Менеджер по туризму - это не только тот, кто расхваливает курорты перед потенциальными клиентами. Помимо всего прочего, во время отдыха "завербованных" путешественников он еще и дистанционно заботится об их комфорте.
Рейтинг профессии
История
В целях расширения сфер влияния, а также для развития торговых отношений, лидеры народов, во времена античности, отправляли в разные уголки света паломников, миссионеров и путешественников-исследователей. Но специальные структуры, деятельность которых направлена на организацию туристических услуг, появились лишь в конце 19, начале 20-го века. Любопытный факт: американец Т. Кук организовал, так называемый, «пэкидж-тур» в 1841 году. Это туристическое развлечение состояло из двадцатимильной поездки по железной дороге, под звуки оркестра, играющего внутри поезда, а также чаепития с булочками. Стоимость такой увеселительной поездки составляла всего 1 шиллинг.
В 20-м веке произошел технологический рывок, благодаря которому появилось множество видов наземного, водного и воздушного транспорта. Таким образом, путешествия стали очень доступными. С падением «железного занавеса» значительно упростились поездки и перелеты по всей территории восточной Европы. Если раньше жители этого огромного региона были изолированы от внешнего мира структурами государственной безопасности, то сейчас «увидеть мир» им мешает лишь финансовая несостоятельность. В 21 первом все чаще стали организовываться туристические полеты в космос. Уже относительно привычным явлением стали туристические экскурсионные полеты на аппаратах, созданных по типу советского корабля «Буран». Они способны выходить в стратосферу и даже еще выше, за зону действия земной гравитации, на околоземную орбиту малых диаметров. А в 2011 году был продан первый билет на Луну.
Описание, минусы и плюсы
Менеджер по туризму – человек, занимающийся подготовкой и обеспечением отдыха клиентов компании, в которой он работает. Каждый менеджер может «вести» сразу несколько стран, либо одну. Он знает все о странах, которыми занимается и постоянно поддерживает связь со своими клиентами, во время их отдыха, а также с руководством отелей и транспортно-пассажирских компаний, гидами-экскурсоводами, развлекательными центрами и заведениями, посещение которых входит в культурный сегмент программы отдыха по путевке. Если у клиентов возникают какие-либо проблемы, менеджер в дистанционном режиме способствует максимально полному и быстрому их решению. Главный минус: необходимость быть 24 часа в сутки готовым решать любые, даже самые мелкие проблемы клиентов, а также нести перед ними ответственность за различные форс-мажорные обстоятельства и полностью выслушивать даже самые неадекватные, глупые претензии.
Несомненный плюс – внутрикорпоративные скидки на отдых, а также доскональное изучение всех нюансов и рисков, связанных с туристическими путешествиями. Такое знание позволяет выбирать оптимальный вариант отдыха для себя и своих близких, а также всегда быть в курсе всех акций, наиболее выгодных предложений и скидок в этой сфере.
Образование
Специальность «менеджер по туризму» можно освоить не только в ВУЗах, но и в специализированных лицеях, а также, пройдя ускоренные полугодичные курсы. Разумеется, наиболее качественным является образование, которое можно получить в институтах, академиях и университетах. Да и работодатель охотнее примет новичка с высшим образованием, чем человека, который имеет небольшой опыт, но, в качестве документа, подтверждающего его профессионализм, обладает лишь обыкновенным сертификатом о прослушанном курсе. Ниже указано несколько наиболее престижных ВУЗов в РФ, выпускающих профессиональных менеджеров по туризму:
- МГИИЕ в Москве.
- МГУ им. Ломоносова, социологический и географический факультет, специальности «международный туризм», «страноведение».
- МГУУ в Москве.
- РУДН.
- МАТиГРБ в Москве.
- РНУ.
- РГУТиС.
- МИГМиТ в Москве.
- МПГУ в Москве.
- РГУФКСиТ.
Обязанности
Вкратце, менеджер по туризму, должен:
- Формировать туристический продукт, разрабатывать маршруты пути в точку отдыха и обратно, выбирать местность, города, гостиницы.
- Разрабатывать маршруты экскурсий, выбор архитектурных объектов, достопримечательностей.
- Анализ и изучение индустрии и особенностей инфраструктуры в местах отдыха, объектов оздоровительного, спортивного, делового, образовательного значения и т.д.
- Подробный анализ деятельности конкурентов, выработка конкурентоспособной торговой и рекламной стратегии.
- Активное продвижение и реализация туристического продукта, участие в конкурсах, выставках и ярмарках, организация флеш-мобов и различных общественно-развлекательных мероприятий рекламной направленности.
- Проектирование каталогов, буклетов и другой рекламной продукции совместно с дизайнерами, криэйторами и другими узкопрофильными специалистами в области рекламы. Издание рекламной продукции.
Заработная плата, кому подходит эта работа; карьера и перспективы
Лучше всего эта работа подходит молодым женщинам (до 25 лет), обладающим привлекательной внешностью. Менеджер по туризму должен быть коммуникабельным, обаятельным, спокойным, устойчивым к стрессам. Отлично с такой работой справляются девушки, имеющие опыт работы в call-центрах. Карьера менеджера по туризму, обычно, ограничивается двумя уровнями – специалист и главный менеджер. Хотя, в крупных компаниях, охватывающих от одной трети рынка, служебная иерархия является весьма разветвленной. К тому же, получив богатый опыт работы по данному направлению, как следует изучив эту «кухню», менеджер по туризму, впоследствии, может открыть собственное турагентство, а также перейти в схожие отрасли бизнеса – логистические компании, в сферу грузоперевозок и так далее.
Заработные платы у менеджеров по туризму достаточно высоки. Обычно они состоят из «чистого» оклада и фиксированного процента от продаж. Плюс, премии и бонусы. Весной, в Москве средняя з/п такого специалиста - до 60 000 рублей. Летом значительно больше. Зимой и осенью – до 40 000. Москвички считают, что такая зарплата для Москвы это – «копейки». В других регионах, в том числе и в Санкт-Петербурге, ежемесячный доход менеджера по туризму редко превышает 30 000 рублей. При этом, в той же Уфе, 30 000 рублей - средний показатель по профессии. Возможно, такие доходы менеджеров обусловлены именно направленностью деятельности: услугами турагентств пользуются, в основном, люди состоятельные. Неконкурентоспособные фирмы надолго в этом бизнесе не задерживаются. К тому же, монополисты быстро расправляются с конкурентами: пару сезонов с дэмпинговыми ценами и несколько месяцев убыточного функционирования без затруднений "вышибают" из рынка малый бизнес.