Как проходит мониторинг общего и дополнительного образования

Мониторинг общего и дополнительного образования – это накопление, обработка, структурирование и хранение информации о системе образования. Полученные данные используются для постоянного анализа состояния процессов обучения в целом по стране и контроля эффективности деятельности отдельных организаций, оценки перспектив развития каждого из видов образования.

Законодательные основы

Порядок контроля учебного процесса утвержден на правительственном уровне и регламентируется следующими основными законодательными актами:

  • ФЗ «Об образовании» (ст. 97);
  • Постановление Правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования» от 5.08.2013 № 662.

Они определяют структуру и содержание мониторинга, базовые правила его организации в отношении учебных заведений, занимающихся общим, профессиональным и дополнительным образованием детей и взрослых. С результатами проверок может ознакомиться любой желающий.  

Информация о результатах мониторинга публикуется на официальных сайтах:

  • Рособрнадзора;
  • Минобрнауки;
  • Минпросвещения.
  • ГИВЦ – Главного информационно-вычислительного центра.

Найти сведения в Сети можно уже спустя месяц после их утверждения Правительством РФ.

Общая характеристика

Главное назначение мониторинга общего и дополнительного образования – информационное сопровождение государственной политики в сфере разных уровней обучения и науки. Постоянное наблюдение призвано решать следующие задачи:

  • непрерывный анализ качества образовательных процессов в стране;
  • оценка эффективности работы учебных заведений;
  • помощь в определении перспектив развития образования в стране;
  • повышение грамотности административных решений;
  • увеличение эффективности функционирования системы образования;
  • обнаружение нарушений законодательства.

Мониторинг – это многокомпонентная процедура, состоящая из взаимосвязанных элементов:

  • сбора сведений, их обработки, приведения в систематизированный вид для удобства работы;
  • аналитики полученной информации;
  • обеспечения хранения данных.

Структура мониторинга образования отражена на рисунке.

Структура мониторинга образования в РФ

За проведение проверок отвечают министерства и ведомства, в компетенцию которых входит управление учебными заведениями:

  • Минпросвещения;
  • Рособрнадзор;
  • Минобрнауки;
  • Федеральные госорганы (Минздрав, Минкульт, Минобороны и т. п.), в подчинении которых находятся профильные образовательные организации;
  • исполнительные органы субъектов федерации;
  • органы местного самоуправления, которым подотчетны учебные заведения конкретного населенного пункта.

Они определяют порядок проведения, сроки и показатели мониторинга.

Основой для контроля учебных заведений служит информация, содержащаяся в разных источниках. К рассмотрению принимаются статистика, результаты социологических исследований, данные официальных сайтов организаций, публикации СМИ. Плюс к этому в мониторинг могут быть включены сведения, поступившие от юрлиц и простых граждан (чтобы источники такого рода были учтены, нужно официально направить обращения в исполнительные органы федеральной, региональной или местной власти). 

Периоды проведения

Мониторинг общего и дополнительного образования проводится в пределах четко установленных временных границ, но не реже одного раз в год.

Сроки представления отчетов:

  1. 25 октября – органы местного управления передают сформированные отчеты исполнительной власти субъектов РФ.
  2. 25 ноября – органы исполнительной власти субъектов федерации, структуры, в ведении которых находятся учебные заведения и образовательные организации, подотчетные Правительству РФ, представляют в профильные министерства отчеты по проведенному мониторингу.
  3. 25 декабря – Минпросвещения, Минобрнауки и Рособрнадзор передают результаты мониторинга Правительству РФ.

Временные рамки передачи отчетов по мониторингу

Итоговый отчет составляется на основе документации, поступившей от нижестоящих инстанций, и содержит результаты проведенного обследования состояния системы образования в стране и перспективные направления ее развития.

Направления мониторинга

Законом установлены обязательные компоненты, по которым должен проводиться мониторинг учебных заведений. Их набор зависит от вида образовательной деятельности, на которой специализируется организация.

Общее образование 

Пункты проведения мониторинга примерно одинаковы для всех уровней общего образования (дошкольного, начального, основного, среднего).

Сведения по общему образованию

Данные отображают уровень развития системы по разным направлениям:

  • степень доступности образования (соотношение численности населения и количества посещающих учебные заведения);
  • содержательная часть работы организаций и применяемых ими программ;
  • кадровая, материально-техническая и информационная укомплектованность организаций общего образования;
  • условия обучения лиц с ОВЗ;
  • итоги аттестации учащихся (за исключением дошкольного образования);
  • набор данных о физическом состоянии учеников, условиях проведения физкультурных и оздоровительных мероприятий, включая реализацию здоровьесберегающих программ;
  • количественные изменения, произошедшие с образовательной сетью за текущий год (закрытие, реорганизация, объединение действующих и открытие новых учебных заведений);
  • финансово-экономический аспект работы образовательных учреждений.

Плюс к перечисленному обязательно оценивается безопасность условий, которые создают для обучения образовательные организации, учебные центры и заведения.

Дополнительное образование

Для оформления отчетов в рамках мониторинга учреждения ДО и детей, и взрослых предоставляют следующие сведения:

  • количество обучающихся по дополнительным программам;
  • содержание программ и условия их реализации;
  • кадровое, материально-техническое и информационное обеспечение учреждений;
  • количественные изменения сети центров ДО;
  • создание безопасных условий для проведения учебного процесса;
  • достижения: учебные и внеучебные успехи – осваивающих программы ДОД / профессиональные – выпускников учреждений, работающих по программам профессионального допобразования. 

В остальном наборы данных, на основе которых проводится мониторинг дополнительного образования детей и заведений профессионального допобразования, отличается. Первые должны представлять отчеты о результатах финансово-экономической деятельности и структуре организаций (включая характеристику филиалов), вторые – о об условиях обучения лиц с ОВЗ и осуществляемой научной работе.

Технический порядок мониторинга

Стандартная схема мониторинга общего и дополнительного образования состоит из 3 этапов. Порядок организации сбора сведений и вид использующейся при этом информационной системы могут отличаться в каждом конкретном регионе, но общая технология примерно одинакова.

Этапы проведения мониторинга:

1.Каждый учебный центр передает необходимые сведения в региональный Институт развития образования (ИРО), где систематизируют и анализируют полученные данные. Накопление и структуризация информации ведется через автоматизированные программные комплексы сбора статистических данных. Одни из самых популярных разработок – АИС «МОДО» и «БАРС».

Возможности структурных звеньев в мониторинге образования

С их помощью сотрудники образовательных учреждений подают сведения прямо со своих рабочих мест, не тратя времени на поездки в управляющие органы. Служащие районных министерств могут оперативно собирать информацию от нескольких тысяч абонентов, проводить ее экспертную аналитику и передавать ее наверх. Благодаря таким современным программным комплексам министр образования региона получает отчет о каждой учебной организации, находящейся в его ведении, а база позволяет хранить огромное количество данных за долгосрочный период.

2. Собранные областными, краевыми и республиканскими ведомствами данные согласно приказу Минпросвещения № МР-278/02 стекаются в «Главный информационно-вычислительный центр» через систему МОРФ (Мониторинг образования РФ).

3.Сводная аналитическая отчетность из ГИВЦ поступает в органы управления федерального уровня (Минобрнауки, Рособрнадзор и Минпросвещения). Результаты проведенного мониторинга служат базой для корректировки политики в области образования на следующий год.

Ежегодный мониторинг – важная составляющая функционирования системы образования в РФ, дающая ей возможность действовать как единый, отлаженный механизм. От того, насколько достоверными и полными окажутся поданные учебными заведениями отчеты, будут зависеть решения, принимаемые на высшем уровне. И наоборот, неграмотная политика управления приведет к невозможности реализации образовательного процесса в должной мере.

Читайте далее

Отзывы и обсуждения