Что делает и сколько получает антикризисный управляющий

Профессия антикризисного управляющего очень престижная и высокооплачиваемая. Но просто так больших денег никто платить не будет – нужно быть высококлассным «спасателем» тонущего бизнеса.

Средняя заработная плата: 350000 рублей в месяц
Антикризисный управляющий

Рейтинг профессии

Востребованность
90%
Оплачиваемость
77%
Конкуренция
64%
Входной барьер
40%
Перспективы
89%
Антикризисный менеджер – это специалист широкого профиля, который выводит компании, организации и целые отрасли из кризисных ситуаций и банкротства. Специальность пользуется высокой популярностью, так как она перспективна и высокооплачиваема. Однако в самом начале карьеры рассчитывать на работу с крупными предприятиями не стоит, ведь управляющий должен обладать не только теоретическими, но и практическими знаниями. Познакомимся с профессией и ее особенностями ближе.

Экскурс в историю

Кризисные менеджеры начали пользоваться очень высоким спросом во время кризиса 2006 года, когда страну накрыло массовое банкротство компаний. Однако первым представителем этой профессии можно смело назвать Алексея Орлова, который сумел вывести Российскую империю не из одного кризиса. Конечно же, тогда никто не знал о существовании подобной специальности, но Орлов стал ее ярким представителем.

Он помог царице Екатерине совершить государственный переворот, свергнув с престола ее супруга – царя Петра III. Позже предложил российскому флоту разбить сильнейший в мире и веками господствовавший в Средиземном море турецкий флот в его же водах. После этого Россия на долгие годы обрела морское господство. Это далеко не все заслуги Орлова перед Екатериной и всей страной, которые характеризуют его как нестандартно мыслящего человека, умеющего искать выходы даже из самых сложных ситуаций.

Особенности профессии

Современный кризис-менеджер занимается тем же, чем в свое время прославился Алексей Орлов. Он приходит в самый сложный для компании или предприятия момент, оценивает риски, условия работы и другие показатели, влияющие на финансовое здоровье. Далее – разрабатывает и внедряет план по спасению организации и выводу ее из кризисного состояния.

Найти все «проплешины» в финансовом секторе и работе руководства и определить другие слабые места может только очень грамотный специалист. Основными функциями менеджера являются:

  • недопущение экономического регресса;
  • предупреждение банкротства.

Чтобы выстроить грамотную стратегию по выводу компании из сложной ситуации, нужно обладать не только большим багажом знаний, но и психологической устойчивостью. Менеджер работает, как правило, в неблагоприятной моральной среде, потому он должен иметь стойкую нервную систему.

Специализации

В антикризисном менеджменте есть два основных направления. Первое – арбитражный консультант. Его особенность заключается в некоммерческом партнерстве. При Союзе менеджеров и антикризисных управляющих содержится арбитражный суд, который выдает компании специалиста в случае ее заявления о банкротстве или возникновении кризисной ситуации. Для начала работы не нужно регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, необходима только лицензия.

Второе направление – независимый консультант. Это индивидуальный предприниматель и коммерческое лицо, которое по-настоящему заинтересовано в благополучном исходе антикризисной кампании и дальнейшей судьбе организации, которая его нанимает. Он не только прогнозирует выход предприятия из кризиса, но и участвует в аттестационных комиссиях, оценке платежеспособности предприятия, переговорах с кредиторами, погашении долговых обязательств перед ними и т. д. Уровень ответственности и обязанностей намного больше, чем у арбитражного консультанта, соответственно, и оклад выше.

Где получить образование

Для того чтобы работать в антикризисном департаменте крупной компании или открыть свою собственную организацию, нужно иметь диплом о высшем образовании. Получить его удастся в учреждениях, где готовят специалистов по антикризисному управлению.

Выбрать можно, например, среди таких престижных вузов:

  • РЭУ имени Г. В. Плеханова;
  • Российский государственный гуманитарный университет;
  • Московский государственный университет;
  • Финансовая академия при правительстве РФ;
  • Государственный университет управления.

Дополнительное образование дают в Школе бизнеса при Академии внешней торговли (ВАВТ, Москва). Также можно окончить Президентскую программу «Подготовка народных кадров для хозяйства и экономики РФ» по специализации «Антикризисное управление». Управляющие с несколькими образованиями выше ценятся, также освоение смежных профессий дает больше понимания о работе рынка, заключении сделок, международных отношениях и других отраслях, в которых должен ориентироваться профессионал.

