Электрички – основной общественный транспорт для миллионов людей. И жизнь этих миллионов – в руках машиниста, о котором ни один из пассажиров не задумывается, пока всё в порядке.
Рейтинг профессии
Машинист электропоезда – это профессиональный рабочий, который управляет локомотивом на электрической тяге или моторвагонным составом на железной дороге или в метрополитене. Но чаще всего речь идет о подвижном пассажирском составе, называемом в народе электричкой, который обслуживает пригородные маршруты.
История профессии
Изначально движение составов по железной дороге обеспечивалось силой пара, но в начале XX века дороги стали электрифицироваться. Так, в СССР на маршрут "Баку - Сураханы" в 1926 году вышел первый электропоезд. Напряжение на разных линиях могло колебаться от 1200 В до 3000 В, поэтому на станциях стыкования приходилось переключать оборудование.
Производство электропоездов было налажено в Риге, а после распада Советского Союза – в Торжке и Демихове. Сейчас активно развиваются скоростные перевозки на железной дороге, поэтому скоростные поезда закупаются за границей и производятся в Екатеринбурге. Для работы на маршрутах, где есть электрифицированные и неэлектрифицированные участки, применяют дизель-электропоезда.
Описание и характеристика профессии
Машинист электропоезда обеспечивает управление вверенным ему составом, выполняя поставленные задания (перевозка пассажиров, доставка груза и ремонтной бригады для обслуживания путей). Это тяжелая и ответственная работа, связанная с физическими и психологическими нагрузками, сменным или ненормированным характером работы, воздействием на организм электрических полей.
Можно выделить два основных вида таких работников по месту их работы:
- машинист электропоезда РЖД, который обеспечивает движение на поверхности земли, в основном, между разными населенными пунктами;
- работник метрополитена, который осуществляет перевозки в границах конкретного города, в основном в подземном режиме.
В подчинении у машиниста часто находится помощник машиниста электропоезда, который способствует обслуживанию состава, следит за работой узлов и механизмов, а при необходимости может управлять транспортным средством.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Учеба на машиниста электрички производится в профильных железнодорожных колледжах и техникумах. Специальностей для водителей всех видов ж/д транспорта предусмотрено две: "машинист локомотива" и "техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог", конкретные практические навыки для начала работы приобретаются непосредственно по месту трудоустройства.
Перед тем как стать машинистом, придется несколько лет поработать на должности "помощник машиниста электропоезда", набраться необходимого опыта и сдать экзамен. Высшее образование можно получить в профильных и технических вузах, причем после окончания колледжа на некоторые специальности можно выучиться за счет бюджета.
Министерство транспорта России имеет развитую сеть средних специальных учебных заведений, в которых обучают рабочим специальностям, востребованным на железных дорогах. Среди них можно отметить:
- Колледж железнодорожного транспорта Уральского государственного университета путей сообщения предлагает абитуриентам несколько направлений подготовки, после которых выпускники получают квалификацию "техник" и могут работать слесарями, механиками или помощниками машиниста.
- Московский колледж железнодорожного транспорта МИИТ. Учебное заведение обладает прекрасной базой и сильным преподавательским составом. Практические умения учащиеся приобретают непосредственно в депо.
- Нижегородское отделение СПО Самарского государственного университета путей сообщения обучает выпускников 9 и 11 классов школ именно на машиниста электропоезда.
Если говорить о получении высшего образования, то в каждом регионе страны есть профильные транспортные вузы:
- Дальневосточный государственный университет путей сообщения (г. Владивосток). Среди ряда факультетов лучше всего подойдет институт тяги и подвижного состава, где есть специальности "эксплуатация транспортно-технических комплексов" и "подвижной состав железных дорог". Есть филиалы в Тынде, Уссурийске, Хабаровске и Свободном.
- Ростовский государственный университет ПС. Вуз имеет филиалы в Воронеже, Туапсе и Минеральных Водах. На специальности "подвижной состав железных дорог" есть направление электротранспорта.
- Сибирский государственный университет ПС (г. Красноярск) дает возможность обучения студентов по направлениям "эксплуатация железных дорог" и "строительство ж/д, мостов и транспортных тоннелей".
В этих вузах всегда есть в наличии большое количество целевых мест от ОАО "Российские железные дороги" и других предприятий.
Профессиональные обязанности
В перечень обязанностей специалиста, управляющего электричкой, входит:
- управлять транспортным средством на утвержденном маршруте,
- корректировать скорость движения в зависимости от погодных условий и профиля путей,
- совершать плановые остановки и оповещать о них пассажиров,
- контролировать открытие и закрытие пневматических дверей,
- контролировать состояние всех систем электропоезда,
- устранять мелкие неполадки и информировать дежурного о серьезных проблемах,
- обеспечивать безопасность перевозки,
- руководить действиями своего помощника.
Задачи машиниста электропоезда могут несколько отличаться в зависимости от вида транспорта, условий работы и его разряда.
Кому подходит
Эта профессия доступна только мужчинам не моложе 18 лет, которые прошли специальную подготовку в средних специальных учебных заведениях по соответствующей специальности или учебных подразделениях транспортной компании. Законодательством России определено, что этот труд слишком тяжел для женщин.
Кандидат на должность должен обязательно представить сертификат о прохождении медицинской комиссии. Особое внимание медики обращают на следующие показатели:
- слух (нужна идеальная аудиограмма);
- зрение;
- показания велоэргометра;
- результаты флюорографии и ЭКГ;
- результаты анализов;
- историю болезней, особенно хронических;
- текущее состояние основных жизненных систем организма.
Работодатели обращают внимание на наличие военного билета, а при отсрочке от призыва изучают ее причины. Если отсрочка связана с проблемами со здоровьем, кандидату могут отказать. В дальнейшем медкомиссии работник будет проходить постоянно, не реже раза в год.
Положительные стороны профессии – это стабильная и достаточно высокая оплата труда, наличие льгот, возможность дальнейшего обучения за бюджетный счет. Минусов также немало: необходимо постоянно пребывать в готовности к изменениям ситуации на полотне, работать в ночное и вечернее время, посменно. Электроизлучение, тряска и шум негативно влияют на здоровье. Нередко работнику не удается полноценно отдохнуть или поесть.
Заработная плата
Эта профессия традиционно в нашей стране оплачивается высоко. Однако на размер зарплаты конкретного работника влияет ряд факторов:
- регион проживания (в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге платят больше, на периферии меньше);
- разряд специалиста;
- количество лет выслуги;
- качество выполнения заданий и вклад в работу предприятия.
Средняя зарплата машинистов электропоезда по России колеблется в диапазоне от 40 до 70 тысяч рублей, однако опытные работники могут получать свыше 100 тысяч рублей. А в объявлениях о вакансиях в Москве размер заработной платы стартует с 80-85 тысяч рублей.
Говоря об оплате труда, не следует забывать о том, что машинист имеет еще ряд преимуществ. Речь идет о длительном отпуске (до 44 дней), который можно разбивать на части, форменной одежде, раннем выходе на пенсию при наличии стажа, возможности учиться в вузе за государственный счет и получить кредит или ипотеку. Это все также составляет основу благополучия работника и делает профессию, несмотря на все ее минусы, очень привлекательной.
Основными работодателями для машинистов электропоездов выступают ОАО "РЖД", метрополитены, крупные промышленные предприятия и шахты, в которых есть внутренние железнодорожные пути.
Как построить карьеру
Железнодорожная система России – это огромный разветвленный организм с множеством направлений деятельности. Возможности карьерного роста здесь практически безграничны, если человеку не нравится просто гонять электричку от полустанка к полустанку (а такие тоже есть). При соответствующих деловых качествах, желании и получении высшего профильного образования можно занять руководящую должность среднего звена (мастер, начальник участка или депо) или в руководстве компании.
Перспективы профессии
По статистике, доля железных дорог в перевозке пассажиров в России составляет около 28%, причем рост наблюдается как на дальнемагистральных, так и на пригородных маршрутах. Это десятки миллионов пассажиров ежегодно, а говоря сухим языком цифр – свыше 124 миллиардов пассажиро-километров. На сегодняшний день это самая стабильная и развитая транспортная отрасль страны, которой ежегодно требуется десятки тысяч работников во всех регионах. Поэтому квалифицированный водитель железнодорожного состава на электрической тяге всегда сможет найти применение своим способностям.