Лоббист – это посредник между бизнесом и властью

Лоббисты всегда остаются в тени: это главное условие их работы. И мы, обсуждая очередной закон, никогда не узнаем, чье влияние на законодателей оказалось сильнее.

Средняя заработная плата: 44600 рублей в месяц
Лоббист объясняет свою позицию на совещании

Рейтинг профессии

Востребованность
61%
Оплачиваемость
60%
Конкуренция
50%
Входной барьер
37%
Перспективы
62%

Лоббист – это профессиональный посредник, представляющий в различных органах власти интересы своего заказчика, в роли которого могут выступать крупные компании или частные лица.

История профессии

Влияние на власть с целью принятия нужных решений существовало всегда. Возле каждого правителя возникали противостоящие друг другу группировки, которые конкурировали за его благосклонность. Но официально лоббизм зародился в конце XVIII – начале XIX века в США. Термин происходит от английского слова "lobby", что означает кулуары, т.е. место, где удобно вести переговоры с глазу на глаз.

В США и ряде других стран (Канада, Великобритания, Франция, Австрия) вопрос лоббизма законодательно урегулирован. При этом введена обязательная или добровольная регистрация лоббистов и прописано построение общения с ними чиновников. В России было несколько попыток принять соответствующий закон, однако все они закончились неудачей. Это привело к тому, что лоббизм в РФ реализуется двумя способами: негласным влиянием на власть различных группировок или открытым влиянием общественности и авторитетных людей.

Описание и характеристика профессии

Лоббирование, вопреки распространенному общественному мнению, – это не банальный подкуп депутатов или чиновников. Это установление с ними диалога по различным важным вопросам и способ донесения через своего агента (лоббиста) позиции по этим вопросам определенной группы заинтересованных лиц, которую называют "группой давления".

Влияние на политиков и органы власти, которые выступают объектом лоббирования, может производиться разными законными методами, как то:

  • личные переговоры;
  • общение на различных публичных мероприятиях;
  • направление в органы власти петиций;
  • рассылка писем с предложениями о принятии или отклонении какого-либо нормативного акта;
  • поддержка избирательных кампаний политиков, финансирование их благотворительных проектов и др.

Подкуп политика относится к незаконной деятельности, хотя такие случаи и нередки, что вызывает отрицательную реакцию общества на явление лоббизма.

В связи с этим термин "лоббизм" все чаще заменяют другими терминами, не имеющими негативной окраски: Government Relations (GR), Policy representation, Public Affairs, Policy marketing. Также бывают случаи, когда закон формально не нарушен, но с моральной точки зрения продвижение законопроекта не принимается обществом.

Чаще всего лоббисты специализируются на каком-либо вопросе, в котором глубоко разбираются и при этом имеют хорошие связи в соответствующих кругах. Это может быть металлургия, химическая промышленность, строительство, автомобилестроение и др. В США, например, существует очень сильное оружейное лобби, которое блокирует проекты законодательных актов, направленных на ограничение прав американских граждан на владение огнестрельным оружием.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Каких-либо официальных требований к уровню образования лоббиста нет, однако человек должен быть экспертом в своем вопросе. Без одного или нескольких высших образований хорошему лоббисту не обойтись. Профессия «лоббист» предполагает глубокие знания в политике, экономике, финансовой сфере и юриспруденции. Поэтому человеку, который хочет стать лоббистом, лучше всего подойдут такие направления: "Право", "Экономика", "Финансы", "Государственное и муниципальное управление", "Публичная политика" и т.д.

Поэтому стоит обращать внимание на ведущие вузы, которые не только дадут качественные знания, но и помогут наладить контакты с нужными людьми:

  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
  • Московская государственная юридическая академия;
  • Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России;
  • Российский государственный гуманитарный университет;
  • Финансовый университет при Правительстве РФ;
  • Российский университет дружбы народов.

На высший уровень законодательной и исполнительной власти имеют выход чаще всего выпускники именно элитных столичных или даже зарубежных университетов. Хотя этот путь не закрыт и для талантливых студентов региональных вузов. Кстати, на региональном уровне тоже существует лоббизм.

В зависимости от избранного вуза и направления обучения будущему лоббисту нужно будет сдавать ЕГЭ по самым разным предметам, чаще всего это русский язык, обществознание, история, иностранные языки, математика.

Закончив вуз, можно пройти обучение специальности «GR-менеджер» на курсах дополнительного образования или повышения квалификации.

Профессиональные обязанности

Поскольку профессия лоббиста не утверждена в России законодательно, то и четкого перечня обязанностей у него нет. Агент должен выполнить задание заказчика, например, обеспечить принятие закона об уменьшении пошлины на металлопрокат. А каким образом он это будет делать – уже секреты профессии.

Но в любом случае хороший лоббист обязан:

  • быть всегда в курсе последних событий, которые происходят в мире и стране;
  • отслеживать все законодательные и нормативные акты по интересующему его вопросу, начиная с создания, прохождения согласования в комитетах и комиссиях, до принятия;
  • наблюдать за работой различных государственных учреждений и анализировать их деятельность;
  • знакомиться и постоянно поддерживать хорошие отношения с чиновниками, их заместителями, помощниками и секретарями, а нередко и членами их семей;
  • знать специфику рынка, на котором работают заказчики;
  • генерировать идеи, писать и продвигать законопроекты;
  • работать с избирателями, если дело касается политики;
  • сотрудничать с общественными организациями и отдельными деятелями;
  • вести деловую переписку в интересах заказчика;
  • обращаться к общественности за поддержкой, если это необходимо.

Чтобы приобретать полезные знакомства и поддерживать связи, лоббисту приходится вести активную общественную и светскую жизнь. Это дает возможность побеседовать с влиятельными людьми в неформальной обстановке.

Кому подходит

Работать лоббистом может далеко не каждый. Как правило, в эту профессию попадают бывшие политики или люди, которые получили хорошее образование и имеют опыт работы в государственных структурах: отраслевых министерствах, аппарате Госдумы, Правительства или Президента.

Кроме того, лоббисту должны быть присущи такие личные качества:

  • коммуникабельность и умение вести переговоры;
  • способность убеждать собеседника в своей правоте;
  • безупречная деловая репутация и авторитет в различных органах власти;
  • аналитические способности, умение видеть как отдельные моменты, так и картину в целом;
  • организаторские таланты, без которых невозможно провести даже обычное мероприятие, не то что реализовать масштабный проект;
  • терпение и выдержка;
  • трудолюбие и настойчивость;
  • готовность работать в режиме 24/7 в самые ответственные моменты;
  • выдержка и умение контролировать эмоции.

Плюс профессии – это ее престижность и редкость, а также высокие заработки. Каждый лоббист является уникальным мастером своего дела. Но здесь кроется и минус, поскольку войти в эту профессию очень сложно даже опытному человеку, а выпускнику вуза нужно неустанно трудиться несколько лет, чтобы только приблизиться к мечте.

Заработная плата

Оплата за лоббирование интересов компании или группы заинтересованных лиц осуществляется в соответствии с договоренностями. Суммы контрактов обычно не разглашаются. По некоторым данным, рядовой сотрудник GR-компании получает 2-3 тысячи долларов США ежемесячно, начальник отдела – до 7 тысяч долларов. Лучшие работники могут рассчитывать на сумму в 15 тысяч долларов, а оплата услуг специалистов высочайшего уровня ничем не лимитирована и может достигать сотен тысяч долларов.

Как построить карьеру

Карьера в понимании лоббиста – это повышение авторитета и получение высокооплачиваемых заказов. Поскольку попасть в профессию очень трудно, молодому кандидату придется постараться, чтобы стать профессиональным лоббистом. Несколько советов начинающему агенту:

  • Сначала нужно определиться, обладаете ли вы необходимыми для этой работы качествами, в первую очередь, в общении с людьми.
  • Если да, то нужно поступить учиться в хороший вуз и вести активную общественную деятельность, интересоваться политикой и экономикой, а также налаживать связи.
  • Параллельно можно устроиться на бесплатную практику в местную администрацию или мэрию, чтобы разобраться в процессах изнутри.
  • Начинать свою деятельность желательно с решения актуальных местных проблем, при этом проекты должны быть интересны как жителям, так и бизнес-группам.

Если претендент покажет себя с положительной стороны, то к нему могут обратиться за платными услугами. Если же с лоббизмом не получится, полученные знания и навыки можно применить для политической или административной карьеры.

Перспективы профессии

На сегодня лоббист – не самая востребованная на рынке профессия, особенно учитывая ее законодательную неурегулированность. Попасть в число профессионалов очень сложно, но те, кто смог пробиться, хорошо зарабатывают и обладают авторитетом, который сам по себе служит инструментом продвижения нужных решений.

Автор статьи:

Материал обновлен: 25.11.2018 г.

Читайте далее

Отзывы, комментарии и обсуждения