Профессия "корреспондент"

Корреспондент – это штатный или внештатный сотрудник печатных СМИ и интернет-ресурсов, в профессиональные обязанности которого входит подготовка информационных сюжетов или аналитических материалов.

Средняя заработная плата: 23000 рублей в месяц
Стопка газет с новостями

Рейтинг профессии

Востребованность
62%
Оплачиваемость
42%
Конкуренция
68%
Входной барьер
30%
Перспективы
50%

Словом «корреспондент», произошедшим от латинского correspondere (что в Древнем Риме означало «осведомлять», «отвечать»), вплоть до начала XVIII века в России называли иностранных подданных, которые в письменной форме передавали заинтересованным лицам шпионские сведения. Только с началом регулярного выпуска газет и журналов слово «корреспондент» изменило свое значение и стало использоваться как наименование профессионала, предлагавшего новостным печатным изданиям актуальный информационный материал.

Российская периодика ведет свою историю с 1702 года, когда была выпущена первая ежедневная газета «Санкт-Петербургские ведомости». С начала XVIII в. и до 1917 года в Российской империи в разное время выходило более 2 тысяч различных печатных изданий, информацию для которых собирали многочисленные корреспонденты.

Описание профессии

Основная задача корреспондента – подготовка информационно-аналитического сообщения для аудитории газеты, журнала, интернет-ресурса, радио или телепрограммы. Новости могут передаваться в прямом эфире или выходить в записи в формате радиосообщения, интервью, видеосюжета, статьи, репортажа, очерка.

В российской традиции «корреспондент» и «репортёр» – слова-синонимы. Работа и того и другого подразумевает непосредственное присутствие на месте события и передачу информации через авторское восприятие.

Специализации у корреспондентов могут быть разными:

  • Фотография. Профессия фотокорреспондента требует от автора умения донести всю остроту и полноту момента в виде фотоотчета.
  • Теле- и радиотрансляция. Репортер должен максимально информативно комментировать видеоряд.
  • Создание печатного материала. Нередко для написания статьи корреспондент должен совмещать работу пишущего автора и фотографа.

Корреспондент может быть постоянным или внештатным сотрудником издания/компании:

  • Штатный работник входит в кадровый аппарат СМИ и выполняет задание редакции.
  • Внештатный корреспондент – фрилансер, автор, зачастую работающий сразу на несколько газет или каналов, самостоятельно выбирает приоритеты. Как правило, он постоянно находится в поиске интересных новостей или сенсационного материла.

Статус корреспондентов:

  • Специальный корреспондент (спецкор) назначается редакцией, чтобы подготовить репортаж из определенного места или на заданную тему, и командируется на место событий.
  • Собственный корреспондент (собкор) постоянно проживает (находится) в месте события, откуда сообщает обо всех новостях региона. Например, на освещении сочинской Олимпиады работали и собкоры, постоянно живущие в городе, и спецкоры, отправленные в командировку.

Часто корреспонденты специализируются на определенных тематиках: военной, политической, экономической и т. д.

Корреспондент – работа, входящая в пятерку наиболее рискованных. Опасности зачастую подвергаются не только репортеры в зоне боевых действий, но и «мирные» журналисты: бывает и так, что за профессиональный интерес к острым темам повседневной жизни корреспонденты расплачиваются жизнью.

На каких специальностях лучше учиться

Обычно те, кто хочет стать корреспондентом, целенаправленно поступают в вузы на специальность «Журналистика» (код 5.42.03.02). Но соответствующие профессиональные навыки также можно получить, выбрав на филфаке специальность «Филология» (код 7.45.03.01) с журналистским профилем.

В принципе хорошую базу для работы корреспондентом может дать любое добротное гуманитарное образование. Репортер должен знать русский язык, литературу (отечественную и зарубежную), всемирную историю, общественные и естественные науки, экономику, психологию и даже математику. У владельцев СМИ разное мнение относительно того, кого же лучше брать на работу в качестве корреспондента: опытного эксперта в определенной сфере и делать из него журналиста или, наоборот, углублять «специализацию» репортера в какой-либо области.

Лучшие вузы для обучения

Программы обучения различным направлениям журналистской деятельности есть почти в 150 вузах России, но наибольшей популярностью у абитуриентов пользуются знаменитые государственные учебные заведения (например, МГУ им. М. Ломоносова и его филиалы в различных городах) и профильные факультеты, дающие более узкую специализацию:

Но сразу получать высшее образование необязательно. Можно попробовать себя в качестве стажера в редакции, поучиться ремеслу на практике, изучить изнанку процесса, а уже затем решать, в какой вуз поступать.

Для поступления в вуз вам потребуются достаточно высокие баллы ЕГЭ по профильным русскому языку и математике, а также на отлично сдать экзамен по литературе и, возможно, иностранному языку.

Джакупова C.C.

Джакупова C.C.

Член Лаборатории Корпусной лингвистики НИУ ВШЭ. Автор научных публикаций по лингвистике.

Онлайн-курс подготовки к декабрьскому сочинению и сочинению ЕГЭ, 11 класс

30 занятий

6 сочинений

220 ₽ / час


Шкляева Е.Л.

Шкляева Е.Л.

Кандидат филологических наук, эксперт ЕГЭ, учитель высшей категории.

Курс подготовки к тестовой части ЕГЭ по русскому языку, 11 класс

20 занятий

26 тестовых заданий

300 ₽ / час


Трушин Б.В.

Трушин Б.В.

Кандидат физико-математических наук, член жюри ВCОШ.

Курс подготовки к ЕГЭ по математике 11 класс часть B

30 занятий

273 ₽ / час

Профессиональные обязанности корреспондента

Репортер должен уметь работать во всех информационных жанрах:

  • писать (причем оперативно) короткие новостные заметки и большие аналитические статьи;
  • делать развернутые обзоры событий, характеризующиеся документальной точностью;
  • брать интервью;
  • давать рецензии.

В обязанности корреспондента входит мониторинг событий для поиска актуальной информации по теме, анализ полученных сведений и проверка их достоверности – все это делается для того, чтобы из собранных данных создать готовый к публикации или трансляции материал. При необходимости журналист должен договориться об интервью и взять его. Готовый материал корреспондент нередко обязан сдать в строго определенный строк, чтобы не срывать график выхода газеты или передачи.

Кому подходит профессия корреспондента

В первую очередь, коммуникабельным, напористым и любознательным. Журналист находится в постоянном поиске информационного повода, ищет признаки сенсации. Иногда, если в поле зрения корреспондента нет интересных новостей, он может «цепляться» даже за слухи, которые на поверку могут оказаться сенсационными фактами. А если репортер отыскивает интересную информацию, то нередко работает сверх нормативного графика, в выходные, выезжает в ночные командировки и т. д. Именно поэтому работа корреспондента не всегда подходит тем, кто на первое место ставит комфорт и семейные ценности.

Еще одно важное качество корреспондента – ответственность. Чтобы материал вышел в газете или телепрограмме вовремя, журналист не должен срывать сроки работы редакционной цепочки, состоящей из нескольких сотрудников: редактора, корректора, верстальщика, дизайнера, монтажера и т. д.

Сколько получают

Зарплата корреспондента зависит от популярности и бюджета СМИ или канала, на котором он работает. Начинающий журналист с небольшим стажем может рассчитывать в Москве на зарплату от 40–50 тысяч рублей в месяц, в крупных региональных центрах – от 20 тысяч, в небольших провинциальных городах – от 10–15 тысяч. Если репортер сумел хорошо зарекомендовать себя и от его профессиональной деятельности зависит востребованность и доходность издания (канала), зарплаты будут расти.

Как построить карьеру

Стать корреспондентом можно разными путями. Многие начинают профессиональный путь с написания небольших статей для любых печатных или электронных изданий. Наиболее яркую карьеру делают репортеры, которые в рамках выбранной темы могут создать уникальный материал. Один из вариантов карьерного роста для корреспондента – переход на работу редактора.

Перспективы профессии

Работа корреспондента, наряду с другими журналистскими специальностями, находится в списке 57 профессий, которым, по прогнозам экспертов рынка труда, к 2030 году грозит исчезновение. Так, уже сегодня компания Bloomberg уволила часть новостного персонала, «приняв на работу» программу искусственного интеллекта, создающую биржевые новости быстрее и ярче, чем корреспонденты-люди.

Ближайшие перспективы журналистской профессии во многом зависят от развития площадок, на которых автор может выкладывать свой материал. Так, например, газетный формат после распространения интернета в конце XX века заметно изменился: аудитория стала отдавать предпочтение более коротким и эмоциональным статьям. Вариантом выживания печатных изданий стал переход бумажных газет на таблоидный формат, но поиск новых форм подачи материала и привлечения читателей постоянно продолжается. Поэтому корреспонденты, которые сумеют создать своими работами новый экономически состоятельный тип донесения информации до читателя, войдут в историю профессии.

Телевизионный формат подачи информации тоже сталкивается с серьезной конкуренцией интернета: любительский видеоконтент, отличающийся большим разнообразием, естественностью и правдивостью, привлекает все большее количество зрителей.

Но пока еще рано говорить о том, что перспектив у профессии корреспондента нет. По-прежнему популярны журналистские расследования, а в последнее время активно развивается направление интерактивного взаимодействия корреспондента со зрительской аудиторией. Так что робот, которого Bloomberg взял в штат, биржевые новости, возможно, делает неплохо, но вряд ли умная машина сможет заменить человека там, где нужны эмоции, а не сухой анализ котировок и индексов.


Логотип Нетологии

Знаете ли вы, что заработная плата выпускников "Нетологии" составляет в среднем 97 600 рублей в месяц. Выберите специальность!

Основы копирайтинга

Иконка с ручкой

Научитесь создавать содержательный и легко читаемый текст.

Контент-
продюсер

Иконка с человечком

Цели и средства контента. Узнайте, как придумать и продвинуть материал.

Коммерческий копирайтинг

Иконка с ручкой и бумажкой

Изучите особенности создания маркетинговых текстов и посадочных страниц.

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения

ChatBot Image
Эксперт по профориентации
Я отвечу на ваши вопросы
-
Да
Нет
Укажите, пожалуйста, Ваши данные. Мы соединим Вас со специалистом по профориентации.