Кто сейчас мечтает стать космонавтом? Думаю, почти никто из школьников не ответит: «Я!» А инженером, который готовит аппараты к полету и обеспечивает связь?
Рейтинг профессии
Космическая индустрия открывает перед нами впечатляющий мир профессий, охватывающий не только деятельность астронавтов. Это и множество других специализаций - от астрофизиков до инженеров космических кораблей. В этой статье мы исследуем разнообразие профессий, связанных с космосом. Узнаем как эти специалисты помогают расширять наши горизонты за пределы Земли.
Собственно, говорить о том, что после полетов Юрия Гагарина, Алексея Леонова, Валентины Терешковой и других героических летчиков-космонавтов сотни тысяч мальчишек по всему Союзу мечтали надеть серебристый скафандр и отправиться покорять космос, нужды нет. Престиж и финансирование пилотируемых полетов нынче снизились – и стали уделом хорошо подготовленных энтузиастов из отряда космонавтов и редких космических туристов.
Но, к счастью, продолжается активное освоение космоса и использование его преимуществ: ежегодно на орбитах появляются десятки спутников различного назначения. Метеорологические и военные, связные и научные, телевизионные и навигационные. И для того, чтобы все это созвездие спутников летало, работало и не упало на крышу чьего-либо дома, трудятся и учатся тысячи людей по всему миру.
Поэтому речь сейчас пойдет о такой специфической специальности как инженер по спутниковым коммуникациям. Звучит умно, запутанно и, конечно, скучно! Но всё ли так очевидно?
Список
Космическая индустрия и будущие технологии открывают множество возможностей для различных профессий. Вот список из 15 наиболее востребованных в будущем.
- Космический инженер. Разработка и проектирование ракет, спутников и других космических систем.
- Астронавт. Путешествие в космос и выполнение научных и исследовательских задач на орбите.
- Ученый. Исследование космоса, планет, звезд и галактик для получения новых знаний о Вселенной.
- Физик. Изучение физических явлений в космической среде и разработка новых методов исследования.
- Космический архитектор. Проектирование космических станций, баз на Луне или Марсе, а также жилых модулей для будущих колоний.
- Геолог. Изучение геологических особенностей других планет и лун, а также поиск следов жизни в космосе.
- Летчик-испытатель. Пилотирование и испытание новых космических аппаратов и технологий.
- Космический агроном. Разработка и тестирование систем выращивания пищи в космических условиях для будущих миссий и колоний.
- Археолог. Исследование и сохранение космических артефактов и следов предыдущих космических миссий.
- Космический юрист. Занимается правовыми вопросами, связанными с космическими договорами, полетами в космос и освоением космических ресурсов.
- Туристический агент. Организация космических туров и поездок для частных лиц, желающих посетить космос.
- Космический дизайнер. Разработка эргономических и функциональных решений для космических кораблей и станций.
- Психолог. Изучение влияния космической среды на психическое и эмоциональное состояние астронавтов и разработка методов поддержки их здоровья.
- Программист. Разработка программного обеспечения для управления космическими миссиями, навигации и научных исследований.
- Космический маркетолог. Продвижение и реклама космических проектов и продуктов, привлечение инвестиций в развитие космической индустрии.
Это лишь небольшой список профессий, и космическая индустрия продолжает развиваться, предоставляя новые возможности для специалистов во множестве областей.
Космос, слышу тебя хорошо!
Разумеется, фраза «посылать ракеты и управлять спутниками с Земли» не столь романтично звучит, как слова «быть космонавтом», но это тоже нужная профессия, причем здесь и не требуется стопроцентного здоровья! К тому же очень интересно управлять махиной весом в несколько тонн, сидя при этом в пункте управления в десятках тысяч километров от спутника.
Как выглядит современный пункт управления, думаю, никому не надо объяснять – репортажи из Центра управления полетами видели все. А вот чем занимаются инженеры в ЦУПе?
В фантастических фильмах недавнего прошлого управление космическим кораблем представлялось как несколько нажатий на кнопки и рычаги, после чего огромный корабль немедленно приобретал огромную скорость и исчезал в черных глубинах космоса. На самом деле всё не так волшебно, а гораздо прозаичнее.
Инженер – всегда инженер. И его задача – не жать на кнопки-тумблеры в нужный момент (это скорее задача оператора), а проектировать или обслуживать технику, которая и позволяет запустить ракету с космодрома или управлять полетом спутника или космического аппарата. А еще многие инженеры работают над тем, чтобы через спутники миллионы землян получали доступ в Интернет, смотрели на экранах телевизоров спутниковое телевидение, могли подать сигнал бедствия с помощью спутникового телефона или просто связаться с родными на другой стороне земного шара. Это и есть работа инженеров по спутниковым коммуникациям. Разные ее фрагменты изучают почти все будущие радиоинженеры и связисты.
Потенциальный покоритель космического радиоэфира должен знать:
- основы связи;
- теорию космических радиолиний;
- теорию и практику антенн космической связи;
- приемную и передающую аппаратуру;
- принципы построения радиосетей передачи данных, систем управления.
А кроме того – неплохо разбираться в распространении радиоволн и знать требования к бортовой и наземной радиоаппаратуре.
И еще раз, самое главное: инженер должен быть инженером! То есть к знаниям просто необходимо приложить смекалку, творческий ум и недюжинное желание во всем разобраться и освоить. Казалось бы – это-то зачем, всё равно не подпустят к пульту управления, а у инженеров чаще всего есть подробные инструкции, как и что делать в разных ситуациях. Но в космической связи всё далеко не просто и не тривиально: человек плохо знает океан – и еще хуже он знает космос. Любая ошибка, любой просчет инженера – и целая область на Земле может остаться без связи. И ладно еще, если без Интернета или без сигналов телевидения (хотя как посмотреть: пользователи и провайдер будут очень расстроены) – ошибка может привести к тому, что нельзя будет послать сигнал SOS или вызвать помощь по телефону. Бывает и так, что в сети связи выходит из строя один из спутников и необходимо наладить работу через остальные и в довольно короткий промежуток времени – все эти задачи нужно решать инженерам. А этому не учит ни один, даже самый лучший вуз.
Поэтому идти в инженеры по спутниковым коммуникациям лучше только тем, кто не мыслит свою жизнь без технического творчества и смекалки. Банальностям в околокосмической отрасли не место. Более того, только умение мыслить не как все, умение иногда быть оторванным от реальности и уноситься в бездны фантазии (в разумных пределах, конечно) может помочь достичь чего-то выдающегося.
Учимся
А где могут научить тому, что максимально близко к такой необычной специальности как спутниковые коммуникации? Всё достаточно просто – во многих технических университетах есть факультет радиотехники или связи. А на нем очень часто обучают по специальностям:
- Радиоэлектронные системы;
- Телекоммуникации;
- Связь с подвижными объектами.
А ближе к диплому можно выбрать специализацию, позволяющую глубже изучить и защитить диплом по «космической» тематике. Таких вузов много. Это профильные:
- МАИ;
- МГТУ имени Н. Э. Баумана;
- МИРЭА;
- МЭИ;
- МТУСИ;
- Рязанская радиотехническая академия;
- Самарский аэрокосмический университет.
В плане поступления именитые вузы даже проще и предпочтительнее, так как в них часто проводятся олимпиады и конкурсы, дающие талантливым ребятам привилегии (вспомним, к примеру, программу «Шаг в будущее», реализуемую МГТУ имени Баумана). Таким образом, выпускники школ, для которых «инженер» не просто слово, а призвание, могут поступить в лучшие вузы.
А для того чтобы специализироваться в спутниковых коммуникациях, достаточно на 3-м курсе выбрать кафедру, в сферу научных интересов которой входят спутниковые сети, сети передачи данных, радиоуправление, радионавигация и радиолокация. Как правило, такие кафедры (или часть сотрудников такой кафедры) имеют профессиональные контакты с операторами связи, производителями или эксплуатантами оборудования – они и помогут выбрать специализацию, а в дальнейшем и устроиться на работу в соответствующую фирму.
Кстати, такие кафедры чаще всего относятся к одним из самых обеспеченных даже в весьма небедных вузах – собственный сайт, доступ в Интернет, хорошо оборудованные лаборатории и толстый перечень опубликованных научных статей – всё это говорит о высокой востребованности специалистов с подобной кафедры.
А что за рубежом?
В США один из лучших вузов, готовящий специалистов по спутниковым системам – Массачусетский технологический институт (легендарный MIT). Именно MIT стал колыбелью NAVSTAR/GPS – спутниковой навигационной системы США. В лабораториях MIT зарождаются не только проекты систем и приборов, но и новые протоколы обмена данными для спутниковых сетей. На территории MIT расположены одни из самых больших и лучше всего оборудованных лабораторий, специализирующихся на работах в космической сфере. Почти половина всех американских связных спутников спроектирована при участии специалистов и выпускников MIT. Также сильные научные школы по спутниковым системам есть и в ряде других американских университетов, а применяются эти разработки в итоге – где? Правильно, в Силиконовой долине!
Как работать?
Как правило, специалисты по спутниковым коммуникациям приходят работать в коммерческие компании, занимающиеся эксплуатацией готовых спутниковых сетей. Например, спутниковый Интернет – или спутниковая связь. Такая работа хоть и полна сложных задач (как восстановить обмен данными, когда арендованный транспондер на спутнике вышел из строя?), но эти задачи решаются коллективно. Перенастройка важных узлов сетей – огромная ответственность, ложащаяся на плечи и начальства, и рядовых сотрудников. В таких фирмах технический персонал больше занимается IT-технологиями, но есть и «чистые» инженеры.
В том же случае, если речь идет о работе с самими спутниками, то ей занимаются сотрудники полувоенных организаций в центрах управления. Работа в таких местах более сложная и интересная, «для настоящих мужчин», что называется. Больше, чем в предыдущем примере, ответственность, выше риск ошибиться, а так же, как правило, у специалистов очень мало времени на устранение неполадок – и велика цена ошибки. Попробуйте представить себе, что такое заменить вышедший из строя спутник на рабочий, а нерабочий – вывести из системы для диагностики и ремонта. И всё надо сделать быстро – допустим, когда орбита спутника такова, что станция контроля видит его всего несколько часов в сутки.
Работа очень многих сотрудников в таких организациях (секретных и полусекретных) связана с «советской» романтикой – белые халаты, мониторы во всю стену, компьютеры среди переплетения проводов, охрана на входе и пропускной режим.
В лабораториях MIT все иначе. Чистые лаборатории, бесплатный Wi-Fi, чай-кофе. Комфорт и все условия для работы. Но и уровень спроса и ответственности не сравнить с отечественными условиями. Так, в американских университетах очень высокая конкуренция между лабораториями за право получения финансирования.
Подводные камни
Их в работе любого специалиста по спутниковым коммуникациям довольно много. Назову лишь самые характерные.
- Усталость. Если работа связана с наблюдением за оборудованием, то требуется очень высокая концентрация внимания – и, как следствие, наступает сильная усталость, которая со временем только накапливается.
- Режим секретности. Если хочешь работать с действительно интересными проектами или разрабатывать новое оборудование, готовься к тому, что есть риск стать невыездным лет на 5.
Что день грядущий нам готовит?
Спутниковые системы и спутниковые коммуникации в частности – это в буквальном смысле передовой край науки. И – прерогатива военных. Конечно, далеко не всё, что связано со спутниковыми сетями, охраняется секретными грифами и заперто в сейфах. Сети на основе технологии VSAT почти полностью обслуживаются обычными телекоммуникационными компаниями, не имеющими никаких связей с военным ведомством.
В перспективе же спутниковые сети станут основой для создания глобальной сети передачи данных, у которой есть все шансы заменить Интернет и объединить существующие телекоммуникационные сети в единую структуру.