Среди множества видов собственности, охраняемой законами, есть один, с которым почти каждый человек сталкивается в своей повседневной жизни -- и, даже сам того не ведая, претендует на нее. Ежедневно миллионы людей во всем мире читают книги, газеты и журналы, посещают музеи, ходят в кино и слушают музыку, работают в компьютерных программах, сидят в Интернете, смотрят рекламу и пользуются достижениями науки. Всё это, а также товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, знаки обслуживания являются объектами чужой интеллектуальной собственности.
Рейтинг профессии
Воздушные замки
Если собственность существует, она нуждается в защите. Но когда эта собственность интеллектуальная, она ведь невесомая -- амбарный замок на нее не повесишь. Как ее защитить?
Вы, наверное, обращали внимание на значки ©, а так же ™, ® -- они-то и являются такими «замочками».
Для тех, кого можно отнести к авторам или изобретателям, чья деятельность связана с творчеством, разработкой и внедрением инноваций, гарантией прав является Закон об интеллектуальной собственности. Наши «замочки», будучи «навешенными» в начале книги или возле логотипа компании, говорят о том, что у идеи произведения есть хозяин и что его интересы находятся под охраной этого закона. Конечно, возможность поставить такой значок есть не всегда -- но это не значит, что музыкальные произведения, спектакли, живописные полотна, архитектурные сооружения лишены защиты (даже египетские пирамиды с недавних пор включены в список объектов интеллектуальной собственности Египта).
Законы разных стран имеют разные нюансы, но задача здесь одна -- решить проблему разумного сочетания интересов правообладателя (будь то автор или, если вопрос касается промышленной собственности, предприятие, завод, концерн и т. д.) с возможностью использования произведения или продукта обществом. Его функция - защита произведения от несанкционированного копирования и тиражирования.
Соблюдение этих прав не всегда связано с прямой финансовой выгодой и возможностью заработать на произведении. Так, например кубинский фотограф Альберто Корда, сделав в 1960 году фотографию Че Гевары (сейчас ее можно сделать используя выездную фотопечать от Видеоглобал), разрешил всем желающим использовать ее бесплатно -- однако именно на основании своих авторских прав он запретил производителям водки Smirnoff использовать знаменитый фотопортрет для рекламы алкоголя.
Споры с пиратами
Самая первая, можно сказать древняя, форма интеллектуальной собственности -- это авторское право. В Средние века не существовало проблемы авторства как такового: человек воспринимался лишь как случайный посредник, воплощающий Божью мысль в материальную форму. Соответственно, автором такой человек считаться не мог - и ценился обществом только как умелый ремесленник. Однако в Новое время отношение к автору изменилось, а с распространением книгопечатания появилась и потребность в определении прав автора и полномочий издателя. Так, в 1709 году в Англии появился первый нормативный акт, фиксирующий права автора - так называемый «Устав королевы Анны».
Характерный прецедент, повлиявший на дальнейшую судьбу представлений об авторстве, произошел в 1853 году в США: суд отклонил иск известной писательницы Гарриет Бичер-Стоу к издателю, который самовольно перевел ее книгу «Хижина дяди Тома» на немецкий язык. Таким образом, права переводчика были приравнены к правам автора.
Авторское право на протяжении всей своей истории постоянно расширялось за счет подобных прецедентов. Скажем, фотография, возникшая как чисто технический «фокус» в первой половине XIX века, уже к началу XX века превратилась в искусство, и фотографы в долгих судебных тяжбах отстояли право считаться авторами. Но не успели стихнуть еще споры о фотографии, как суды начали атаковать кинематографисты, требуя зафиксировать в отдельной строке закона и их права.
Принятая в 1886 году в Берне международная конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» сегодня претерпела уже четыре серьезные редакции. Жизнь не стоит на месте, новые технологии меняют общество -- и законы вынуждены меняться вместе с ним. Самой актуальной проблемой сегодня является авторское право в Интернете. Рано или поздно любая книга, любой фильм или музыкальная композиция оказывается доступной миллионам пользователей. Теперь, когда копирование производится при помощи нескольких кликов «мышки» и цифровые потоки разносят некогда редкую информацию по всем уголкам мира, прежние принципы защиты авторских прав неизбежно уходят в прошлое. И какие бы грозные слова ни произносили поборники классических норм и порядков, факты всё равно говорят громче. Простой пример: за 2007 год из Интернета было скачано около 20 миллиардов музыкальных треков. Проконтролировать такой объем скачиваний не в состоянии ни один, даже самый крупный, лейбл. В ответ на это компании Warner, EMI, Universal и Sony BMG одна за другой отказались от контроля и защиты авторских прав на цифровые музыку и видео, распространяемые через Интернет. Теперь слово за юристами.
