Профессия инженер-строитель

Профессиональных инженеров-строителей европейцы начали системно готовить только с 18 века, хотя всю свою историю на протяжении тысяч лет люди возводили всевозможные сооружения – главным образом благодаря талантам самоучек. Чем в современном мире занимаются строительные инженеры, сколько за это получают и где учатся, читайте в материале о профессии.

Средняя заработная плата: 45000 рублей в месяц
Инженер-строитель

Рейтинг профессии

Востребованность
45%
Оплачиваемость
48%
Конкуренция
66%
Входной барьер
65%
Перспективы
42%
Строительная инженерия как отрасль охватывает все этапы реализации строительных проектов, начиная с планирования и заканчивая эксплуатацией объектов. И на каждом из них ключевой фигурой становится профессионал, способный спроектировать объект, составить план и график работ, рассчитать количество ресурсов, определить их состав и так далее – всем этим как раз и занимается инженер-строитель.

История профессии

Люди, выполняющие функции современных инженеров-строителей, работали еще при возведении мавзолеев, храмов, дворцов – все известные сегодня 7 чудес света, без сомнения, сооружены при участии и под руководством тех, кто обладал недюжинными даже по нынешним меркам техническими знаниями и талантом. Но в древности инженерами как таковыми считались исключительно создатели военных машин, и только в Голландии XVI века так стали называть гражданских строителей дорог и мостов. Позже термин как название профессии прижился и в Российской Империи.

А на Руси V–VI века инженеров-строителей в современном понимании этого слова называли «розмыслами». Именно они выбирали место расположения будущего города, планировали систему защитных сооружений – эпоха была воинственной, и жителям приходилось постоянно обороняться от набегов кочевников и недружелюбных визитов западных и северных соседей. Древнерусское название удивительно точно передает суть профессии инженера по строительству – размышлять над поставленными задачами и предлагать максимально эффективное их решение.

Практические профессиональные навыки русские зодчие передавали от мастера к ученикам и подмастерьям. Первым инженерно-техническим учебным заведением в России, дававшим системное образование, в 1701 году стала основанная Петром I Навигацкая школа, в которой учили опять же военных, а не гражданских инженеров. Но уже в 1712 году при ней открылись специальные классы, особо способные выпускники которых становились представителями низшего и среднего звена управления строительными работами.

Получить высшее образование в сфере транспортного и гидротехнического строительства в нашей стране стало возможным с 1809 года в Петербургском государственном университете путей сообщения. Немного позднее, в 1832 году, было основано Училище гражданских инженеров, известное сейчас как Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ).

Описание профессии

Чем занимается инженер-строитель? Он разрабатывает план и проект работ по сооружению объекта (или его инфраструктурных систем), составляет график, определяет очередность процессов, количество необходимых ресурсов в виде рабочей силы и материалов, а также их качество и состав. Кроме того, строительный инженер обеспечивает документальное сопровождение процесса на разных стадиях проекта: заключает договоры с поставщиками и подрядчиками, составляет исполнительные акты, получает разрешения от госслужб и т. д.

Представители профессии получают подготовку по разным профильным направлениям и становятся инженерами:

  • по строительству автомагистралей, мостов, транспортных тоннелей, метрополитенов;
  • аэродромов;
  • уникальных зданий (в том числе большепролетных и «высоток», стадионов);
  • гидротехнических сооружений;
  • или по разработке и монтажу отдельных коммуникационных систем: тепло-, газо-, холодо-, водоснабжения и водоотведения, вентиляции.

У инженеров, представляющих каждое из этих направлений, есть как общепрофессиональный набор знаний и умений, так и компетенции, которыми могут и не обладать их коллеги-строители. Так, например, специалисты, работающие на сооружении тоннелей и мостов должны лучше других разбираться:

  • в технологии заводского производства тоннельных конструкций и мостовых пролетов;
  • в методах исследования и анализа горных пород и физико-механических характеристик грунтов;
  • в специфике геологических и гидрогеологических условий строительства.

При этом к универсальным для инженеров-строителей разных специализаций компетенциям можно отнести:

  • умение пользоваться современными средствами коммуникации, вычислительной техникой, системами автоматизированного проектирования и сопутствующим ПО, цифровыми и аналоговыми методиками ведения проекта и управления жизненным циклом;
  • знание процедуры технического черчения и основ машинной графики;
  • умение оценивать и рассчитывать устойчивость, прочность и жесткость конструкций и фундаментов в зависимости от их типов;
  • профессиональное чтение топографических карт и показаний геодезических приборов;
  • осведомленность о свойствах строительных материалов, технологиях их применения.

Наиболее распространенным местом работы инженеров таких профилей становятся строительные компании, но из знания и навыки востребованы в аудиторских организациях, службах государственного контроля, ремонтных фирмах, архитектурных бюро и других предприятиях.

На каких специальностях учиться

Выбор направления учебы зависит от личных предпочтений, а специализации у инженеров-строителей (согласно ФГОС) могут быть разными:

  • строительство;
  • строительство уникальных зданий и сооружений;
  • строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей;
  • строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей.

По специальности «Горное дело» вузы готовят инженеров-строителей для шахтных и подземных работ. Во всех случаях при поступлении понадобятся результаты ЕГЭ по профильной математике, физике и русскому языку.

Лучшие вузы для обучения

Старейшим специализированным учебным заведением строительного профиля в РФ считается Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ). Однако крупнейшим вузом России, подготовившим за годы своего существования более 90 тысяч инженеров-строителей, называют Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ). Сейчас в его состав входит 7 институтов с 62 кафедрами, 2 НИИ, 30 научных лабораторий, а также 10 экспертных центров. Университет выпускает инженеров по 21 специальности.

Хотя НИУ МГСУ и является самым крупным специализированным учебным заведением, он не единственный в стране. Каждая область строительства представлена целым рядом образовательных программ во множестве вузов по всей России.

Так, например, строительству уникальных зданий и сооружений учат:

  • в Москве: Московский Политех, МАДИ;
  • в Санкт-Петербурге: Горный университет, СПбПУ Петра Великого;
  • в регионах: ННГАСУ (Нижний Новгород), ДВФУ (Владивосток), МГТУ им. Г. Носова (Магнитогорск), СибГИУ (Новокузнецк), ЮУрГУ (Челябинск), НГАСУ-Сибстрин (Новосибирск), УрФУ им. Б. Ельцина (Екатеринбург), УГНТУ (Уфа), ДГТУ (Махачкала), БГИТУ (Брянск), ВГТУ (Воронеж), КубГТУ (Краснодар), ДГТУ (Ростов-на-Дону), ТГАСУ (Томск), филиал МАДИ в Махачкале, ДВГУПС (Хабаровск) и еще десятки вузов.

Но вузов, готовящих строительных инженеров гораздо больше. Помимо перечисленных университетов, академий и институтов, специалистов для работы в сфере промышленного и гражданского строительства учат:

  • в столице: в МИИТ, РУДН, Институт мелиорации, водного хозяйства и строительства им. А. Костякова, входящий в состав РГАУ–МСХА им. К. Тимирязева;
  • в Санкт-Петербурге: СПбГАСУ, СПбГАУ;
  • а также по всей России: в МГТУ (Мурманск), КалмГУ им. Б. Городовикова (Элиста), ВолгГТУ (Волгоград), СамГУПС, СамГТУ (Самара), БГТУ им. В. Шухова (Белгород), КБГУ им. Х. Бербекова (Нальчик), КубГАУ (Краснодар), СФУ (Красноярск), ТОГУ (Хабаровск), ТГУ (Тольятти), СКФУ (Ставрополь), КузГТУ (Кемерово), ЯГТУ (Ярославль), КГТУ (Калининград), ЮГУ (Ханты-Мансийск), УрГУПС (Екатеринбург), КГАСУ (Казань), СГУПС (Новосибирск), ЧИПС УрГУПС (Челябинск), СГТУ (Саратов), ВятГУ (Киров), ЧГУ им. И. Ульянова (Чебоксары), ОГУ им. И. Тургенева и ГАУ (Орел), СГУ (Сочи) и др.

