В обиходе укоренилось два представления о содержании профессии интервьюер. В первом значении – это лицо, профессионально занимающееся анкетированием или опросом с целью сбора информации об общественном мнении по тому или иному вопросу. Во втором значении, интервьюером называют журналиста, который специализируется на интервьюировании, то есть берёт интервью у различных, как правило, чем-то известных собеседников, выпуская готовый материал в печатном, видео- или аудио- форматах. В перечне вакансий при упоминании этой профессии практически всегда имеется в виду первый вариант значения, о котором здесь и пойдёт речь.
Рейтинг профессии
История профессии
Профессия интервьюера сравнительно молодая. Зародилась она в 30-х годах XX века с развитием опросов общественного мнения в США, Испании, Германии. В те годы, однако, настоящей работой сбор информации не признавался: считалось, что для этого достаточно естественной беседы респондента с человеком, которому он доверяет. Поэтому от интервьюера не требовалось никаких специальных умений и навыков, обучения способам ведения беседы.
Усилия исследователей общественного мнения тогда были направлены на то, чтобы человека, проводящего опросы, не воспринимали как собеседника: интервьюер в идеале должен был стать своего рода невидимкой, что противоречит самой природе диалога. Соответственно, профессия как набор специальных методик не развивалась, а оценка деятельности интервьюера проводилась по количеству ошибок, сделанных им в процессе социального измерения.
Лишь ближе к последней четверти XX века в практику исследований вошли не только обработка полученных данных и вывод статистических значений, но и прослушивание аудиозаписей интервью, проводимых по единому стандарту. Тогда и обнаружилось, что ответы даже на стандартизированные ответы очень зависят от компетенции интервьюера. Более того, выяснилось, что на результаты исследования оказывают влияние предварительные ожидания интервьюера и даже более сильное – ситуативные ожидания (ролевые и структурно-установочные), которые сложно обнаружить. И вообще интервьюировать надо уметь, потому что респондент не готов отвечать структурно, как робот: он подсознательно стремится к простому человеческому диалогу, видя в интервьюере собеседника, а не безликого представителя некоей организации, проводящей опросы.
Методики проведения профессионального интервьюирования начали пересматриваться, уточняться и совершенствоваться, и этот процесс происходит по сей день. Повод для очередного пересмотра или уточнения может дать любое новое достоверное социально-психологическое исследование. И до получения абсолютно безупречных и действенных методических результатов ещё далеко, поскольку практика интервьюирования тоже вносит постоянную погрешность в разработанный формат процесса.
В России социологические исследования проводят разные организации, среди которых наиболее известны «Левада-центр», фонд «Общественное мнение», ВЦИОМ. Но интерес представляют не только масштабные вопросы социологии, экономики или политики.
Большинство компаний (особенно крупных) собирают информацию о потенциальных потребителях своего продукта тоже с помощью привлечения интервьюеров. Правда, иногда важность этой работы недооценивается и для ее проведения нанимают не специалиста, а случайного человека, который покажется представителю фирмы достаточно коммуникабельным. Но такой подход приводит к статистическим ошибкам, поскольку временный работник не только не обучен методикам интервьюирования, но и не стремится ими овладеть. Поэтому гораздо лучше справляются с задачей постоянные сотрудники колл-центров, которых учат вести опросы, или такие же постоянные группы сотрудников в маркетинговых отделах компаний.
Описание и категории профессии
Сущность профессии интервьюера заключается в сборе информации об общественном мнении путём опросов и анкетирования. Способ сбора информации определяется в каждом отдельном случае, но, как правило, это либо телефонное анкетирование респондентов, либо их обход согласно маршрутному листу – работа в полевых условиях. При всей кажущейся лёгкости процесса интервьюер сталкивается с рядом практических трудностей, которые в качестве объективных проблем были сформулированы только в конце XX века.
В 90-ое годы когнитивные психологи, представляющие Мичиганскую методологическую школу (а социологами тогда были не больше 7% исследователей), обнаружили, что человек, проводя профессиональное интервью, решает одновременно две очень сложные задачи.
- Репрезентация. В ходе опроса интервьюер, чаще всего, получает маршрутный лист или его аналог, который в классической практике специально готовится так, чтобы перечень респондентов соответствовал пропорциям населения, распределённого на той или иной территории. Здесь недостаточно просто прийти в некий коллектив и опросить всех присутствующих, потому что такая выборка будет нерепрезентативной. Например, в актовом зале института на общем собрании факультета удастся опросить только группу определённого возраста, с узким кругом интересов и определённым складом характера, поскольку часть коллектива систематически игнорирует подобные мероприятия.
- Измерение. Уже непосредственно в ходе самого опроса от характера ведения беседы и даже от скорости (ритма) будет зависеть результат – условно говоря, количество положительных и отрицательных ответов. Например, при выборе ответа, совпадающего с общим, по мнению опрашиваемого, мнением, респонденту для согласия нужно меньше времени, чем для отрицания, поскольку во втором случае время тратится ещё и на подбор аргументов («почему думаю не так, как другие»). Быстрый темп вопроса-ответа провоцирует отвечающего на положительный ответ. А интервьюер должен избегать любого рода провоцирования.
Технических приёмов грамотного ведения интервью множество. Например, считается, что если специалисту удалось затянуть в разговор собеседника хоты бы на минуту, то с вероятностью 80-90% полноценное интервью состоится. Поэтому профессионал должен уметь привлечь и удержать внимание.
В целом в работе интервьюера при взаимодействии с собеседником можно выделить три наиболее распространенных вида исходных практик:
- получение информированного согласия на сбор данных: иногда человек понимает, в чём он участвует, только к концу анкетирования;
- исправление отказа от ответа («Я не хочу отвечать», «У меня нет мнения на этот счёт») и выведение на продолжение диалога;
- исправление неопределённости и сомнения (Я не знаю точно»): специалисту нужно уметь вывести собеседника из сомнения наводящими вопросами.
В реальных полевых условиях всё ещё сложнее, чем в теории, поэтому интервьюеры часто нарушают заданные стандарты работы. Например, когда в маршрутном листе перечислены 100 квартир, но в 30 из них никого нет, ещё в 30 – не хотят открывать дверь, а оставшиеся 40 разбросаны по окраинам города, куда далеко и неудобно добираться, интервьюеры начинают опрашивать не по списку: пропускать «строчки», разговаривать с теми, кто готов поговорить, а не с теми, с кем нужно.
Некоторые недостатки профессии (например, длительное перемещение по городу) сглаживаются при выборе телефонного варианта анкетирования. В этом случае задачи сбора информации нередко доверяют колл-центрам, которые проводят профессиональный опрос респондентов.
Направления подготовки и специальности
В первую очередь подготовка интервьюера ведётся по программам социологии. Код специальности по профилю «Социология» – 5.39.03.01.
Программы маркетологии, где интервьюирование служит инструментом изучения вкусов потребителей для выбора способа продвижения продукции, также предусматривают овладение основными навыками взаимодействия с целевой аудиторией. Код специальности по профилю «Маркетинг» – 5.38.03.06.
Лучшие вузы для обучения
ВУЗов, готовящих социологов, насчитывается более 30 по всей стране, но наиболее востребованы следующие:
- Высшая школа современных социальных наук, являющаяся подразделением МГУ им. М. Ломоносова,
- Институт управления Белгородского исследовательского университета,
- Социологический факультет Саратовского университета им. Н. Чернышевского,
- Институт социально-гуманитарных наук Южно-Уральского университета,
- Институт психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета.
Маркетингу можно обучаться в любых вузах, где есть специальность «Торговое дело», например:
- в Институте промышленного менеджмента, экономики и торговли – подразделении Санкт-Петербургского политехнического университета,
- на экономическом факультете Кубанского государственного университета в Краснодаре,
- на факультете корпоративной экономики и предпринимательства при НИНХ в Новосибирске.
Но для того чтобы стать опытным интервьюером, не обязательно заканчивать высшее учебное заведение. Обычно в компаниях, предлагающих постоянную работу по этому профилю, обеспечивается прохождение курсов, тренингов и корпоративного обучения. Такие специализированные курсы часто проводят дипломированные социологи, досконально изучившие проблематику интервьюирования, поэтому будущий профессионал получит более узкие, но и более нужные прикладные знания о своей профессии.
Обязанности
В рабочие обязанности интервьюера входят:
- адресно-маршрутные опросы и анкетирование,
- телефонные опросы,
- уличные интервью,
- анкетирование в точках дислокации целевой аудитории,
- холл-тесты,
- сдача отчётов по проделанной работе.
Профессиональные требования
Интервьюер должен владеть грамотной речью. Отсутствие дефектов дикции, доброжелательность и хорошее, ровное настроение – специальные профессиональные качества. Статистически установлено, что пессимистично настроенные интервьюеры получают приблизительно в 4 раза больше отказов.
Особые требования предъявляются к внешнему виду. Максимальная нейтральность – основное условие. Одежда, обувь, прическа, аксессуары – ничто не должно выдавать личных пристрастий и социальной принадлежности интервьюера. Главная задача – не вызывать у респондентов неприятных ассоциаций и недоверия. Предпочтителен нейтрально-деловой стиль, но в некоторых случаях предполагается ношение униформы.
Кому подходит
В проверенном практикой стандартном перечне ожиданий работодателя, какими качествами должен обладать интервьюер, на первом месте стоит психологическая устойчивость: нередко при проведении опросов приходится сталкиваться с отказами, выраженными в грубой форме. Эмоционально реагировать в таких случаях категорически запрещено. Для снижения количества отказов рекомендуется создавать образ человека ответственного, вызывающего доверие, умеющего хранить тайны, выслушать.
Таким образом, интервьюеру, чтобы хорошо выполнить работу, приходится быть психологом и даже немного артистом. Кроме коммуникабельности и умения найти подход к людям, важно также иметь хорошее здоровье, потому что надо много передвигаться по городу пешком.
Зарплата интервьюеров
Интервьюер – работа достаточно востребованная и распространённая, но многие вакансии временные. При этом разброс заработной платы очень большой – от 5 тысяч рублей в месяц до 50-60 тысяч. Разница обусловлена перечнем требований к интервьюеру и городом, в котором предлагается вакансия. Иногда оплата назначается сдельно за количество заполненных анкет. Например, в Томске стоимость одной анкеты порядка 180-200 рублей, что даёт приблизительные 15 тыс. рублей в месяц.
Более оптимизированный процесс в группе интервьюеров, без необходимости частых перемещений (например, опрос на выходе из нескольких кинотеатров с занесением анкеты в мобильное приложение) даёт возможность проанкетировать порядка 30-50 человек в день. Подобные социологические опросы проводятся чаще в крупных городах с оплатой около 35-50 тыс. рублей в месяц.
Стартовая сумма зарплат в Москве и Санкт-Петербурге – 30 тыс. рублей. Работник с дополнительной специализацией (например, в банковском деле) может рассчитывать на большую сумму (до 60-90 тысяч), но и круг обязанностей, как правило, шире.
При расчёте суммы надо учитывать, что перемещение по рабочим вопросам интервьюера далеко не всегда оплачивается, как и амортизационный износ одежды и обуви. Поэтому вопрос покрытия транспортных расходов надо решать отдельно.
Как построить карьеру
В крупных компаниях интервьюеры работают в группах, где возможен переход сначала на должность руководителя группы, а затем – и руководителя статистико-аналитического отдела.
Если основное общее направление деятельности интервьюера – маркетология, а интервьюирование – часть работы, которая даётся на первых ступеньках карьерной лестницы, то профессиональный рост может проходить по маркетинговой карьерной лестнице. В этом случае есть шансы получить должность руководителя отдела маркетинга или директора по маркетингу.
Перспективы профессии
Уже сегодня современные технические возможности позволяют передать часть работы интервьюеров роботам, которые лишены предвзятости и не делают так называемых ошибок ожидания. Частично, когда процесс можно автоматизировать, так и происходит. Но пока при алгоритмизировании диалога искусственного интеллекта с живым человеком возникает слишком много погрешностей, поэтому в ближайшее время потребность политики и бизнеса в людях, способных провести качественный и ответственный опрос, не исчезнет.