Кто такой коммерческий агент?

Коммерческий агент – профессия, востребованная в дистрибьюторских торговых сетях и в сфере оптовой торговли. Расскажем, чем занимается этот специалист и что вменяется ему в обязанности, сколько он получает и как построить карьеру.

Средняя заработная плата: 38000 рублей в месяц
Коммерческий агент на переговорах

Рейтинг профессии

Востребованность
50%
Оплачиваемость
58%
Конкуренция
61%
Входной барьер
37%
Перспективы
50%

Сегодня рынок, словно рог изобилия, высыпает на потребителя огромное количество различных предложений. Новинки появляются чуть ли не ежедневно. В таких условиях покупателю сложно сделать выбор, а производителю – сделать клиента постоянным и привлечь новых. Профессия «коммерческий агент» предполагает налаживание контактов между производителем товаров или услуг и их потребителем. В обязанности агента коммерческого входит помощь в поиске нужного товара и его реализации.

История

Дальними предками коммерческого агента считаются купцы и торговцы, которые занимались скупкой у производителей товаров с последующей их перепродажей. Период активного развития профессии пришелся на середину 19 столетия. Результатом стало существенное сокращение времени доставки товара от его производителя к покупателю.

Условно всю историю профессии можно разделить на 3 основных этапа:

  1. Период появления и развития оптовой торговли. До середины 19 столетия распространять товар за пределами местного рынка было очень сложно и обременительно. Когда в жизнь обывателя прочно вошли такие удобства, как пароходы, поезда и почта, производитель обрел возможность сбыта своей продукции оптовикам крупными партиями. Последние скупали не все подряд. Ведь товар должен был хорошо продаваться и пользоваться спросом. Изучение рынка и потребностей покупателя – часть работы современного коммерческого агента.
  2. Внедрение маркетинг-менеджмента. Во второй половине 20 века в странах Европы и в США оптовики доминировали над торговцами в розницу. Основной акцент был сделан на управленческую деятельность, оптимизацию и бухгалтерский учет. На рынок внедрялись новинки – идеи и товары. Их подстраивали под региональные условия развития экономики. Кроме того, для достижения наивысшего результата в продажах тщательно отслеживались колебания спроса. Коммерческие агенты были активно вовлечены в этот процесс.
  3. 1990-е годы. Профессия коммерческого агента вошла в топ-5 наиболее престижных в России. Применение зарубежных методов продаж открыло для отечественной коммерции новые горизонты. Агенты в тот период были высокомотивированы. Кроме весьма неплохого заработка, их интересовало быстрое продвижение в карьере и получение служебного автомобиля.

Суть профессии

Кто же такой агент коммерческий и чем конкретно он занимается? Начнем с того, что любой товар (услуга) имеет ориентацию на определенную целевую аудиторию. Стремительное развитие промышленности и новые технологии привели к тому, что количество товаров на мировом рынке увеличилось в сотни тысяч раз.

У покупателей начались сложности с выбором. Самая распространенная проблема заключалась в том, что человек не знал, где и как купить заинтересовавшую его продукцию.

Чтобы помочь потребителю разобраться с покупкой, а производителю – не упустить клиента, появилась отдельная профессия. Она получила название «коммерческий агент». Основная задача такого специалиста – завязать между производителем и покупателем товарно-денежные отношения.

На первый взгляд в такой работе нет ничего сложного. Однако это не так. Ведь на агента возлагают целый комплекс обязанностей. Чтобы справляться с ними на высоком уровне, нужно хорошо знать рыночную экономику (хотя бы основы), методологию деловых контактов, законодательство в сфере торговли и актуальные формы отчетности (для работы с налоговой и банками).

Для грамотного осуществления сделки покупки-продажи коммерческому агенту нужны знания правил оформления торговой документации. Кроме того, в его ведении находятся доставка и хранение товаров. Следовательно, ему придется заняться изучением особенностей погрузочно-разгрузочной работы.

Качество работы агента оценивается по скорости реализации товаров (услуг), наращиванию объемов продаж и количества клиентов, отсутствию негативных отзывов по поводу обслуживания. Чаще всего такой специалист работает по свободному графику, с командировками.

Где учиться и какие предметы ЕГЭ сдавать

Чтобы работать коммерческим агентом, получать высшее образование вовсе не обязательно. Для этой должности вполне хватит среднего специального, которое дают в техникуме либо колледже. По некоторым отзывам, будет достаточно простых курсов. Однако все же лучше получить полноценный диплом.

Стать агентом можно после обучения практически в любом российском вузе по специальности «Экономика» или «Менеджмент». Поступающим в техникум или колледж следует ориентироваться на направление «Коммерция».

В среднем специальном и высшем учебных заведениях дают базовую подготовку специалиста. Нюансы придется познавать уже в процессе работы, оттачивая мастерство «продажника» на практике.

Высшие учебные заведения

Получить необходимое для работы коммерческим агентом образование можно, как уже упоминалось, практически в любом вузе России на соответствующих специальностях. Приведем несколько примеров:

  • Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. Специальность «Менеджмент». Уровень подготовки – магистратура.
  • Брянский госуниверситет им. академика И. Петровского. Специальность «Менеджмент». Уровень подготовки – бакалавриат.
  • Магнитогорский технический госуниверситет им. Г. Носова. Специальность «Менеджмент». Уровень подготовки – бакалавриат.
  • Сибирский институт бизнеса и информационных технологий. Специальность «Менеджмент». Уровень подготовки – бакалавриат.
  • Камышинский технологический институт (филиал Волгоградского технического госуниверситета). Специальность «Менеджмент». Уровень подготовки – бакалавриат.