Обязанности на работе

Профессиональные обязанности инженера-строителя в значительной степени зависят от его специализации, а универсальный перечень включает:

  • Разработку технических и методических материалов и нормативных документов по проекту, а также графиков строительного процесса.
  • Ведение работ, предусмотренных планом строительства.
  • Поиск путей оптимизации ресурсов и обоснование принятых решений.
  • Анализ технико-экономических характеристик объекта и участие в экспертно- исследовательских работах по использованию материалов, оборудования, систем, а по итогу – подготовка отчетов и заключений.
  • Обеспечение всех строительных подразделений требуемыми техническими сведениями, материалами, документами, оборудованием и стандартизация техсредств.
  • Применение современных автоматизированных и компьютеризированных систем, дающих больший экономический эффект как в инженерных расчетах, так и в организации жизненного цикла строительного проекта.
  • Составление заявок, заказов, разъяснительных инструкций, схем, карт, установленной отчетности и других материалов с соблюдением требований к форме и времени подачи.
  • Оказание как методической, так и практической помощи коллегам, поощрение рационализаторских инициатив.
  • Осуществление экспертизы процессов и документации, контроль проведения работ.

В целом, обязанности строительного инженера находятся в широком диапазоне от исследовательской деятельности до ведения сметной документации.

Кому подходит

Профессия инженера-строителя подходит людям организованным и ответственным, способным спланировать и осуществить свои действия в полном объеме, не списывая неудачи на внешние обстоятельства и нерасторопность других. В овладении необходимыми для работы знаниями будущему строительному инженеру помогут скрупулезность и любознательность – естественный интерес к окружающему миру, к объектам «второй природы» и к их устройству (например, к истории архитектуры и к тому, «как это было сделано»).

Коллективная природа труда требует от инженера-строителя развитых коммуникативных способностей – умения и желания находить общий язык с разными людьми. Взаимодействовать придется и с рабочими, и с коллегами по цеху, и с представителями контролирующих органов, так что понадобятся хорошие навыки доходчиво доносить информацию и отстаивать свою точку зрения.

Сколько получают

Примерно 40–45 % вакансий содержит предложения с зарплатами 30–60 тыс. рублей. В 10–15 % объявлений указывается ставка 60–90 тысяч. Еще порядка 35–40 % работодателей предлагают оклады до 30 тысяч. В оставшихся вакансиях суммы превышают 90 и даже 120 тыс. рублей. В среднем по стране зарплата инженера-строителя находится на уровне 45–55 тысяч.

Как построить карьеру

Продвижение инженера-строителя по карьерной лестнице соответствует поэтапному повышению квалификации, причем к каждому уровню предъявляются определенные требования.

  • 3 категория. В этом статусе для «входа в профессию» без стажа нужно окончить профильный вуз. Однако для начала работы хватит и среднего технического образования, если оно подкреплено 3-летним стажем в должности техника первой категории (на других профильных должностях – не меньше 5 лет).
  • 2 категория. Для перехода на эту ступень, кроме высшего образования, понадобится 3-летний стаж на инженерно-технических должностях.
  • 1 категория. Чтобы получить этот статус, нужно отработать еще 3 года в должности инженера 2 категории.

Далее специалист может рассчитывать на место главного инженера с правом подписи при оформлении приемных актов и принятием на себя персональной ответственности. Но при этом минимум раз в 5 лет нужно будет проходить повышение квалификации.

Перспективы профессии

Перспективы профессии инженера-строителя связаны с появлением новых технологий, которые потребуют от специалиста особых компетенций. Так, например, при создании зданий и сооружений с помощью 3D-принтера, строение уже не собирается из универсальных элементов, как раньше, а «выращивается» по индивидуальным настройкам.

Смена поколений материалов в классическом строительстве происходит не менее стремительно, а это бросает новые вызовы инженерам, востребованность которых при каждом очередном витке отраслевой эволюции всегда возрастает. Все это потенциально может привести к разделению профессии на несколько видовых направлений с более узким набором функций.

Автор: Алексей Кузнецов

Автор статьи:

Материал обновлен: 29.04.2019 г.

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения