Профессия «интернет-маркетолог»

Интернет-маркетолог — это профессия на стыке творчества и аналитики, играющая ключевую роль в цифровом мире современного бизнеса. В этой статье мы исследуем ее основные аспекты - уровень зарплаты и образовательные пути.

Средняя заработная плата: 50000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность
90%
Оплачиваемость
89%
Конкуренция
73%
Входной барьер
65%
Перспективы
95%
Согласно традиционным словарным толкованиям, интернет-маркетинг - это деятельность, направленная на улучшение сбыта товаров и услуг через Интернет. Однако рассматриваемая сфера сегодня гораздо шире, чем продажи. Деятельность маркетолога направлена, скорее, на управление репутацией компании. Но это - в теории. Чем же он занимается на практике?

Когда интернет-маркетолог заходит на какой-нибудь сайт, он в первую очередь думает о том, пользуется ли сайт популярностью, удобен ли он и что есть в нем такого, что можно было бы использовать в своей работе. А вообще, как и любой маркетолог, он исследует рынок! Деятельность нашего героя делится на две части – сбор информации о стратегиях конкурентов и составление портрета потенциального потребителя товаров или услуг. Чем лучше вы представите себе, что это за люди, тем эффективнее будет ваша работа.

Статистический сбор и анализ данных являются едва ли не главным в профессии маркетолога. Без точных данных, обработанных соответствующим образом, вся стратегия может оказаться ошибочной. Настоящий профессионал не в состоянии обойтись без знаний математического анализа и статистики.

Не верьте, если вам скажут, что бывают маркетологи, принимающие решения интуитивно. Подобного рода интуиция может развиться только после многих лет работы, сопровождающейся кропотливым анализом статистики. Способность анализировать большие объемы информации очень важна.

Направления деятельности

Итак, после сбора и анализа первичной информации маркетолог приступает к выработке стратегии, плана конкретных действий по продвижению товара или услуги. На этом этапе не справиться без знания психологии, интернет-технологий, веб-дизайна, принципов работы рекламы. Сегодня интернет-маркетинг включает в себя несколько направлений.

Работа с интернет-СМИ

Девушка за ноутбуком.Она почти полностью копирует работу с обычными газетами и журналами. Маркетолог может отслеживать публикации о своей компании – а может и сам создавать информационные поводы (что-то вроде «компания “Красная кружка” признана лучшей компанией, производящей молочные продукты в нашем регионе»). Разница лишь в том, что в интернет-газетах читатели, обсуждая материал, могут оставлять комментарии. Отследить тональность комментариев и направить их в нужное русло – это тоже обязанность интернет-маркетолога.

Размещение рекламы

Когда-то кто-то придумал ставить щиты на улицах, но Интернет предоставляет гораздо больше инструментов для рекламы, нежели «оффлайновые» носители. Реклама в Сети даже называется по-другому! Например, контекстная реклама подстраивается под ваше поведение. Если вы ищете в Сети, чтобы почитать, то вам будут предлагать рекламу книжных магазинов или электронных книг, а если недорогие авиабилеты – то, скорее всего, увидите модули турагенств. Сложно представить себе, что такое возможно вне Интернета. А еще есть баннерная реклама… Сейчас работой над каждым конкретным объявлением занимаются целые команды, и в них интернет-маркетологу отводится важное место.

Direct-маркетинг

Прямая рассылка предложений компании по базе адресов также входит в набор традиционных инструментов специалиста по продвижению.

SMM

Этим сокращением обозначается маркетинг в социальных медиа, который делится на простую работу с потребителями, вирусный маркетинг и партизанский маркетинг. Вирусом маркетологи называют информацию, которая распространяется «сама по себе»: пользователи добровольно передают её по цепочке – просто потому, что она им нравится. Иногда вирусы возникают спонтанно (песня «Белая стрекоза любви» штурмует YouTube, а творчество Петра Налича покоряет аудиторию Livejournal) – а иногда над их созданием бьются целые команды профессионалов. Партизанский же маркетинг подразумевает достижение маркетинговых целей с помощью скромных средств, небольшого бюджета. К SMM относится и ведение корпоративного блога. SMM в целом больше других маркетинговых инструментов ориентирован на каждого отдельного человека.