Для поступления в вуз потребуются результаты ЕГЭ по математике, обществознанию и русскому языку. Учтите, что баллы по этим предметам должны быть достаточно высокими, если вы хотите попасть на бюджетную форму обучения.

Обучение на рабочем месте

Для успешной работы коммерческим агентом надо разобраться в ее методике и технологиях. Прежде всего, следует понять, кому и как можно продавать товары. Чтобы постичь нюансы данной профессии, придется пройти курс обучения вдобавок к тому, которое дал вуз. Можно, конечно, заняться самообучением. Но лучше всего делать это под чьим-то руководством.

Наиболее доступный и простой метод – «подглядывать» за более опытными сотрудниками в агентстве или на фирме. Его часто практикуют в тех компаниях, где руководство не желает инвестировать в обучение новичков по причине текучки. Таким образом успешные «продажники» передают свой опыт начинающим агентам.

Правда, есть и такие предприятия, которые осознают, что успешный коммерческий агент является интеллектуальным активом. Они обычно проводят обучение своих сотрудников прямо на рабочем месте. Для агентов предлагают следующие темы:

  1. «Стратегии продаж, учитывающие особенности покупателя, товара и продавца».
  2. «Как повысить стрессоустойчивость, распознать свои сильные стороны и правильно их использовать».

Такие тренинги отлично помогают наращивать свой профессиональный и личностный уровень. Речь корректируется, пополняется соответствующей должности лексикой. Кроме того, преодолевается стеснительность, устраняется излишняя зажатость, повышается ответственность и так далее.

Обязанности

Хороший коммерческий агент обладает базовыми знаниями в экономической и финансовой сферах, разбирается в касающемся торговли законодательстве. Также он проявляет компетентность в рекламе и ведении бизнеса, особенностях производства, хранения и сбыта товара.

Кроме перечисленного, в обязанности агента входят:

  • Содействие реализации товаров (услуг).
  • Ведение деловых переговоров.
  • Заключение договоров (в частности страховых, контрактов и прочих).
  • Контроль за доставкой приобретенной покупателем продукции.
  • Размещение рекламных материалов на печатных и виртуальных информационных площадках.
  • Строгое соблюдение необходимой отчетности.
  • Налаживание и развитие взаимоотношений между производителем и потребителем. Определение и формирование спроса.
  • Публичное освещение достоинств компании и ее товаров, их потребительских качеств со ссылкой на персональный опыт и на отзывы покупателей.
  • Использование образцов продукции и визуальных описаний товаров (услуг) – в частности фото, рисунков и муляжей.
  • Разъяснение и демонстрация покупателям спецификации и способов использования товара.

Данная профессия, как уже упоминалось, предполагает частые командировки. Чтобы выдерживать такой режим работы, специалист должен быть физически и психологически выносливым. Необходимость работы с людьми требует стрессоустойчивости и хороших навыков коммуникации.

Требования работодателей

Хорошие манеры и опрятный внешний вид – «визитка» коммерческого агента. Ведь ему по долгу службы часто придется встречаться с деловыми партнерами и вести с ними переговоры.

Чтобы достичь успеха, такому специалисту понадобятся находчивость и целеустремленность. Без них карьерный рост едва возможен. Кроме этого, работодатели смотрят на наличие эрудиции и дипломатических качеств, правильность речи и коммуникабельность. Все это повышает результативность работы агента, а вместе с ней – прибыль фирмы.

Если просмотреть вакансии, можно выделить такой набор обязательных требований, которые работодатель выдвигает к агенту:

  • среднее специальное либо высшее образование;
  • знание компьютера (уверенный пользователь), специальных программ (1С);
  • правильная речь;
  • опыт работы (желателен);
  • права на вождение автомобиля (в некоторых случаях требуется личная машина);
  • возраст 20-35 лет.

Заработная плата

Популярные российские сайты по трудоустройству предлагают в среднем порядка 5 тысяч вакансий на должность «коммерческий агент». Ориентируясь по предоставленным в них данным, можно сделать вывод, что минимальная зарплата составляет почти 22 тысячи рублей. Средняя достигает отметки 40 тысяч рублей. Максимальный уровень дохода измеряется 277 тысячами рублей.

На уровень агентского дохода влияют такие факторы:

  • количество позиций товаров у заказчика;
  • количество клиентов;
  • уровень профессиональной квалификации;
  • предоставленные ресурсные возможности (материально-технические и информационно-методологические);
  • регион деятельности.

Карьерный рост

Как оценить успешность коммерческого агента? Прежде всего, по качеству его работы. Специалист, который постоянно наращивает объемы продаж и количество клиентов, максимально сокращает сроки реализации вверенной ему продукции, будет быстро подниматься по карьерной лестнице.

Немаловажную роль в карьере играет наличие опыта работы среди профессионалов на крупном предприятии. Трудолюбивый и харизматичный агент имеет все шансы занять руководящую должность и возглавить отдел продаж.

Перспективна ли профессия

Сегодня коммерческий агент – довольно востребованная профессия. Невзирая на то, что вузы, колледжи и техникумы ежегодно выпускают тысячи специалистов в сфере торговли, спрос на них по-прежнему не иссякает. Многие компании испытывают нехватку в квалифицированных кадрах.

Что ожидает эту профессию в будущем? Пока активность потребления обществом товаров и услуг не пойдет на спад, коммерческие агенты будут все так же необходимы для помощи покупателям и содействия производителям.

Автор статьи:

Материал обновлен: 07.01.2019 г.

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения