Современные технологии дополнительного образования

Происходящие в системе российского образования реформы требуют от учителей качественного совершенствования способов обучения детей. Школьная подготовка в силу своей специфики по большей части оперирует информационными и обучающими методиками, стимулирующими развитие интеллекта. В отличие от них, педагогические технологии в дополнительном образовании (ДО) более многочисленны и направлены на саморазвитие и самореализацию учеников.

Что такое педагогическая технология

Школьники работают с машинкой из конструктора

Существует немало определений педагогической технологии, но все они сводятся примерно к следующей формулировке: «это последовательный алгоритм работы преподавателя, в котором все его усилия выстроены в заданном порядке и направлены на достижение запланированного результата».

В течение тысячелетий образование накопило в своем арсенале свыше 100 методологий ведения занятий, но их применение в учреждениях ДО имеет определенную специфику. В отличие от большинства школьных, предполагающих «загрузку информацией» без импульса к развитию личностных качеств, технологии дополнительного образования должны выполнять иные функции:

  • выделить индивидуальные особенности и способности обучающегося;
  • создать оптимальные условия развития и реализации способностей ребенка;
  • стимулировать общую, специальную и творческую активность ученика.

На практике ведение занятий в учреждениях ДОД сильно тяготеет в школьной классно-урочной схеме. Эффективные инновационные технологии в дополнительном образовании применяются лишь формально. Но, к счастью, ситуация начинает постепенно меняться в лучшую сторону. Педагоги центров ДО все чаще осознанно прибегают к личностно-ориентированному и другим подходам в своей деятельности. Этому способствует отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса и комфортные условия для обеспечения индивидуального подхода к каждому ученику.

Виды в дополнительном образовании

Личностно-ориентированный подход к обучению получил самое широкое распространение в российских центрах дополнительного образования. Инновационными и наиболее перспективными в сфере ДО признаны следующие педагогические технологии:

  • развивающее обучение;
  • программированные технологии;
  • проблемно-исследовательский подход;
  • коллективные технологии (включая КСО, КТД, ТРИЗ);
  • игры;
  • проектный подход;
  • информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);
  • сбережение здоровья.

Перспективы направления ДОД

Каждое направление имеет свои особенности, порядок и спектр применения. Современный педагог должен уметь оперировать сразу несколькими техниками, чтобы найти подход к каждому ученику.

Развивающее обучение

Подразумевает принципиально новый подход к образовательному процессу, направленный на раскрытие способностей, личных интересов и качеств каждого ребенка. При этом классический иллюстративно-объяснительный метод отходит на второй план. Развивающее обучение строится на основе комплекса принципов:

  • формирование у ребенка привычки мыслить, а не знаний, умений и навыков;
  • включение рациональной сферы и эмоций в образовательный процесс;
  • полное осознание детьми смысла происходящего обучения;
  • всестороннее развитие обучающихся с ведущей ролью теоретического познания;
  • интенсивное изучение материала на необходимо высоком уровне сложности;
  • персональный подход, отсутствие жесткой структуры обучения и масса других принципов.

Задача развивающей методологии заключается во всестороннем формировании личности. Формула успешного обучения с использованием этого подхода: знания, навыки, умения + эмоции и нравственная сфера + способы умственной активности + практическая среда и деятельность + самоуправляемые личностные механизмы.

Программированное обучение

Разработки программированной технологии в педагогике велись в США с 50-х гг. прошлого века. Автор этого подхода – профессор Скиннер Б. В. – предложил систематизировать и дозировать подачу информации. Обучение в соответствии с этой методикой предполагает обязательное использование обучающего устройства (планшета, компьютера, интерактивного учебника и т. п.) и установленного алгоритма подачи небольших объемов материала. У метода был один серьезный недостаток – он не обеспечивал дифференцированного подхода в зависимости от навыков и уровня подготовки детей.

Модернизацией подхода стал разветвленный алгоритм Краудера, разработанный в 1960 году. Основа программы – закрытые вопросы, в зависимости от ответов на которые ученик получал разные наборы заданий.

Программированное обучение легло в основу научных работ российского педагога Беспалько, который провел градацию видов обучающих алгоритмов. Предлагаемая им классификация программного подхода приведена на рисунке.

Виды программного подхода

Наряду с ними современные программные технологии в дополнительном образовании детей включают усложненные блочные и модульные алгоритмы.

Блочное

Модель предполагает разбор каждой темы по стандартным блокам. Все они проходят в строго зафиксированной последовательности:

  1. Блок теоретической информации.
  2. Проверка усвоения нового материала.
  3. Коррекция пройденной темы (работа над ошибками).
  4. Проблемный блок (решение практических заданий на основе проработанной темы).
  5. Финальная проверка и коррекция.

Перечисленные действия систематически повторяются при разборе новой темы. Переход к новому разделу не осуществляется, пока предыдущий блок не будет до конца выполнен.

Модульное

Сущность подхода состоит в том, что ученик самостоятельно определяет порядок достижения необходимых целей. Вся учебная информация разбивается на модули, каждый из которых включает:

  • информационный блок;
  • алгоритм действий, необходимых для достижения цели;
  • комментарии преподавателя по изучению модуля.

Модульное программирование позволяет индивидуализировать обучение и развить сознательность у воспитанников. Персонализация достигается за счет выбора содержания изучаемого материала, темпа подготовки и уровня самостоятельности. Функции педагога при этом сводятся к мотивации учеников и координации их работы.

Проблемное, исследовательское обучение

Предполагает применение образовательных технологий дополнительного образования, построенных на создании педагогом проблемных ситуаций и активной работы воспитанников по их разрешению. Достоинство метода состоит в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а самостоятельно постигает необходимые понятия и закономерности.

Преподаватель запускает алгоритм исследования одним из следующих способов:

  • прямая постановка проблемных вопросов;
  • приведение к противоречию и поиск способа его разрешения;
  • рассмотрение объекта или явления с разных точек зрения;
  • мотивация учеников к сравнению, обобщению, анализу и выводам.

Функции преподавателя, использующего исследовательский подход, заключаются в ознакомлении детей с планом занятия и проблематикой. При необходимости сложное задание дробится на упрощенные составляющие. Воспитанники выбирают алгоритм решения, анализируют полученные результаты, которые их подводят к тому или иному выводу. 

Коллективные технологии

Современные технологии в дополнительном образовании, как правило, строятся на основе организации совместной деятельности и активной коммуникации учащихся. Коллективные занятия могут проходить в следующих формах:

  • групповой опрос;
  • дискуссия;
  • мозговой штурм;
  • диспут;
  • смотр;
  • конференция и другие нетрадиционные форматы занятий.

Коллективная деятельность в группе может проходить на трех уровнях:

  • полная групповая работа;
  • обучение в паре;
  • дифференцированная групповая работа, когда каждый участник отвечает за решение определенной задачи.

Преподавателю при этом отводится роль координатора, компетентного наставника и человека, регулирующего возникающие спорные ситуации.

Взаимообучение (КСО)

Коллективный способ обучения (КСО) позволяет одновременно развивать два важных качества: самостоятельность и навыки общения со сверстниками.

Взаимообучение может проходить в разных типах микро-групп:

  • динамическая группа (4 участника выполняют 1 задание, разделенное на 4 части);
  • статическая пара (объединение 2 учеников, один из которых играет роль учителя, а другой – воспитанника);
  • вариационная пара (каждый член группы выполняет выделенное ему задание, обсуждает его с преподавателем, а затем передает усвоенный материал другим участникам).

Такой формат подготовки дает возможность каждому ученику работать в своем темпе, повышает ответственность за успехи всего коллектива, формирует адекватную самооценку и обеспечивает хорошее усвоение новой информации.

Творческая деятельность (КТД)

Групповое обучение дает высокие результаты в творческой деятельности. Цель ТКД – развить у ребенка нужные навыки и научить использовать их в той или иной сфере. В рамках технологии обеспечивается совместная работа воспитанника и взрослого наставника. При этом используются определенные формы проведения занятий:

  • игра;
  • работа в творческих лабораториях и мастерских;
  • соревнование.

Метод обучения – диалоговое общение. Для оценивания успехов ученика применяется похвала, награждение, участие в конкурсах в качестве победителя отборочных этапов, выставка работ.

ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач была предложена советским писателем Генрихом Альтшуллером. Она построена на убежденности в том, что решать нестандартные вопросы в любой сфере по силам каждому ученику, независимо от базовых способностей и навыков.

Метод ТРИЗ сочетает 4 составляющие:

  • устранение боязни предстоящих сложностей;
  • гуманистическое обучение;
  • формирование нетрадиционного образа мысли;
  • практическое применение идеи.

В обучении применяются эвристическая игра, коллективная дискуссия и поиск. Технология вырабатывает у детей комплекс таких полезных навыков, как умение выявлять значимые моменты, рассуждать и на основе этого делать выводы, гибко мыслить, подключать воображение.

Игра

Любимый детьми вид деятельности – игры – можно направить на усвоение необходимого опыта. Технология рассчитана на:

  • воспитание или развитие определенных личностных качеств;
  • социализацию ребенка в обществе;
  • общее расширение кругозора, применение усвоенной информации на практике.

Обычно педагоги центров ДОД берут готовые проработанные сценарии игр, имитирующих жизненную ситуацию, в которой ребенок должен определенным образом действовать. При этом занятие состоит из ряда этапов:

  1. Подготовка (обсуждение условий игры, определение главной цели).
  2. Игровой процесс.
  3. Подведение итогов и обсуждение результатов.

Главное достоинство технологии состоит в том, что в игры легко вовлекаются учащиеся всех возрастов, что сразу позволяет добиться снятия психологической напряженности.

Проекты

Популярная на западе альтернатива классической урочной схеме – проектное обучение. Оно предполагает не решение готовых заданий, а защиту некоего проекта. Такой подход позволяет:

  • научить творчески мыслить;
  • поменять руководящую роль педагога на функции наставника и помощника;
  • привнести элементы исследования в образовательный процесс;
  • сформировать нужный набор личностных качеств;
  • вовлечь учеников в сбор знаний и их логическое применение.

Проекты могут отличаться по продолжительности, количеству вовлеченных участников (одноклассники, ученики школы, города, страны или даже учащиеся из-за рубежа), охваченных предметных областей, особенностям регулирования со стороны педагога.

ИКТ

Почти все инновации в дополнительном образовании предполагают использование компьютерных технологий. Они могут выступать источником информации, обучающими устройствами или развивающей средой. Подход ИКТ помогает:

  • сформировать у учеников навыки работы с техникой и информацией;
  • подготовить личность, максимально адаптированную к современному обществу;
  • привить детям исследовательские навыки и самостоятельность;
  • предоставить воспитаннику возможность выбора посильного для него объема работы.

Компьютерная технология может использоваться как монопрограмма (когда все аспекты обучения строятся на применении вычислительной техники) или как проникающий механизм (при котором IT-вставки проходят по только отдельным темам или разделам).

Сбережение здоровья

Здоровьесберегающие технологии – это целая система, создающая условия для сохранения, укрепления и приумножения физического, психологического, умственного и духовного здоровья воспитанников. Они направлены на развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке.

Сбережение здоровья включает:

  • мониторинг состояния детей во время учебы со стороны медработников и педагогов;
  • учет возраста и уровня развития ребенка при разработке стратегии обучения;
  • создание спокойной психологической обстановки во время занятий.

Рационализация образовательного процесса подразумевает организацию нормальных условий обучения (отсутствие стресса и адекватность требований к воспитаннику), соответствие нагрузки возможностям ребенка, достаточный двигательный режим.

С позиций здоровьесбережения преподавателю нужно проводить оценку следующих факторов:

  • температура, степень освещенности, шума и других внешних раздражителей;
  • продолжительность, число и частота смены видов деятельности (в идеале должны происходить каждые 7–10 минут, не более 4–7 вариантов работ за 1 занятие);
  • число и чередование методов обучения (не более 3 видов преподавания со сменой хотя бы раз в 15 минут);
  • позы воспитанников во время обучения и частота их смены, включая проведение физкультминуток (по 60 секунд на 30 минут занятия);
  • психологический климат и наличие эмоциональных разрядок;
  • наличие мотивации к обучению;
  • включение вопросов ЗОЖ в занятие;
  • поощрение инициативы и творчества учеников.

По итогам занятия педагог оценивает интенсивность проведенного урока, определяет степень утомленности учащихся и делает на базе этого корректировку на будущее.

Любая из педагогических технологий, которые сегодня применяются в дополнительном образовании детей, помогает сделать эффективнее и интереснее процесс воспитания и развития. Задача преподавателя заключается в том, чтобы правильно выбрать наиболее подходящий для конкретных воспитанников и целей метод, благодаря которому можно достичь максимального результата и привить детям интерес к получению новых знаний.

Автор статьи:

Материал обновлен: 12.12.2019 г.

Отзывы и обсуждения