Автор, изобретатель или предприятие, чья деятельность связана с разработкой и внедрением инноваций, далеко не всегда имеют возможность самостоятельно отслеживать соблюдение своих прав. Речь идет уже о смежных правах. Самым ярким примером здесь может служить использование музыки в кафе и ресторанах -- обладатель прав на композицию не только не в состоянии находиться одновременно во всех местах, где могут исполнять его музыку, но даже заключение договора с каждым из подобных заведений не представляется возможным. Конечно, «обидеть художника может каждый», но на помощь в этом и подобных случаях приходят Российское авторское общество (РАО), другие авторско-правовые общества, литературные и литературно-драматические агентства, одна из целей деятельности которых -- ограждать автора от посягательств на его произведение и решать вопросы гонораров. Там можно найти юристов, чья специализация -- гражданское право, в частности авторское право и смежные права.
Очень большие деньги
Однако мы увлеклись авторским правом, забыв о том, что интеллектуальная собственность -- понятие куда более широкое. Поговорим о промышленной собственности и о проблемах, связанных с патентами.
Зачастую стоимость интеллектуальной собственности предприятия превосходит стоимость ее материального имущества. Интеллектуальный капитал компаний, деятельность которых связана с программным обеспечением, или научно-исследовательских институтов требует такой же усердной защиты, как и художественные произведения звукозаписывающих компаний и кинокомпаний. Изобретения, промышленные образцы, фирменные наименования, «ноу-хау», полезные модели, товарные знаки, программы, топологии интегральных схем -- всё это требует юридического признания собственной уникальности -- требует патентов.
Чтобы уяснить важность грамотной регистрации патента, достаточно вспомнить историю изобретения радио: русский ученый Александр Попов и итальянец Гульельмо Маркони каждый в своей лаборатории почти одновременно добились успеха в передаче волнового сигнала по воздуху. Однако Маркони успел запатентовать новинку раньше, чем... чем в России появились патентные бюро -- и формально изобретателем радио считается именно он. В итоге Попов -- герой местного значения, а Маркони -- нобелевский лауреат.
Теперь ситуация изменилась в корне, и Россия присоединилась к ряду международных конвенций о защите интеллектуальной собственности. В тоже время членство в серьезных международных организациях выдвигает и массу требований к качеству работы всех юридических контор, занимающихся интеллектуальной собственностью. Гарантом соблюдения международных норм является Патентное ведомство РФ (Роспатент), а на местах действуют аккредитованные в нем специалисты -- патентные поверенные.
Патентный поверенный полномочен представлять интересы физического или юридического лица в патентной палате РФ. Получить аттестацию патентного поверенного может любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование, не менее чем 4-летний стаж практической работы в области охраны промышленной собственности и успешно сдавший квалификационный экзамен в Роспатенте. Только патентный поверенный может качественно провести проверку товарного знака, торговой марки, изобретения «на чистоту»; составить заявку на регистрацию товарного знака с учетом интересов клиента, защитить знак от посягательств других лиц.
Под началом патентного поверенного проходит и другая важнейшая процедура -- оценка интеллектуальной собственности. Необходимость в оценке возникает при внесении объектов интеллектуальной собственности в уставной фонд предприятия, при совершении сделок купли-продажи бренда, а также при продаже лицензии на производство того или иного товара. Ну и, конечно, при определении размера ущерба, нанесенного правообладателю «пиратами».
Будни защитников
Вопросы, касающиеся интеллектуальной собственности, порой оказываются чрезвычайно сложными, и специалист в этой области юриспруденции должен обладать значительным багажом знаний и быть вполне культурно компетентным человеком.
В главе об авторском праве мы не зря говорили о спорных моментах. Юриспруденция как таковая существует из-за потребности людей спорить, оспаривать, отстаивать что-либо. Сфера интеллектуальной собственности не исключение. Вся практика юриста состоит из решения конфликтных ситуаций, а каждая ситуация уникальна и требует к себе индивидуального подхода. Конечно, прецеденты так или иначе можно типизировать, однако это не сильно облегчает задачу юриста -- типы эти плодятся гораздо быстрее, чем закон успевает на них отвечать. Так, исход каждого дела решает не простое механическое знание определенных юридических документов, а профессиональная компетенция юриста, которая складывается из ежедневной работы по отслеживанию новостей (кто, где и как провел определенный процесс -- и чем дело кончилось), систематизации и анализа этих крупиц.