Что касается экзаменов, то перед поступлением в экономические вузы нужно позаботиться об успешном прохождении ЕГЭ по русскому языку и математике. Скорее всего, понадобятся еще и английский язык или обществознание (или оба предмета сразу) – это надо уточнять на сайте выбранного вуза.

Круг обязанностей

Работать приходится в накаленной атмосфере вражды, ведь к помощи кризис-менеджеров чаще всего прибегают только в критических ситуациях. Долги, размолвки между владельцами и управляющим составом, явные и скрытые войны, недовольные сотрудники – все это входит в привычную для консультантов обстановку. При этом необходимо мобилизовать все силы и выполнять обязанности антикризисного менеджера максимально точно.

Антикризисный менеджер проводит следующие мероприятия:

  • устанавливает и уведомляет кредиторов компании о начале процедуры банкротства;
  • анализирует финансовое положение компании;
  • выясняет, нет ли признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;
  • получает и рассматривает требования, выдвигаемые кредиторами;
  • проводит инвентаризацию имущества компании и анализирует его состояние;
  • принимает меры по сохранению имущества организации;
  • оценивает имущество, составляет отчет по типовой форме;
  • оптимизирует финансовые потоки и производство.

Также важно уметь регулировать конфликтные ситуации. Менеджер является связующим звеном между всеми участниками оформления процесса банкротства.

Личные качества

Работать кризис-менеджером может далеко не каждый человек. Эта профессия требует наличия специфических знаний в области экономики, менеджмента, аудита, бухгалтерского учета, маркетинга, юриспруденции. Профессионалы должны обладать такими личными качествами:

  • умение быстро принимать верные решения и нести за них ответственность;
  • готовность к появлению непредвиденных обстоятельств;
  • аналитическое мышление, умение выстраивать стратегии и планировать;
  • адекватное восприятие критики и готовность к неудачам;
  • способность видеть негативные и положительные стороны;
  • умение правильно расставлять приоритеты;
  • навыки коммуникации с управляющим и линейным персоналом.

Антикризисному управляющему нужно уметь доносить даже очень сложную информацию простыми словами, чтобы ее восприняли все участники процесса выведения компании из состояния банкротства.

Сколько можно заработать

Начинающий управляющий без особого опыта может зарабатывать примерно от $2000. Средний оклад по России колеблется в пределах $60 000–120 000. В регионах получают меньше, да и их востребованность не так велика.

При наличии хорошего резюме и богатого опыта работы можно получать $15 000 в месяц и более. Как правило, оклад кризис-менеджеров на 20–30% выше, чем у штатных руководителей. Многие компании выплачивают неплохие бонусы по результатам сотрудничества.

Как строить карьеру

Идеально, если у компании есть свой антикризисный департамент, в котором работает несколько специалистов, способных предотвратить критические ситуации. Однако далеко не все организации могут себе позволить такую роскошь, – это первая и главная причина, по которой в штат кризис-менеджеров не берут. Также управляющий, который длительное время работает в организации, не может объективно оценить ее проблемы и найти эффективные пути их решения. Именно по этой причине в России большинство антикризисных управляющих – это птицы свободного полета.

Начинать карьеру можно уже на последних курсах вуза, молодые менеджеры на стадии преддипломной практики востребованы в государственных и муниципальных организациях. Также можно найти место младшего сотрудника или помощника в консалтинговых конторах, юридических фирмах или антикризисных департаментах крупных организаций.

Еще один вариант – попробовать свои силы в качестве арбитражного управляющего, это позволит набраться опыта у коллег высшего ранга, ознакомиться с документацией, необходимой для работы, и приобрести другие профессиональные качества.

Спустя пару лет можно перейти к практике независимого консультанта. Для этого специалист должен получить работу в некоммерческом партнерстве «Союз менеджеров и антикризисных управляющих». У некоторых на этой ступени карьерный рост заканчивается. Но наиболее упорные профессионалы идут дальше – регистрируют ИП, открывают собственный отдел в СРО «Союз менеджеров антикризисных управляющих».

Перспективы

Кризисные менеджеры довольно востребованы, а по-настоящему классные специалисты еще и очень высоко оплачиваемые. Большинство профессионалов отходят от дел уже после 50 лет, так как у них просто-напросто отпадает потребность в работе. Однако для того чтобы стать настолько «прокачанным» управляющим, нужно работать с крупными предприятиями. Краткосрочные проекты не очень хорошо отражаются на резюме, лучше всего, если сотрудничество с одним клиентом длится 1–2 года. Но если за время недлительного партнерства были достигнуты блестящие результаты, это, конечно же, только плюс к репутации антикризисного менеджера.

Автор статьи:

Материал обновлен: 26.02.2019 г.

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения