Новое время – новые профессии. Одной из таких является профессия имиджмейкера. Впрочем, совершенно новая она только для России. Во всем мире уже давно созданием облика знаменитостей занимаются особые специалисты.
Рейтинг профессии
Имиджмейкер – это профессионал, который занимается формированием образа известного человека для оказания максимально благоприятного воздействия на целевую аудиторию.
История профессии
Название профессии происходит от английских слов "image" (образ) и "make" (делать), то есть "создание образа". Люди некоторых сословий с древнейших времен стремились выделиться среди соплеменников, используя внешний вид. Так, жрецы и шаманы всех народов отличались от остальных людей особыми нарядами и прическами. Это служило признаком их принадлежности к избранным.
Имиджмейкеры в современном понимании появились примерно в начале XX века, а с развитием кино и телевидения политики, актеры и другие влиятельные люди получили возможность влиять на огромную аудиторию, используя образы, которые вызывают доверие. В России потребность в таких специалистах возникла в начале 90-х годов прошлого века, когда политическим деятелям пришлось участвовать в выборах и общаться с электоратом.
Описание и характеристика профессии
Многие люди до сих пор отождествляют профессии имиджмейкеров и стилистов. У них действительно есть ряд общих черт, однако имиджмейкер – профессия более широкая и сложная.
Если от стилистов в основном требуется умение придумать человеку внешний образ и корректировать его в соответствии с модными тенденциями, то профессиональный имиджмейкер обеспечивает комплексное впечатление, которое должен производить его клиент. Все положительные стороны необходимо подчеркнуть, внешние и поведенческие недостатки – скрыть от посторонних глаз.
Советы стилистов сводятся к тому, что делать, чтобы выглядеть максимально хорошо. Имиджмейкер же подбирает костюм, прическу и макияж под конкретное событие: деловая встреча, светский раут, посещение детской больницы или школьников в оздоровительном лагере требуют разных моделей поведения. Поэтому профессионал по имиджу прежде всего тщательно прорабатывает, как заказчик должен себя вести в любых ситуациях: когда лучше выступить, а когда промолчать, когда улыбаться, а когда быть серьезным.
Фактически имиджмейкер, что называется, и швец, и жнец, и в дуду игрец: он и стилист, и психолог, и педагог, и маркетолог одновременно. В своей деятельности имиджмейкер сотрудничает с целым штатом профессионалов: парикмахером, модельером, косметологом, портным, спичрайтером и т.д. Он направляет их работу для создания наиболее привлекательного для публики облика клиента.
Имиджмейкеров нередко нанимают корпорации для формирования имиджа своей продукции, также специалист может создать положительный имидж профессии, для которой требуются дополнительные кадры.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Получить профессиональное образование по созданию имиджа в России еще весьма затруднительно, хотя первые сдвиги уже проявляются. Но существует целый ряд смежных специальностей, которые могут стать хорошей основой для освоения этой профессии:
- "реклама в системе массовых коммуникаций";
- "реклама и связи с общественностью в публичной и частной сфере";
- "имиджмейкинг";
- "социология";
- "психология" и др.
Высшее образование желательно, поскольку от имиджмейкера могут потребоваться консультации на самые разные темы, в том числе политические, поведенческие, психологические. Поэтому парикмахеру после колледжа будет весьма нелегко самостоятельно освоить целые пласты знаний, хотя это и не исключено. После вуза необходимо будет пройти курсы по стилистике и имиджмейкингу и активно практиковаться.
Отметим такие ведущие учебные заведения:
- Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Это единственный вуз, где учат именно имиджмейкингу, а в его Институте бизнес-коммуникаций есть соответствующая специальность. Здесь же можно пройти обучение на стилиста-имиджмейкера на специальности "декоративно-прикладное искусство и дизайн".
- Российский новый университет (г. Москва). В этом вузе есть направление "Административно-референтский и имиджмейкерский сервис". Опираясь на полученные здесь знания, можно стать не только специалистом по имиджу, но и администратором, секретарем-референтом, спичрайтером, специалистом по протоколу, менеджером.
- Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственного управления (г. Новосибирск). В институте можно получить профессию специалиста по рекламе и связям с общественностью.
- Невский институт дизайна (г. Санкт-Петербург) готовит стилистов по дизайну костюма.
- Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (г. Москва) предлагает интересную специальность "психология индустрии моды", на ней есть ряд предметов, который помогает работать с разными группами людей.
Для поступления на обучение этим специальностям, как правило, требуется предоставлять результаты ЕГЭ по предметам гуманитарной направленности: русскому языку, обществознанию, истории, литературе, иностранному языку. Иногда может понадобиться математика или биология, также в некоторых вузах нужно пройти творческое испытание.
Что касается дополнительных курсов, то они имеются в частных учебных центрах или при вузах. Например, в Москве это Институт репутационных технологий "Art & Image", Школа телевидения "Останкино ТВ", Высшая школа стилистики, Международная высшая школа бренд-менеджмента IHSBM и другие. Длительность обучения может варьироваться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Профессиональные обязанности
Имиджмейкер может работать в PR-агентствах, подразделениях политических партий, на телевидении или самостоятельно. В зависимости от наличия в команде заказчика тех или иных профессионалов, в обязанности имиджмейкера может вменяться:
- изучение текущей ситуации и поиск источника имиджевых проблем клиента, его сильных сторон и слабостей;
- знакомство с клиентом, сбор объективной и субъективной информации о его привычках, образе жизни, интересах, фигуре и лице, настрое, жизненных целях и т.д.;
- выработка совместно с заказчиком концепции его образа, исходя из поставленной задачи;
- разработка вариантов имиджа для разных ситуаций (работа, отдых, семья, спорт, общественная деятельность);
- ревизия гардероба заказчика, удаление одежды, не подходящей под новый образ;
- сопровождение и консультации при покупке новых предметов гардероба и аксессуаров;
- обучение заказчика поддержанию нового стиля;
- приглашение дополнительных специалистов для улучшения образа (лингвистов, диетологов, хореографов, психологов, парикмахеров).
Занимающийся заказчиком мастер имиджа обязан постоянно следить, как меняется отношение целевой аудитории к клиенту, и вносить коррективы в программу. Также он должен анализировать и оперативно реагировать на изменение социальной обстановки. Это работа из сферы социологии, но без нее все действия будут выполняться вслепую с непредсказуемым результатом.
Кому подходит
Стать профессионалом в этой области весьма непросто. Для этого необходимо обладать соответствующими личными качествами и глубокими знаниями на стыке разных специальностей.
Что касается личных качеств, то имиджмейкеру не обойтись без:
- умения видеть перспективу развития для самых разных клиентов;
- креативности, прекрасного чувства стиля и эстетического вкуса;
- внимания к проблемам заказчика и терпения при работе с ним;
- чувства такта и умения подать свою идею без ее навязывания;
- умения слушать и открытости к диалогу;
- способности собрать команду для решения задачи и организовать ее работу;
- аналитического мышления и самокритичности;
- умения четко формулировать свои мысли;
- готовности нести ответственность за конечный результат.
Также профессионалу по имиджу необходимы познания во множестве дисциплин: в психологии, риторике, деловой этике, социологии, педагогике, основах персонального, политического и корпоративного имиджа, технологии самопрезентации, спичрайтинга и лоббирования интересов клиента, социально-культурном проектировании. А также требуется разбираться в моде, массовой культуре, колористике, парикмахерском искусстве и макияже.
Многие известные люди имеют персональных имиджмейкеров, которые работают с ними на постоянной основе, но чаще всего бывают разовые заказы. Поэтому профессионал должен уметь не только изменить образ клиента, но и научить его в дальнейшем самостоятельно поддерживать и обновлять свой имидж при необходимости.
Минус – это сложность входа в профессию новичку, поскольку все клиенты хотят сотрудничать с опытными мастерами. Чтобы подтвердить свою квалификацию, начинающему имиджмейкеру приходится работать буквально сутками в ожидании признания. Есть сложности, связанные с предпочтениями и привычками или трудным характером заказчика, высокой эмоциональной нагрузкой, частыми командировками и невостребованностью специалистов в регионах.
Заработная плата
Средняя заработная плата имиджмейкера в России варьируется в пределах 35-50 тысяч рублей, причем профессия востребована чаще всего в крупных городах. Хотя известные профессионалы, продвигающие звезду эстрады, крупного политика или популярную торговую марку могут получать в десятки раз больше. В основном это зависит от результативности их деятельности и авторитета.
Как построить карьеру
Устроившись на работу в агентство, занимающееся пиаром и коррекцией имиджа частных и корпоративных заказчиков, молодой специалист может, набравшись опыта, стать имидж-аналитиком, который будет руководить группой специалистов, анализировать результаты их деятельности и вносить предложения об улучшении работы фирмы.
Другой вариант – перейти на фриланс. Но для этого необходимо иметь историю успеха нескольких своих клиентов, портфолио, хорошую репутацию и рекомендации от авторитетных людей. Идеальный вариант – стать персональным имиджмейкером одного или нескольких известных и богатых людей. Такие специалисты получают тысячи долларов в месяц.
Перспективы профессии
Сейчас трудно представить себе медиа-персону, которая бы самостоятельно формировала свой имидж. Все понимают важность профессионализма в данной сфере, поскольку качественная работа профессионала быстро сказывается на личном рейтинге, узнаваемости, количестве проданной продукции. Войти в эту сферу на высокий уровень очень непросто, такая работа действительно не для всех. Высококлассный имиджмейкер – это штучный товар, но при усердии и настойчивости всегда можно добиться успеха.