Хороший пример запутанного дела -- недавняя история со всенародным (а теперь и международным) любимцем -- Чебурашкой. Суть спора заключалась в том, кто является «родителем» Чебурашки -- поэт Эдуард Успенский, придумавший ушастый образ, или художник Леонид Шварц, который нарисовал мультипликационного персонажа. Адвокатам Успенского удалось опровергнуть расхожее мнение о том, что строка в титрах закрепляет мультипликационного персонажа за художником.
Будни юриста, специализирующегося на интеллектуальной собственности, -- это кропотливый, зачастую рутинный труд, состоящий из писания бумаг, составления договоров, писем, исков, жалоб, беготни по судам. К тому же специфические клиенты -- собственно авторы -- как правило, очень далеки от буквы закона, зато импульсивны, эмоциональны и требуют от юриста особого терпения.
Подытоживая: рутина, сложности и препоны -- это 99% работы. Оставшийся 1% -- это та вишенка, за которую и работает юрист: красивая победа в суде!
Максим Лабзин, патентный поверенный РФ, юридическая фирма «Лабзин и партнеры»: Действия по юридической защите интеллектуальной собственности могут быть разными, но все они, как правило, не терпят отлагательства. Ведь мы подаем много заявок на выдачу патентов и регистрацию товарных знаков, и очень часто у разных лиц бывают совпадения в придуманных объектах. А кто из претендентов подаст заявку первым, тот и получит правовую охрану. Поэтому мы должны выполнить свою работу как можно быстрее.
В процессе оформления прав юридические вопросы о порядке действий и способах защиты интересов наших доверителей уже не возникают: накоплен большой опыт, одни и те же положения законодательства перечитаны десятки раз. Но поскольку каждое изобретение, каждый товарный знак являются новыми, мы должны вникнуть в ту сферу, которой занимается наш доверитель. Когда речь идет об изобретении, то мы должны понять, что он изобрел и что в этом нового, сравнить с уже известными решениями и сформулировать самую суть придуманного. Иногда приходится привлекать специалистов в данной области технических знаний.
Когда речь идет о товарном знаке, то мы должны понять, в какой сфере деятельности он будет использоваться, для каких товаров и услуг - и соотнести их с универсальными терминами из международной классификации (иногда бывают очень редкие товары), а также сравнить данный товарный знак с чужими товарными знаками, обнаруженными при поиске. Такое сравнение - наиболее часто ставящаяся перед нами задача. Мы, по сути, предлагаем ответ на вопрос: перепутают ли потребители товары, которые будут обозначаться сравниваемыми знаками, смогут ли разобраться, что это товары разных производителей - или подумают, что они выпускаются одним и тем же предприятием. Если могут перепутать (например, Adidas и Abibas), значит, есть нарушение прав на товарный знак, контрафакция.
Тот же вопрос очень часто ставится и перед судами. Защита уже нарушенных прав -- это особый вид работы. Здесь юрист должен, как правило, до суда направить нарушителю такое письмо, чтобы тот понял бесперспективность дальнейшего сопротивления и согласился бы выполнить хотя бы часть требований добровольно. А если такое письмо и переговоры не дают результата, то самое главное -- предугадать все возможные возражения оппонента и с учетом этого сформулировать правовую позицию, собрать необходимые доказательства. Суд не удовлетворит недостаточно обоснованные требования без убедительных доказательств того, что ответчик действительно совершал те действия, на которые указывает истец. Ну а если юрист защищает ответчика, то требуется найти самые слабые моменты иска и приложить все усилия, чтобы вызвать сомнения у судьи. Однако нельзя пытаться доказывать недоказуемое. Конечно, в судах очень интересно работать. Приведу юмористическую рекомендацию о том, как себя вести в судебном деле: «Если в вашу пользу говорят факты, то напирайте на факты, если закон, то напирайте на закон, а если ничего, то напирайте на стол». Бывает сложно обосновать убытки или добиться достаточно большой компенсации, поскольку доказательства объемов нарушения очень часто недоступны…
Ну а когда мы трудимся над подготовкой договоров, то самое главное -- понять и отразить волю сторон. Нельзя злоупотреблять формами, «рыбами» договоров. Иногда это мешает выполнению конкретных задач.