Пресс-секретарь – друг журналиста

Пресс-секретарь – это уполномоченный представитель частного лица либо компании. Его основная задача заключается в общении со СМИ и любыми другими организациями с целью официального разъяснения позиции тех, от чьего имени он делает заявления, дает комментарии и т. д.

Средняя заработная плата: 50000 рублей в месяц
Пресс-секретарь

Рейтинг профессии

Востребованность
64%
Оплачиваемость
58%
Конкуренция
49%
Входной барьер
38%
Перспективы
65%
Уже в самом названии должности «пресс-секретарь» содержится указание на задачу поддерживать связь с представителями средств массовой информации – как офлайновых, так и базирующихся в Глобальной сети. Он обязан уметь подавать все необходимые сведения своевременно, честно и без ошибок. Вместе с тем пресс-секретарь несет ответственность за положительный имидж лица или компании, представителем которых он является.

Немного истории

Древними «предками» современного пресс-секретаря считаются писари и летописцы. Первые занимались переписыванием текстов и записью под диктовку посланий и указов. Вторые вели письменный «учет» княжеских подвигов и исторические дневники – хроники важных событий. О самом известном древнем летописце мы знаем из школьного курса истории и литературы. Это монах Нестор, создатель «Повести временных лет», датируемой началом 12 столетия.

В 1720 году император Петр Первый издал указ, которым ввел «секретарский чин». Представитель этого чина должен был составлять приказы, прошения и рапорты. Также в обязанности ему вменялось просматривать корреспонденцию, адресованную чиновникам, учитывать «вершинные» и «невершинные» дела. Обязательным условием для «трудоустройства» было наличие дворянского титула. Простолюдин стать секретарем не мог.

В эпоху промышленной революции персональными помощниками обзавелись не только чиновники, но и владельцы и директора заводов и фабрик. Именно в этот период впервые должность секретаря заняла женщина. Работать приходилось в многозадачном режиме, выполняя множество функций: отправлять телеграммы, набирать на печатной машинке тексты, стенографировать и при необходимости быть переводчиком.

В 1920-1930-е годы секретарей стали делить на профессиональные группы. В первую вошли помощники и референты, которые выполняли личные поручения руководителя. Ко второй отнесли машинисток, обязанности которых сводились к перепечатыванию документации.

Сегодня секретарей существует много: референт, государственный, генеральный, епархиальный, ученый, виртуальный. Диапазон их обязанностей достаточно широк. Одни просто принимают телефонные звонки. Задача других заключается в помощи руководителю с подбором персонала и анализом информации.

Характеристика профессии

Чем занимается пресс-секретарь? Он освещает все значимые события, которые происходят в организации либо в профессиональной деятельности частного лица. По электронной почте, телефонной связи или факсу он передает журналистам сообщения об имеющихся новостях – пресс-релизы.

В должностные обязанности пресс-секретаря входит оповещение представителей СМИ о планируемых конференциях, круглых столах и брифингах. Незадолго до каждого подобного события он формулирует краткое официальное сообщение и рассылает его журналистам.

Ежегодное увеличение количества пользователей Всемирной паутины привело руководство многих ведомств и компаний к мысли о необходимости иметь собственный сайт. Ведь сегодня очень важно презентовать себя не только физически (офлайн), но и виртуально (онлайн). Наполнять интернет-представительство текстовой и прочей информацией должен снова-таки пресс-секретарь.

В больших компаниях пресс-секретарь зачислен в штат отдела по связям с общественностью. Политики, селебрити и другие знаменитости, как правило, имеют собственного помощника. Он обязан поддерживать имидж нанявшей его персоны, отслеживать информацию негативного содержания, давать официальные ответы от имени тех, кого он представляет.

Образование и предметы ЕГЭ

Для трудоустройства на должность пресс-секретаря желательно получить соответствующее образование: как минимум среднее специальное, а лучше – высшее. При поступлении в вуз обратите внимание на «архивоведение и документоведение», «публичную политику и социальные науки», «библиотечно-информационную деятельность», «журналистику», «рекламу и связи с общественностью». Учеба по этим специальностям даст нужные для профессии знания.

Подготовку по этим направлениям ведут многие вузы России, некоторые из них:

  1. Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики. «Документоведение и архивоведение», бакалавриат.
  2. Сибирский госуниверситет путей сообщения. «Реклама и связи с общественностью», бакалавриат.
  3. Белгородский институт искусств и культуры. «Библиотечно-информационная деятельность», бакалавриат.

Для поступления в высшие учебные заведения на перечисленные выше специальности абитуриент должен сдать ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию и истории. Некоторые вузы могут потребовать результаты ЕГЭ по английскому языку.

Список обязанностей

Пресс-секретарь каждый день выполняет четко очерченное количество задач, которые прописаны в должностной инструкции. Определение списка обязанностей – задача того человека, с которым он непосредственно сотрудничает. Например, частного лица или руководителя компании.

