Как известно, абсолютно все в России разбираются в двух вещах – в политике и в футболе. Все знают, как управлять страной и как выиграть чемпионат мира. Однако иногда складывается впечатление, что и в области PR, или, если по-русски, связей с общественностью, у нас каждый первый – крупнейший специалист. Бытует мнение, что эта профессия не требует никаких специальных навыков, кроме хорошо подвешенного языка. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.
Рейтинг профессии
В век информации, когда восприятие можно изменить одним твитом или репостом, а репутация создается или разрушается в одночасье, роль PR-специалиста как никогда высока. Выступая в роли связующего звена между организациями и общественностью, они формируют повестку, управляют коммуникациями и обеспечивают создание и сохранение позитивного имиджа компании и/или ее руководства в глазах заинтересованных сторон.
Образ профессии и ее суть
В обществе строго укоренился образ творческого бездельника, которого язык до стабильной зарплаты довел. В другой интерпретации менеджер по связям с общественностью – это анекдотичная «девочка-пиарщица». Как и любая калька с западной модели, прежде чем занять свое законное место в российской действительности, профессия PR-специалиста прошла долгий путь через критику, непонимание, молчаливое принятие – до осознания ее необходимости.
А что это за непонятная общественность и зачем с ней нужно связываться?
Если давать четкое определение, то Public Relations – это обеспечение благоприятной информационной среды вокруг субъекта.
В роли субъекта может выступать как частная коммерческая компания, так и государственная структура. Кроме того, субъектом способен стать и отдельный проект, будь то книга, художественная выставка или даже изобретение.
Рыночная экономика, помимо всего прочего, привнесла в российскую действительность и зарубежные модели ведения бизнеса, установила новые правила игры. И одно из таких правил – прозрачность деятельности компаний для инвесторов, государства, потребителя, общества. Дело не только в налоговых декларациях и годовой отчетности, но и в том, чтобы обеспечивать наличие достаточной информации о компании и ее работе, формировать позитивное общественное мнение, создавать правильную репутацию и повышать вес и авторитет компании. Это если речь идет о коммерческой сфере. В государственных структурах, конечно, свои правила, но и эти структуры существуют не в безвоздушном пространстве – и так или иначе обязаны информировать общественность о своих действиях.
Мы живем в век информации. И задача специалиста по PR – заставить информацию работать на себя, а не наоборот.
Связь с рекламой
PR-деятельность находится на стыке рекламы, маркетинга, социологии коммуникации и журналистики. К слову, достаточно часто многие путают рекламу и PR. Более того, согласно последней версии образовательного стандарта, специальность, которую получают бакалавры, носит название «Реклама и связи с общественностью».
В отличие от рекламы, PR не ставит перед собой задачи продать, «впарить». Его задача – сформировать мнение, правильно донести информацию. Поэтому специалист по PR должен прежде всего научиться работать именно с информацией. Нужно развивать в себе навыки поиска и обработки информации, научиться правильно и грамотно ее излагать: на следующем этапе он должен будет выделить именно ту аудиторию, которая в этой информации нуждается, выбрать способ доставки информации. И после того, как всё это будет сделано и сообщение отправится «в массы», он должен добиться обратной связи от «общественности».
При выборе этой профессии необходимо быть готовым ежедневно исполнять на бис роль человека-оркестра.PR-специалист – это пресс-секретарь, копирайтер, event-менеджер, стратег и журналист в одном лице. Конечно, в идеале менеджеры должны работать в команде – и чтобы у каждого была своя функция. Но стремление к экономии человеческих ресурсов и «оптимизации» бизнеса приводит к тому, что чаще всего все эти функции объединяются в одном сотруднике.
Что читать
С какими книгами нужно ознакомиться, прежде чем принять решение о выборе именно этой профессии? Как ни странно, тут лучше всего порекомендовать художественную литературу, а вовсе не учебники и «рабочие записки» заслуженных деятелей сферы коммуникаций. Вряд ли на сегодняшний день о карьере PR-специалиста написано что-то лучше, чем книга «Здесь курят» Кристофера Бакли, и снято что-то интереснее, чем фильм «Плутовство» (вариантов перевода названия этого фильма на русский язык несколько, в оригинале оно звучит как “Wag the Dog”). А в целях избавления от излишних иллюзий к прочтению обязательна книга Джорджа Оруэлла «1984».
Практика или теория?
Хотя в последнее время практически в каждом крупном университете открылось отделение «Связи с общественностью», высшее образование в этой сфере еще не достигло серьезных успехов. И чаще всего в ряды PR-специалистов попадают из смежных областей – из журналистики, социологии, даже филологии. Более того, только недавно стали появляться действительно полезные и серьезные учебники, в основу которых чаще всего положен опыт их авторов. Ведь изначально PR в России строился практически на интуитивном уровне. Помогали зарубежные разработки, но их адаптация к российской действительности также заняла достаточное количество времени.
Связи с общественностью – строго практикоориентрированная специальность. Можно попытаться понять основы теории коммуникации, выучить (наконец-то!) правила русского языка, зазубрить строение пирамиды потребностей Маслоу и так далее. Но только практика позволяет действительно разобраться, что к чему в этой сфере. При этом «узнать всё» никогда не получится. PR – это постоянная учеба на своих и чужих ошибках, это анализ и самоанализ.
Где учиться
В России многие вузы предлагают обучение по направлению "Связи с общественностью" или "Реклама и связи с общественностью". Вот некоторые из них.
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) - один из старейших и наиболее престижных университетов в России, который предлагает программы по связям с общественностью.
- Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) - также предлагает программы обучения в области PR.
- Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) - предоставляет качественное образование в области медиа и рекламы на соответствующих факультетах.
- Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) - известен своими программами в области международных коммуникаций.
- Российский государственный социальный университет (РГСУ) - предлагает соответствующую специальность.
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) - также имеет программы по PR.
- Московский государственный университет печати - занимается подготовкой специалистов в области рекламы, издательского дела и связей с общественностью.
Это лишь некоторые из многих вузов России, предлагающих профильное обучение. Полный список PR-вузов России можно найти здесь. Если вы рассматриваете возможность поступления, рекомендуется изучить программы каждого университета, чтобы выбрать наиболее подходящий для вас вариант.
Чему учиться
Попробуем перевести эти рассуждения в плоскость знаний и умений, которые необходимо приобрести и развить.
Конечно, в основе всего лежат коммуникативные навыки: навыки личного общения, навыки переговоров.
Обязательно также научиться работе с источниками: документами, средствами массовой информации и их представителями.
Не забудем и о грамотной устной и письменной речи: анекдоты об уже упомянутых «девочках-пиарщицах» рождались в основном из пресс-релизов с грамматическими ошибками и неудачных попыток переговоров с журналистами.
Выбор целевой аудитории чаще всего вытекает из стратегических и маркетинговых задач. Поэтому вникать в суть и специфику деятельности компании, на которую работаешь, всё равно придется. Да и кругозор надо расширять в любом случае. Способы доставки информации в большинстве случаев стандартны, но никто не помешает вам изобрести что-то новое. Именно на этом этапе и начинается творчество…
О задачах, которые ставятся перед PR-специалистом в ходе ежедневной работы, можно рассказывать бесконечно. Тем более что в каждой сфере есть свои специфические вопросы и проблемы, которые не могут быть известны стороннему наблюдателю.
Трудовой опыт
Начинать накапливать опыт следует уже в ходе учебы. Я ни в коем случае не призываю прогуливать лекции в поисках работы, но и пренебрегать различными стажировками тоже не советую.
PR-специалисты могут найти работу под крылом компании и стать штатными сотрудниками (чаще всего их определяют в отделы маркетинга, чтобы были поближе к потребителю). Или же они могут влиться в команду себе подобных в одном из многочисленных коммуникативных агентств.
Ясно, что большое дело формирования общественного мнения начинается с малого – с ассистентской работы, с подготовки пресс-релизов и редактирования чужих текстов, с координационной работы при подготовке мероприятий. В дальнейшем функции и ответственность будет расти в геометрической прогрессии – и настанет черед планирования, поиска нестандартных решений, управления процессами. Этот путь приблизительно одинаков как для штатного сотрудника компании, как и для проектного менеджера агентства.
Средства массовой информации – основной инструмент и рычаг работы. Поэтому достаточно полезно будет хоть ненадолго, но влезть в шкуру журналиста, то есть побывать «на другой стороне баррикад». Пусть даже побыть внештатным автором районной газеты. Опыт вы приобретете в любом случае бесценный.
Перспективы
Сейчас много споров идет о том, вымрет ли профессия PR-специалиста в ее нынешнем виде с приходом эпохи социальных сетей. Проводятся дискуссии и круглые столы, работники судорожно изучают западный опыт работы в виртуальном пространстве. Даются даже красивые определения новым видам деятельности – SocialMedia Marketing, New Media PR. И игнорировать эти новые способы доставки информации и получения обратной связи уже нельзя. А вот учиться работать с ними – можно и нужно.
Часто задаваемые вопросы
Кто такой PR-специалист?
PR-специалист — это профессионал, который работает над созданием и поддержанием позитивного имиджа организации или частного лица в общественном мнении.
Каковы основные обязанности?
К их задачам относятся разработка и реализация PR-кампаний, коммуникация с СМИ, организация мероприятий, мониторинг и анализ медиа, создание пресс-релизов и многое другое.
Какое образование необходимо для работы в области PR?
Многие PR-специалисты имеют высшее образование в области журналистики, маркетинга, связей с общественностью или смежных областях.
Насколько важно быть коммуникабельным?
Общительность является ключевым качеством, так как важная часть работы заключается в установлении и поддержании отношений с различными стейкхолдерами.
Можно ли работать PR-специалистом на фрилансе?
Да, многие компании нанимают фрилансеров для конкретных PR-проектов, особенно если речь идет о создании контента, управлении социальными медиа или специфических кампаний.
***
До сих пор PR-специалисты нередко сталкиваются с непониманием своего предназначения и своей работы со стороны той самой «широкой общественности», с которой они изо дня в день пытаются связаться. Однако стоит только задуматься, и становится ясно, что большинство наших суждений и мнений – результат тонкой и кропотливой работы PR-менеджеров. Вспомните, какую книгу или какой фильм вы вчера обсуждали с друзьями. Вы точно уверены, что узнали о них напрямую из космоса? Припомните, какие мотивы побудили вас ходить или не ходить на недавние выборы. Задумайтесь, почему вы сегодня купили и прочитали именно этот журнал или зашли именно на этот новостной портал. Как любят говорить ньюсмейкеры – без комментариев.