Ведь пользователь придет на страницу компании, только если ему предложить что-то по-настоящему интересное – такое, что не позволит пройти мимо. Компании готовы потратить внушительные средства, лишь бы на их странице пощелкали мышкой дольше, чем на странице конкурента. Они привлекают его скидками, акциями, конкурсами – или уже упомянутыми вирусами.

Личные качества

Интернет-маркетолог весьма похож на своих коллег, работающих оффлайн (пиарщиков, журналистов, маркетологов, работников пресс-служб, рекламистов). Какими же качествами должен обладать человек, решивший избрать для себя эту профессию?

Главное – это живой интерес ко всему новому. Интернет – это то, в чем вы должны ориентироваться как рыба в воде. Он меняется гораздо быстрее, чем мир вокруг нас. И для того, чтобы эффективно работать, надо всегда чуть-чуть опережать конкурентов. Для этого, кроме всего прочего, нужно всегда искать новое, не останавливаться в развитии, внимательно смотреть вокруг себя. Необходим нюх на модное и популярное. Если у вас это получится, то вы сможете создавать моду, которой будут следовать остальные.

Во-вторых, востребован творческий подход к работе. Та самая креативность, искорка, без которой ваши проекты превратятся в рутину. По моему глубокому убеждению, в каждом человеке есть творческое начало, важно развивать его в себе. Придумывайте, творите, ищите выход из любой ситуации. Вы сможете стать хорошим специалистом, только если не будете бояться экспериментировать на работе и в жизни.

Конечно, нужна усидчивость. Чтобы понять специфику деятельности клиента, проанализировать аудиторию, создать по-настоящему достойный проект, приходится выполнять много рутинной, однообразной работы. Стоит быть готовым к тому, что часы творчества сменяются днями и даже неделями рутинного труда. Усидчивость необходима и для того, чтобы обрабатывать большие объемы информации.

Пригодится и коммуникабельность, ведь ваши коллеги могут разойтись во мнениях относительно эффективности, например, разных видов рекламы. Стратегия интернет-маркетинга, как правило, вырабатывается коллегиально и существует в рамках общей стратегии компании. Да и отчетность интернет-маркетолога не зря отражается в виде конкретных сообщений, постов или историй (история такая-то, рассказанная там-то или тому-то, столько-то раз).

Еще не обойтись без таких традиционно востребованных качеств, как умение грамотно и интересно писать, упорство, отсутствие страха перед трудностями.

Учеба

В идеале интернет-маркетолог должен совмещать в себе как общегуманитарную основу и технические знания, так и художественную подготовку. Кафедр интернет-маркетинга в России пока, к сожалению, не существует. Что же выбрать?

Большинство работающих в этой профессии сейчас составляют, конечно же, выпускники гуманитарных вузов. Но встречаются и те, кто учился, например, на разработчика программного обеспечения. Им вхождение в профессию дается тяжело, но в дальнейшем, работая в этой сфере, они могут добиться больших карьерных высот.

 

Лучше всего учиться на маркетолога, социолога или журналиста. Эти специальности не так оторваны от практики, как, скажем, филологические, дают навыки работы с информацией, гуманитарные знания. Всё остальное зависит от вас.

Если вас больше интересуют теоретические аспекты функционирования Интернета и поведения его пользователей, и вы хотели бы в будущем защитить диссертацию на эту тему, то имеет смысл поступить на социологический факультет. Там вас научат методам исследования и объяснят вам особенности массового поведения. К тому же на социологических факультетах много внимания уделяют статистике – что, безусловно, вам пригодится.

Если вы мечтаете сделать стремительную карьеру и вам просто не хватает теоретических знаний, то идите на факультет маркетинга. Вы будете знать всё о том, как функционирует рынок, и научитесь основам классического маркетинга. Вам будет интересно сравнивать практику с теорией.

Если же вы более склоны к творчеству, то лучше пойти на факультет журналистики. Интернет – это в основном сообщество пишущих людей, поэтому грамотность, общая культура, умение хорошо и интересно писать будут для вас большим подспорьем в карьере.

Параллельно основной учебе в вузе вы должны непосредственно осваивать будущую сферу вашей деятельности: читать книги, посещать дополнительные курсы. Основными направлениями обучения для вас будут интернет-технологии, дизайн и английский язык. Сертификаты курсов и тренингов по этим дисциплинам ценятся работодателями.

Работа

Начинать работать стоит на втором-третьем курсе – и лучше в той отрасли, в которой вы хотите специализироваться. Несмотря на то, что интернет-маркетолог – это универсальная профессия, если вы начнете работать, допустим, в IT-сфере, вам потом сложно будет переориентироваться на сферу розничной торговли.

Идеальный вариант – это найти рекламное агентство или крупную фирму, куда вас возьмут сначала стажером на неполный день, потом младшим менеджером, потом менеджером… Но идеальные условия встречаются редко.

Поэтому начинать можно с механической работы, связанной со статистикой и мониторингом. Эта работа считается черной, ей никто не любит заниматься. Лучше искать сразу крупных работодателей, которые в перспективе могли бы взять вас в штат.

Кроме того, вы можете работать фрилансером, предлагая ваши услуги на соответствующих ресурсах. Главное, помните: вы не просите работы, вы предлагаете свою работу! Воспринимайте себя как свой самый большой проект.

Постепенное формирование вашей репутации даст вам бесценный опыт в профессии. Вы вполне можете применить все теоретические знания на практике и посмотреть, что у вас получится.

Если вы преодолеете первые барьеры, то вам откроются внушительные перспективы. Хороший интернет-маркетолог может зарабатывать на уровне топ-менеджеров, но даже у среднего специалиста зарплата в целом выше, чем у его коллег, работающих в традиционном маркетинге.

Тенденции

Традиционные рынки рекламы и маркетинга сейчас находятся на спаде, тогда как рынок интернет-рекламы стремительно растет. Важнейший новый импульс ему дало всеобщее распространение социальных сетей. Люди проводят в них всё больше времени, добровольно оставляя массу информации о себе. А интернет-маркетологи всё больше времени проводят, собирая и анализируя эту информацию, составляя прогнозы поведения потребителей и активно внедряя рекламу в социальные сети. Это очень важно, если у вас есть интернет-магазин. Причем он может продавать все, что угодно. Допустим, если вы продвигаете интернет-магазин женской одежды, то работа в социальных сетях может удвоить его продажи.

Однако пользователи Интернета устают от навязчивой рекламы, а потому со временем всё больше будет цениться умение рекламировать ненавязчиво. Так что теперь соревнование компаний за клиента стало соревнованием за попадание к нему в друзья в социальных сетях.

Сегодня мечта каждой компании – и транснациональной корпорации, и маленького ателье – чтобы пользователь, заходя в социальные сети, видел среди новостей своих друзей рекламные предложения, чтобы они были для него так же небезразличны. Добиться этого не просто, но возможно.

Очевидно: большинство фирм сегодня хотят не просто завести сайт – а гибко управлять своей репутацией, следить, что о них говорят, общаться с потребителями, получать отзывы напрямую, оперативно решать проблемы… И чем активнее будет развиваться глобальная сеть, чем больше будет виртуализироваться наша жизнь, тем более востребованной будет профессия интернет-маркетолога.

Автор статьи:

Материал обновлен: 18.01.2024 г.

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения