обязанности, но и создавать в коллективе положительную обстановку: помогать новым работникам адаптироваться, наладить отношения с сотрудниками и в максимально сжатые сроки вникнуть в суть поставленных перед ними задач.

Высшее и дополнительное образование

Можно выбрать любой вуз, который дает подготовку по курсу «Менеджмент». Хорошие HR-специалисты выходят как из экономических, так и из гуманитарных высших учебных заведений (психология, социология), например, в число топовых входят:

  • Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова;
  • Государственный университет управления;
  • Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина;
  • Московский государственный институт международных отношений МИД России.

Также есть и учебные учреждения дополнительного образования. Всего через несколько месяцев студенты получают диплом. Пройти профессиональную переподготовку можно в Московском центре образования «Престиж», Академии рынка труда, Межрегиональной академии промышленного и строительного комплекса, Международной академии экспертизы и оценки, Современной научно-технологической академии.

Для поступления в вузы нужны результаты ЕГЭ по математике, русскому языку, обществознанию. В зависимости от профиля выбранной программы может потребоваться еще и английский язык.

Обязанности

Менеджеры по работе с персоналом должны обладать рядом профессиональных навыков, но, прежде всего, им нужно чувствовать людей, предугадывать, насколько полезным сотрудник может быть для компании, имеет ли он перспективы роста и сможет ли гармонично вписаться в коллектив.

К прямым должностным обязанностям относят:

  • формирование кадровой политики компании;
  • поиск и наем кадров;
  • разработку и внедрение штрафных санкций и систем поощрения;
  • организацию тренингов, специализированных семинаров, профильных форумов, курсов и других обучающих событий для персонала;
  • обеспечение укомплектованности штата компании;
  • помощь новым сотрудникам в период адаптации;
  • разработку материальной и нематериальной мотивации;
  • мониторинг рынка труда.

В небольших организациях менеджеры занимаются дополнительно составлением трудовых договоров, ведением личных дел сотрудников и другой документации. В крупных компаниях, где существует четкое разделение обязанностей между работниками HR-отдела, эти функции выполняют специалисты по делопроизводству.

Какими качествами нужно обладать

Работать менеджером по персоналу может далеко не каждый человек. Эта профессия требует высокого уровня самоорганизации, умения ориентироваться в современных методиках мотивации и обучения персонала. Также специалист должен обладать:

  • уверенностью в собственных силах;
  • хорошо поставленной грамотной речью;
  • коммуникабельностью;
  • беспристрастностью;
  • чувством такта;
  • креативным мышлением;
  • адаптивностью;
  • доброжелательностью;
  • активной жизненной позицией;
  • высоким уровнем самоорганизации.

Стрессоустойчивость – еще одно качество, необходимое специалисту. Высокая эмоциональная нагрузка обусловлена постоянным общением с абсолютно разными людьми. HR-менеджер не только принимает на работу, но и увольняет, ему часто приходится штрафовать сотрудников. Людям, склонным к стрессам, такая специальность точно не подойдет.

Заработная плата

Заработок менеджера по персоналу напрямую зависит от уровня его квалификации, опыта работы на аналогичной должности и, конечно же, региона. Средний оклад по территории России колеблется в пределах 20–80 тысяч рублей, а вот в столице специалисты получают от 40 до 100 тысяч рублей. Наиболее высокий оклад у профессионалов крупных компаний.

В филиалах иностранных организаций оклады выше, чем в отечественных. Кроме того, намного больше шансов на профессиональное развитие и продвижение по службе.

Карьерный рост

Наиболее удачным вариантом для молодых людей без опыта работы будет место в рекрутинговом агентстве. Здесь всего за год можно получить достаточно практических профессиональных знаний, научиться работать с документами и отточить навыки по подбору и управлению кадрами. Также для старта подойдет должность ассистента HR-менеджера.

Исполнительные и перспективные сотрудники получают повышение. Если позволяет штат организации, можно стать начальником отдела по персоналу. Также нередко HR-специалисты входят в совет управления компанией. Чем выше должность, тем более высокий оклад получает менеджер по работе с персоналом. Карьерный рост и повышение заработной платы гарантирован только при условии постоянного саморазвития и совершенствования навыков.

Перспективы

На данный момент компаний, нуждающихся в квалифицированных менеджерах по подбору и работе с персоналом, очень много. С каждым годом специальность становится все более востребованной, ведь владельцы бизнеса понимают, насколько важно организовать рабочий процесс таким образом, чтобы персонал был максимально продуктивным и замотивированным. В ближайшие 20–30 лет потребность в HR-специалистах будет только возрастать.

Автор статьи:

Материал обновлен: 26.02.2019 г.

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения