Любой человек, даже никогда не оформлявший полис, хотя бы раз в жизни слышал словосочетание «страховой агент». Многие имеют лишь приблизительное представление об этой профессии. Кто это такой и чем он занимается – в нашей статье.
Рейтинг профессии
Как и когда возникла профессия
История страхования уходит вглубь веков. Еще в Древнем Вавилоне члены земледельческой общины, купцы и торговцы договаривались между собой о коллективной поддержке любого из них в случае материальных потерь (порчи, пропажи имущества, потравы посевов). Каждый участник договора частично возмещал убыток пострадавшему. Позже в Древнем Риме коллегии ремесленников стали создавать специальные фонды для таких случаев.
С возникновением торговых и промышленных гильдий страховая система усложнилась, приобрела современные очертания. Появилось имущественное и личное страхование. Первые страховые общества как коммерческие проекты возникли в 17 веке. Появилось понятие полиса, на первый план выступили компенсации в случае несчастных случаев.
В середине 19 века страхование вышло на уровень крупного международного бизнеса. С начала 20 века этот вид предпринимательства стал одним из самых прибыльных в мире. В дореволюционной России профессия страхового агента была широко распространена, но после 1917 года перестала быть востребованной.
Страховая деятельность в СССР возродилась в 1936 году и существовала в строгих рамках советского законодательства. С распадом Союза в 1991 году она возобновилась в России на новом уровне – в рыночных условиях.
Описание и характеристика профессии
Слово «агент» означает «действие» – эта должность предполагает активную позицию во взаимодействии с людьми. Страховой агент – посредник между клиентом и страховой компанией, его работа – предложить и продать услугу.
Чтобы сделать это, он должен уметь слушать и убеждать, понимать желания клиентов и предлагать оптимальные условия договора. После заключения соглашения необходимо постоянно поддерживать отношения с клиентом, предупреждать конфликтные ситуации, предлагать новые услуги.
Существует 4 основных направления страхования:
- имущество;
- ответственность;
- жизнь и здоровье;
- финансовые и специфические риски.
Деятельность страхового агента регулируется договором, заключенным с компанией-работодателем. Представителю этой профессии необходимо находить компромисс интересов страховщика и клиента, стать полезным для последнего в решении его проблем, консультировать по любым вопросам. Для того чтобы зарабатывать самому и приносить доход компании, важно установление долгосрочных отношений с клиентом, а это возможно только на взаимовыгодной основе.
Страховому агенту предоставлена большая свобода в формировании рабочего графика, выборе средств и методов для привлечения клиентов.
Представитель страховой компании должен осознавать ответственность перед клиентом, быть готовым оказать ему моральную поддержку в трудные моменты.
Как стать страховым агентом
Чтобы получить эту профессию, необязательно иметь образование по профилю. В рамках любой страховой компании всегда есть школа страховых агентов, в которой можно пройти краткий курс обучения на платной или безвозмездной основе и в разных формах:
- очные курсы;
- дистанционное обучение;
- презентации и видеоуроки;
- тренинги и семинары;
- вебинары;
- мастер-классы ведущих специалистов.
Курс обучения длится несколько недель, после чего можно приступать к работе. Новичку предоставляют в помощь опытного наставника, который поможет освоиться, проконсультирует в сложных вопросах.
Очень важен выбор компании для начала карьеры – дальнейший успех во многом зависит от профессиональной поддержки, оказанной на старте. В ходе работы надо постоянно совершенствоваться, повышать квалификацию, накапливать опыт и мастерство. Для успешной деятельности страховому агенту нужно обладать хотя бы минимальными знаниями в юриспруденции, экономике, психологии и на высшем уровне владеть профессиональной терминологией, знать и помнить виды и условия предоставляемых услуг.
Крупные компании отдают предпочтение кандидатам со средним или высшим образованием, полагая, что по окончании колледжа или института специалист обладает достаточным кругозором и навыками общения для результативной работы.
В вузах России тонкостям страхования можно обучиться по следующим специальностям:
- управление рисками и страховая деятельность;
- финансы, кредит, страхование и учет;
- страхование;
- оценочная деятельность.
Для поступления на бюджетные места проходной порог по ЕГЭ требуется не менее 83, для платного обучения, как правило, уровень на 10–20 баллов ниже.
Обязанности
Для страховых агентов разработана стандартная должностная инструкция, в которой перечислены его обязанности:
- изучение и формирование спроса на страховые услуги в конкретном регионе;
- формирование, поддержание и расширение клиентской базы;
- консультирование по видам и условиям страхования, разъяснение порядка выплат;
- оценка стоимости объектов страхования, определение размера ущерба;
- заключение договоров и контроль их исполнения;
- оформление сопутствующей документации;
- выявление рисков для страховщика, оценка платежеспособности клиента;
- выявление причин нарушения страховых соглашений и их устранение;
- обеспечение уплаты страховой премии, иногда – ее инкассация;
- своевременная сдача документов строгой отчетности;
- досудебное урегулирование споров о размере компенсации.
Главное для страхового агента – профессионализм и активность. Он должен в полной мере донести до клиента преимущества сотрудничества с компанией, которую представляет.
Кому подходит профессия
Среди работающих на должности страхового агента есть студенты, пенсионеры, домохозяйки, активные молодые люди. Этот род деятельности может быть основным или дополнительным. Он подходит в равной степени мужчинам и женщинам, обладающим следующими качествами:
- уравновешенность;
- настойчивость;
- пунктуальность;
- ответственность;
- уверенность;
- доброжелательность;
- инициативность;
- способность и стремление постоянно обучаться;
- целеустремленность;
- умение предлагать, но не быть навязчивым;
- внимательность и точность при заполнении документов;
- быстрая реакция и умение приспосабливаться к меняющимся пожеланиям клиента;
- общительность, умение первым вступать в контакт;
- личное обаяние;
- высокий самоконтроль.
Преимущество при поступлении на работу будут иметь кандидаты, обладающие опытом продаж и навыками ведения переговоров, грамотной речью и умением пользоваться компьютером.
Работа страхового агента привлекает людей, имеющих высокую потребность в общении, разнообразии, желающих быть нужными и полезными для других.
Заработная плата
Доход страхового агента напрямую зависит от количества заключенных договоров. Штатный сотрудник получает оклад, к которому прибавляется процент от продаж услуг компании, либо только комиссионные.
В начале карьеры оклад составляет 12 000–15 000 рублей, через год он повышается до 25 000–30 000 рублей, через 3–5 лет достигает 35 000–40 000. Комиссионные выплачиваются в размере 10 –25 % от суммы сделки, при оформлении договора страхования жизни ставка может подняться до 30–50 %.
После 3–5 лет работы и при наличии собственной большой клиентской базы заработок страхового агента может достигать 100 000–300 000 рублей. Многие компании практикуют систему поощрительных выплат – бонусов и премий тем, кто выполняет план. Внештатный сотрудник работает только за процент.
Плюсы и минусы профессии
Несмотря на высокий спрос, профессия страхового агента не относится к числу престижных. Ежедневно он должен общаться с большим количеством людей из разных социальных слоев, что со временем может вызвать эмоциональную усталость, выгорание. Тем не менее у профессии много преимуществ:
- Свободный рабочий график – позволяет строить свой день так, как удобно.
- Зарплата не имеет ограничений, зависит от успешности деятельности агента.
- Возможность быстрого обучения и повышения квалификации параллельно работе.
- Допустимо совмещение с другими видами деятельности. Это актуально на первых порах, пока не наработаны опыт и клиентская база. Через несколько лет уже не будет времени на другую работу, да и необходимость иметь «запасной аэродром» отпадет.
- Хорошие перспективы карьерного роста.
- Возможность знакомства с известными людьми.
К недостаткам относятся:
- Непрерывный поиск новых клиентов – от этого зависит эффективность работы и карьерный рост.
- Нестабильность заработков, особенно в начале карьеры.
- Частые стрессовые ситуации – хамство со стороны клиентов, конфликты, нуждающиеся в урегулировании.
- Необходимость всегда быть собранным и готовым выехать на деловую встречу, которая может быть назначена в вечернее время, в выходной день.
Как строить карьеру
Профессия страхового агента примечательна тем, что освоить ее можно в любом возрасте. Как правило, начало карьеры связано с оформлением обязательных полисов автогражданской ответственности – клиентов не нужно искать, они сами ищут возможность заключить договор. Но заработок в этом направлении весьма ограничен, и нужно переключаться на добровольное страхование, чтобы реализовать свои способности по максимуму и получить достойные деньги. Суммы комиссионных выплат в этой сфере могут быть довольно высокими. Приобретение опыта и расширение собственной клиентской базы позволит обрести через 5–6 лет солидный доход.
Перспективы профессии
В ходе трудовой деятельности необходимо постоянно совершенствовать и расширять свои знания. Не следует игнорировать обучающие семинары, которые проводит компания. На них сотрудники изучают изменения в законодательстве, условиях страхования, эффективные техники продаж, ведения переговоров.
Карьерный рост зависит от амбиций, работоспособности и умения соответствовать требованиям профессии. При наличии этих качеств и образования начинающий агент уже через полгода может стать начальником подразделения продаж, впоследствии – руководителем отдела или всей компании. При желании и упорстве есть все шансы дорасти и до создания собственного бизнеса.