Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует прояснить, что конкретно отличает его от основного. Если процесс фундаментального опорного обучения направлен на приобретение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное призвано решать задачи воспитания и развития его личности. ДО в меньшей степени формализовано, его рамки значительно шире. Этими различиями и продиктованы особенности форм.
Содержание
В формате дополнительного образования ребенок самостоятельно выбирает наиболее интересный для него вид занятий. Педагог-наставник не только предлагает учащемуся освоить определенный комплекс знаний и навыков, но и способствует более гармоничному формированию его личности.
Создавая на занятиях атмосферу творческого партнерства, преподаватель оказывает на детскую аудиторию серьезное субъективное влияние. Это требует от наставника полного профессионального и морального соответствия возложенной на него миссии.
Каким критериям должно соответствовать дополнительное образование
Образовательный процесс должен:
- иметь ярко выраженный развивающий характер и основываться на выявлении природных способностей и интересов ребенка;
- включать разнообразные формы и типы;
- опираться на существующие сертифицированные программы образования;
- использовать развивающие методики в работе с детьми;
- принимать во внимание потребности общества;
- учитывать региональные и национальные традиции.
Для преподавателя, работающего в области дополнительного образования, недостаточно владеть знанием предмета – он должен также обладать практическими навыками в педагогической психологии.
Какие существуют формы занятий
Уроки могут быть организованы по привычным и нетрадиционным моделям.
К классическим видам относятся:
- лекции - изложение преподавателем предметной информации;
- семинары и коллоквиумы - заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
- дискуссии - постановка спорных вопросов с целью отработки умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
- конференции - совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
- экскурсии, научные экспедиции - поездки с ознакомительными и информационными задачами;
- туристические походы - выработка спортивных и познавательных навыков, оздоровление;
- обучающие игры - моделирование различных жизненных обстоятельств с дидактической целью.
К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести:
- презентацию - публичное представление определенной темы или предмета;
- защиту проекта - обоснование проделанной работы;
- круглый стол - неформальное обсуждение выбранной тематики;
- мозговую атаку - коллективное решение нестандартных задач;
- ролевые игры - предложение стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.
Нестандартные формы предполагают множество интересных вариантов занятий - все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Можно организовать День добрых дел, интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.
Какие существуют типы занятий
В настоящее время в дополнительном образовании принята следующая классификация занятий:
- комбинированные - изложение материала, проверка домашнего задания и изученного, закрепление полученных знаний;
- подача нового материала;
- повторение и усвоение пройденного - контрольные и проверочные работы, анализ полученных результатов;
- закрепление знаний, умений и навыков - постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
- применение полученных знаний и навыков - прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.
Преподаватель должен умело применять психологические методики, которые помогут ему ориентироваться в потребностях, желаниях и интересах детского коллектива. Для этого педагог может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.
План-конспект занятия
Составление плана-конспекта занятия - обязательное требование. Без тщательной разработки процесса обучения нельзя достичь желаемого результата. В плане-конспекте педагог должен отразить следующие важные моменты:
- цели и задачи занятия;
- методы и приемы работы с детьми;
- задания, вопросы, наглядные пособия, которые будут использованы;
- структура занятия;
- список необходимой литературы, дополнительные обучающие материалы;
- ожидаемые трудности и способы их преодоления;
- проверка эффективности занятия и анализ его результатов.