Исследуем мир радиоинженерии: от основ до современных технологий и перспектив будущего этой уникальной профессии.
Рейтинг профессии
В эпоху беспроводных технологий и цифровых инноваций профессия радиоинженера остается ключевым звеном в мире связи и электроники. В этом обзоре мы погрузимся в мир радиоинженерии, рассмотрим ее историю, текущее состояние и перспективы развития.
После распада Советского Союза приток абитуриентов на инженерные факультеты, в том числе и на радиотехнические, резко сократился. И неудивительно: максимум, на что мог рассчитывать радиоинженер, – это работа в ремонтной мастерской среди «Рубинов», «Вег» и прочих «чудес» советской радиоинженерной мысли.
И несмотря на то, что сегодня интерес к инженерии возвращается, представление о радиофакультетах как о месте, где учат паять схемы, конструировать приемники и чинить телевизоры, до сих пор сидит в головах большинства юных и не очень сограждан.
Однако за прошедшие 15 лет всё изменилось – от списка специальностей до зарплат сотрудников.
Специальности
Радиоcпециальности отличаются от специальностей машиностроительных и приборостроительных факультетов тем, что имеют иную систему классификации и делятся на системотехнические, схемотехнические и конструкторские.
В чем их различие? Системотехнические специальности учат мыслить, решать проблему в комплексе – проектировать не отдельные устройства (передатчики, приемники), а целые системы. Рассмотрим радиолокационную станцию (РЛС). При ее проектировании заказчик выдает техническое задание на всю систему. А РЛС состоит из четырех главных компонентов – антенная подсистема, передающая подсистема, приемная подсистема и программно-аппаратный комплекс. Знать, как именно устроена каждая часть, инженеру-системотехнику не нужно, да и хранить в голове столько информации зачастую не под силу. Грубо говоря, для него подсистемы – это кубики, «черные ящики». Он не знает, что в них содержится, но знает, что у него на входе и что на выходе. Беря различные «кубики» и соединяя их, инженер получает систему с заданными параметрами. Такие специальности требуют выработки системного подхода – умения мыслить масштабными категориями, видеть проблему как единое целое.
У схемотехников другая головная боль – как раз эти самые «черные ящики». Они проектируют подсистему с заданными характеристиками – на входе такие сигналы, на выходе другие. Зато вопрос применения разработанного устройства инженера-схемотехника никак не волнует. Он решает множество небольших задач, создает отдельные блоки, но дальнейшая их судьба не его забота. Для таких специальностей необходима усидчивость и умение работать с задачами, не видя полной картины.
Наконец, инженеры-конструкторы занимаются миниатюризацией устройств, проблемами теплоотвода и охлаждения, проектируют корпуса приборов и оптимизируют принципиальные схемы для их дальнейшего расположения на печатных платах.
Сейчас на радиофакультетах, как правило, обучают следующим специальностям:
- «Радиотехника». По сути, это схемотехническая специальность. На ней учат проектированию передатчиков, приемников, антенн, основам конструирования РЭС, основам цифровой обработки информации.
- «Радиоэлектронные системы». Больше системотехническая специальность. Помимо общих предметов изучается проектирование систем и комплексов, теория телекоммуникаций, радиоуправление.
- «Конструирование радиоэлектронных средств» (РЭС). Конструкторская специальность. Если выбрали ее, то готовьтесь к детальному изучению конструирования и проектирования для изготовления РЭС. Придется изучить работу в PCAD и AutoCAD, а схемы, которые надо скомпоновать для расположения на печатной плате, будут долго сниться.
- «Связь с подвижными объектами». Системотехническая специальность. В деталях изучается статистическая радиотехника, теория оптимального приема, теория телекоммуникаций.
- «Комплексная защита объектов информации». Сугубо системотехническая специальность. Изучается теория телекоммуникаций, теория защиты информации, программирование на языках высокого уровня, аппаратные и программные методы защиты информации.
- «Радиофизика». Математическая специальность. Расчет, моделирование и имитация процессов, происходящих в антенных, приемных и передающих устройствах. Детально изучается электродинамика, теория антенно-фидерных устройств.
- Особые специальности для вузов связи и телекоммуникаций.
Часть специальностей изучается как на дневном, так и на вечернем отделениях радиофакультетов. Причем если раньше для учебы на вечернем отделении требовалась справка с места работы (желательно по профилю), то теперь подобных препятствий нет.
Что надо знать для учебы на радиофакультете
Для начала – хотя бы помнить год изобретения радио Поповым и Маркони. А если серьезно, то необходимо досконально знать разделы физики, посвященные электромагнетизму и электричеству. Такие темы, как природа электромагнитных волн, законы Ома и Кирхгофа, принцип действия телеграфа должны буквально отлетать от зубов. Расчет цепей также необходим: активные и реактивные сопротивления, параллельные и последовательные соединения элементов – все это должно быть изучено и досконально проработано. Нужно знать всё об индукции и взаимоиндукции.Также очень важно хорошо владеть английским языком (в первую очередь техническим): большинство текстов по современному радиотехническому оборудованию составлено на нем.
Что изучается
Во времена Советского Союза на радиофакультеты, помимо тех, кто шел по призванию, подавали документы абитуриенты, напуганные печально известными предметами конструкторских факультетов. Действительно, радиоинженеры были избавлены от знакомства с сопроматом, теоретической механикой, теорией машин и механизмов (ТММ для многих студентов расшифровыввалось как «тут моя могила»), конструкционными материалами и технологией их обработки. Да и черчение длилось один семестр вместо двух курсов.
Но не все коту масленица: на втором курсе приходит расплата, причем независимо от выбранной специальности. ОТЦ (основы теории цепей), плавно переходящие в РТЦиС (радиотехнические цепи и сигналы) будут идти два курса, заставляя просыпаться посреди ночи в холодном поту. Также на всех специальностях проходят антенно-фидерные, радиопередающие и радиоприемные устройства. Плюс курсовые работы и проекты, то есть проектирование и расчет того или иного устройства.
Еще изучаются электронные приборы (диоды, транзисторы, магнетроны, клистроны, лампы, лампы бегущей волны), элементная база (жизненно необходима инженерам-схемотехникам и при курсовом проектировании). В общем-то, все перечисленные предметы существовали и во времена Советского Союза, так что ничего нового. Транзисторы изучаются и используются при проектировании только отечественные, микросхемы – тем более. Единственное, что исчезло, – это практикумы по пайке. Так что, если не мечтаете колдовать над печатными платами с паяльником в руках и вычищать из-под ногтей канифоль, то проблем нет.
Появились и новые предметы: методы защиты информации, теория телекоммуникаций, построение и организация телекоммуникационных и радиотелефонных сетей, сети и системы передачи данных. В какой-то степени на старших курсах радиофакультетов учат не на радистов, а скорее на специалистов по телекоммуникациям и системам передачи информации. Направление, как известно, более чем перспективное, и потерпеть ради этого 3 года можно вполне.
Кем и где работать
Учеба позади, диплом в руках. Куда пойти работать, причем, желательно, за приличное вознаграждение?
В Москве и других крупных городах существует ряд государственных предприятий с негосударственными зарплатами. Как правило, эти предприятия заключают договоры с факультетами на целевую подготовку специалистов. То есть подписывается трехсторонний договор между предприятием, вузом (факультетом) и студентом, по которому вуз обучает студента по особой программе, отличающейся от программы выбранной специальности. За это обучение платит предприятие, а студент после окончания учебы обязуется отработать сколько-то лет на этот предприятии. Существует и другой вариант: студент (как правило, дипломник или учащийся на последнем курсе) начинает работать на этом предприятии, учась по обычной программе. Рекомендует на работу студента в этом случае факультет или кафедра, поэтому, помимо желания работать, важно находиться на хорошем счету, то есть иметь высокий средний балл и активно заниматься подготовкой к диплому (как вариант – участвовать в НИРСах, научно-исследовательских работах студентов). Преимущество такого способа в том, что студент изначально никому не должен, так как с ним заключается только стандартный трудовой договор, как и при любом приеме на работу.
В числе прочих дисциплин студенты радиофакультетов изучают технологии беспроводных систем передачи данных – практику и теорию. Это технологии Bluetooth, Wi-Fi и WiMAX. Им, а также стандартам, на которых они базируются, посвящены вполне серьезные учебники университетского уровня и бесчисленное множество статей и ресурсов в Интернете. То есть выпускник радиофакультета может быть не просто системным администратором, но и специалистом по беспроводным сетям, а востребованность таких специалистов более чем высока, да и зарплату предлагают очень солидную.
Ну, а тем, кто пошел учиться, «чтобы в армию не попасть», остаются самые низкооплачиваемые варианты: ремонт бытовой техники в телеателье, работа в НИИ. Платят, конечно, очень мало, но без работы не останетесь. Как правило, все радиофакультеты занимаются научно-исследовательской деятельностью и готовят аспирантов, следовательно, есть шанс найти себе руководителя и выбрать тему. Стоит смотреть правде в глаза: с точки зрения карьерных перспектив учеба в аспирантуре радиофакультетов – выбор далеко не лучший, ведь работа в НИИ, а уж тем более преподавательская деятельность, оплачиваются очень плохо. Единственный плюс – повышение своего образовательного уровня путем учебы и последующего написания диссертации. А специалиста с кандидатской степенью с большим удовольствием возьмут на высокооплачиваемую работу, не связанную с наукой.