Итак, пресс-секретарь должен:

  1. Организовывать, согласовывать и проводить встречи с представителями общественных организаций и журналистами.
  2. Подбирать работников для отдела по связям с общественностью.
  3. Оказывать информационную поддержку сотрудникам и руководящему звену в заграничных поездках.
  4. Предоставлять СМИ новости и другую важную информацию для создания материала о компании, ее работниках либо о частном лице, с которым ведется сотрудничество.
  5. Писать новости, выступать с официальными заявлениями и делать опровержения.
  6. Поддерживать положительный имидж компании и ее руководителя.
  7. Отслеживать материалы, которые появляются в прессе, на телевидении или в эфире радио.
  8. Сотрудничать с другими пресс-секретарями.

Кроме перечисленного, представитель данной профессии вносит свой вклад в разработку различных PR-акций, создание рекламы и формирование имиджа компании или руководителя. Успешный специалист проявляет в работе максимум ответственности и творческих способностей. Он всегда сосредоточен и внимателен.

Требования работодателя

Многие работодатели требуют от претендента на должность пресс-секретаря наличия образования. Предпочтение отдают дипломированным специалистам в области журналистики, филологии, международных отношений, рекламы и PR .

Кроме того, соискатель должен обладать:

  • отличными знаниями английского языка;
  • навыками фотосъемки;
  • грамотной речью (как устной, так и письменной), хорошей дикцией;
  • умением доступно и понятно доносить мысли – не только собственные, но и руководителя;
  • внушительным интеллектуальным багажом и, конечно же, богатым словарным запасом;
  • фотогеничностью и чувством уверенности в себе перед камерами;
  • готовностью выполнять офисную рутину: мониторить СМИ, делать аналитические отчеты, редактировать, анализировать и структурировать тексты.

Очень желателен опыт работы в журналистике или в PR. Если такового нет, придется приложить максимум усилий, чтобы убедить работодателя, что вы – идеальный претендент на должность и быстро обучитесь всем премудростям.

Умения и личностные качества

Профессиональный пресс-секретарь умеет быстро сгладить неприятную ситуацию, урегулировать конфликт, доброжелательно общаться с людьми. По сути, это «слуга двух господ». Ведь ему нужно угодить одновременно и руководителю, и представителям общественности. Все это требует наличия определенных личностных качеств.

Пресс-секретарь должен быть:

  • дисциплинированным;
  • тактичным;
  • инициативным;
  • наблюдательным;
  • харизматичным;
  • открытым;
  • проницательным;
  • коммуникабельным.

Заработная плата

Размер зарплаты пресс-секретаря напрямую зависит от того, сколько задач он выполняет, и величины компании, где он работает. Усредненная цифра по России – от 20 тысяч до 65 тысяч рублей. В Москве уровень оплаты труда немного выше. Здесь зарплата колеблется от 50 тысяч до 120 тысяч рублей.

Кроме указанных выше факторов, на заработную плату пресс-секретаря также влияют образование, наличие или отсутствие опыта. Принимая решение о назначении вознаграждения за труд, руководитель ориентируется на уровень профессионализма претендента, продолжительность его рабочего стажа, отзывы с предыдущих мест работы.

Карьерный рост

Карьера пресс-секретаря, который работает в государственном учреждении, сильно отличается от траектории продвижения в частной компании. В первом варианте возможности ограниченны. Максимум, кем можно стать, – начальником управления (департамента) или спичрайтером директора. Если появится желание развиваться дальше, придется менять профессию.

В частной компании перспективы карьерного роста и получения различных бонусов намного разнообразнее. В бизнесе пресс-секретарь вполне может дорасти до заместителя директора. При высоком профессионализме – до руководителя филиала либо дочерней фирмы. Есть даже шанс стать во главе компании. Разумеется, такого уровня достигают единицы. Но если это сделал один человек, кто сказал, что вам не удастся повторить?

Будущее профессии

Знаменитые люди очень дорожат своей репутацией. Но времени на общение со СМИ у них нет. Для этой работы они нанимают квалифицированного человека, полностью доверяя ему свое «лицо». Опытные пресс-секретари нужны актеру и певцу, писателю и спортсмену, политику и представителю мира бизнеса, а также прочим людям, чьи имена регулярно появляются в заголовках газет и интернет-изданий. Это говорит о том, что профессия будет востребована.

Мир меняется слишком быстро. Должности, которые не успевают за этими переменами, исчезают. Вполне возможно, что через каких-нибудь 5 лет умения и навыки сегодняшнего специалиста по связям с общественностью обесценятся, так как не будут соответствовать новым вызовам. Но пресс-секретарям волноваться особо не придется. Им надо будет всего лишь сделать небольшое обновление инструментария работы. Эта должность, скорее всего, трансформируется в репутационного менеджера.

Такой специалист займется формированием репутации компании и разработкой ее коммуникационной стратегии. Он будет активно работать в блогах и социальных сетях, формируя положительный имидж в интернете. Также в его обязанности войдет создание материалов информационного и продающего характера, взаимодействие с инфлюэнсерами (людьми, влияющими на аудиторию с помощью соцсетей) и публикации от имени первого лица предприятия.

Автор статьи:

Материал обновлен: 18.03.2019 г.

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения