Принятая в 2014 году Концепция дополнительного образования детей призвана в полной мере обеспечить право подрастающего поколения на развитие и свободный выбор видов деятельности, способствующих личностному и профессиональному самоопределению. Цель Концепции ДОД - создание и постоянное расширение возможностей и условий для удовлетворения разнообразных интересов детей и молодежи в сфере дополнительного образования, усиление инновационного потенциала государства.
Содержание
Утвержденная Правительством России Концепция дополнительного образования 2014, ориентирована на развитие системы обучения детей вне программ детских садиков, школьных учреждений, техникумов или институтов.
Цели образовательной системы согласно Концепции
Концепция дополнительного образования 2014 предусматривает, что до 2020 года измененные программы обучения охватят более 75 % населения РФ в возрасте от пяти до восемнадцати лет. Таких результатов поможет добиться ряд мероприятий, направленных на развитие структуры ДО и поддержание интереса детей к саморазвитию и познанию.
Главные цели Концепции:
- обеспечение прав детей на саморазвитие, самореализацию и личностное самоопределение;
- расширение возможностей удовлетворения потребностей ребенка и его семьи в сфере обучения;
- усиление интеллектуального потенциала российских граждан.
Для реализации поставленных целей Концепция развития дополнительного образования предлагает решить ряд задач:
- улучшить уровень индивидуального образования;
- создать среду, мотивирующую ребенка к обучению;
- разработать оценочные инструменты, которые будут способствовать росту самооценки детей;
- обновить программы обучения до уровня, соответствующего современным потребностям общества;
- обеспечить каждому ребенку доступ к актуальной информации;
- активизировать механизмы финансовой поддержки прав ребенка на обучение вне зависимости от места жительства, состояния здоровья и материальной обеспеченности семьи.
Концепция предусматривает формирование продуктивной межведомственной системы управления программами ДОД и разработку инструментов привлечения общества и семьи к процессу дополнительного образования.
Механизмы развития ДОД согласно Концепции
Государственная Концепция дополнительного образования предусматривает:
- формирование положительного имиджа дополнительного образования в СМИ;
- создание условий для кооперации между различными учреждениями;
- сотрудничество государства, бизнеса и общества в вопросах улучшения качества образования;
- формирование конкурентной среды, которая будет способствовать актуализации программ обучения;
- учреждение ведомств, контролирующих систему дополнительного образования;
- разработку единого регламента проверки уровня достижений в различных программах;
- построение финансовой системы, обеспечивающей доступ каждому ребенку к интересующим его образовательным программам;
- должное обеспечение права доступа граждан к актуальной и полной информации;
- поддержку и реализацию специализированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями, из необеспеченных семей и других категорий, требующих от общества и государства особого подхода.
Также Концепция развития дополнительного образования гарантирует доступность программ и определяет основные пути их совершенствования:
- выделение материальных ресурсов для поддержки уже действующих программ;
- создание доступных информационных сервисов, которые смогут удовлетворять требования всех желающих получить индивидуальное обучение;
- реализация информационной кампании для мотивации учащихся к занятиям.
Концепция дополнительного образования будет реализована в несколько этапов: первый намечен на 2014-2017 годы, второй - на период с 2018 по 2020 год.
На завершающей ступени Концепция предполагает изучение результатов реализации образовательных программ на территории РФ и дальнейшее развитие инфраструктуры ДОД.
Скачайте План Концепции дополнительного образования 2015 . Ознакомиться с документом также можно в соответствующем разделе на сайте правительства РФ и Минобрнауки.
Что гарантирует реализация программы ДОД
Сегодня дополнительное образование - это важнейший процесс, направленный на повышение стабильности и защиту справедливости в обществе. Концепция рассчитана на создание равных для всех детей условий развития, независимо от места проживания или статуса семьи ребенка.
Принятой Концепции отведена роль «социального лифта» для значительной части детей Российской Федерации, которые раньше не могли получить нужный объем или качество обучения в силу разных причин. Воплощение в жизнь мер, намеченных Концепцией, компенсирует существующие недостатки образовательной системы и предоставит подрастающему поколению новые возможности для социальных достижений.
Нововведения в системе дополнительного образования детей обеспечат качественные изменения в формировании жизненных приоритетов и мировоззрения молодежи и будут способствовать лучшей адаптации к современным темпам технологических и социальных перемен.