Деловые отношения предприятия с зарубежными партнерами требуют соответствующей организации. Для этого необходим человек, который будет разрабатывать и контролировать все мероприятия, направленные на формирование взаимовыгодных связей. Этими вопросами занимается менеджер по внешнеэкономической деятельности.
Рейтинг профессии
История
Первые менеджеры-профи – наемные руководители компаний – появились в США в конце 19 века, когда стало понятно, что для успешного функционирования предприятия и выживания в условиях жесткой конкуренции необходимо прогрессивное управление. В России профессия менеджера ВЭД возникла в 90-х годах 20 века с началом реализации экономических реформ и формированием международных рыночных отношений, в том числе и в сфере товарообмена. Постепенно круг обязанностей таких специалистов расширялся, и сегодня деятельность менеджера ВЭД может также охватывать вопросы научно-технического и производственного сотрудничества, финансирования и кредитования.
Описание и характеристика профессии
Менеджер по ВЭД – одна из ключевых фигур в компании. Он напрямую участвует в создании общей внешнеэкономической и маркетинговой политики предприятия, организует каналы поступления товаров от производителя к потребителям по разные стороны границ. От менеджера ВЭД зависит продвижение продукции компании на внешний рынок или организация импортных поставок.
Он должен быть готовым постоянно обучаться, анализировать, следить за изменениями законодательства и выстраивать свою деятельность согласно меняющейся обстановке. Умение работать в команде, конструктивно общаться с зарубежными контрагентами – главные условия эффективности его труда.
Менеджер по ВЭД в своей деятельности руководствуется должностной инструкцией, приказами начальства, законодательством страны и нормативными документами компании.
Вузы
Для работы на этой должности желательно наличие диплома о высшем экономическом образовании и стаж по профилю не менее 3 лет. Выпускники вузов, получившие специальность экономиста-международника, успешно проходят конкурс на вакансию менеджера по ВЭД, работают и имеют хорошие перспективы карьерного роста.
Необходимые знания можно получить, обучившись по следующим программам бакалавриата или специалитета:
- «Управление транспортными системами и логистическим сервисом»;
- «Международный менеджмент»;
- «Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность»;
- «Международная коммерция»;
- «Международный бизнес и предпринимательство»;
- «Международный менеджмент в транснациональных корпорациях»;
- «Международная экономика»;
- «Международный бизнес промышленных товаров»;
- «Международная торговля и торговое дело»;
- «Внешнеэкономическая деятельность»;
- «Сервис во внешнеэкономической деятельности»;
- «Управление финансами во внешнеторговой деятельности»;
- «Таможенное дело»;
- «Логистика»;
- «Менеджмент внешнеэкономической деятельности».
Требования к поступлению у каждого высшего учебного заведения разные. Обычно это 3–4 предмета ЕГЭ, в отдельных случаях – внутренние вступительные испытания. В основном, важны результаты единого госэкзамена по математике, иностранному и русскому языкам. К ним могут быть добавлены история и обществознание. Проходной балл по одному предмету, как правило, не ниже 80.
Обязанности
Должностные обязанности менеджера по ВЭД сводятся к следующему:
- анализ рынка и данных по возможному и текущему сотрудничеству;
- подготовка и ведение переговоров, согласование договоров;
- разработка стратегии развития внешнеэкономических отношений предприятия;
- поиск клиентов и партнеров;
- организация транспортировки товара;
- контроль над всеми этапами реализации договоров с соблюдением законности совершаемых сделок;
- ведение деловой переписки и сопроводительной документации;
- ежедневное отслеживание курсов валют;
- таможенное оформление грузов;
- оптимизация расходов на транспортировку товара;
- работа с претензиями;
- участие в международных выставках;
- руководство подчиненными сотрудниками.
Менеджер по ВЭД должен свободно владеть 2–3 иностранными языками, ориентироваться в международном торговом законодательстве, знать традиции, обычаи и деловую культуру стран, с которыми поддерживаются партнерские отношения, уметь оперативно реагировать на меняющиеся обстоятельства и быстро принимать решения.
Кому подходит
На должность менеджера по внешнеэкономической деятельности принимают инициативных, уравновешенных, аккуратных, исполнительных, коммуникабельных кандидатов с хорошими управленческими и организаторскими способностями.
Менеджер по ВЭД должен иметь отличные переговорные навыки, владеть современным программным обеспечением и быть готовым к частым командировкам. Важным качеством работодатели считают также умение и желание постоянно учиться, корректировать свою работу в соответствии с изменениями в законодательстве.
Профессия одинаково подходит и мужчинам, и женщинам, предпочтение отдается соискателям в возрасте 25-40 лет.
Заработная плата
Оплата труда менеджера по ВЭД зависит от образования и опыта работы. На эту должность могут претендовать и соискатели, не имеющие профильного образования. Для начала следует окончить курсы при высшем учебном заведении. Начинающим работникам будет предложена зарплата от 15 000 до 45 000 рублей, при наличии 12-месячного стажа она повышается на 10 000 рублей, еще один год дает прибавку в 10–15 тысяч. Опыт работы более 3 лет, высокая компетентность позволяют получать 85 000–150 000 рублей, в крупных компаниях – до 300 000.
Как строить карьеру
Найти работу на должности менеджера по внешнеэкономической деятельности нелегко, при высокой востребованности профессии конкурс на вакантное место довольно высок. Начать свою карьеру в этом направлении можно, став помощником специалиста по ВЭД, далее двигаться вверх, сначала поработав экономистом отдела ВЭД, затем – ведущим специалистом, заместителем руководителя, руководителем. В соответствии с карьерным ростом будет увеличиваться и заработная плата.
Перспективы профессии
Упорно работая и постоянно совершенствуясь, менеджер ВЭД может дослужиться до должности руководителя высшего звена. Для этого понадобится получить высшее образование по управлению персоналом и организациями – сделать это можно параллельно работе. Многие фирмы практикуют «выращивание» специалистов управления в своих стенах.
Любой менеджер может стать управляющим компании, если проявит высокую ответственность, работоспособность, инициативу, адаптивность, умение создать команду и выстраивать партнерские отношения.