Организации дополнительного профессионального образования

Основная цель всех учреждений дополнительного профессионального образования ­– помогать специалистам в совершенствовании трудовых навыков и развитии компетенций. Также в них можно пройти профпереподготовку и полностью сменить профиль деятельности. Обе задачи крайне важны, поскольку современный рынок труда динамичен, ранее полученные знания быстро теряют актуальность, а старые квалификации не соответствуют новым условиям. В этой статье речь пойдет о специфических особенностях организаций ДПО разного типа.

Типы по ФЗ-273

Согласно ФЗ №273 «Об образовании», к учреждениям ДПО относятся организации, которые реализуют программы дополнительного профобразования и обучения. Именно этот критерий – их главное отличие от других образовательных структур.

В то же время, российское законодательство не запрещает средним специальным и высшим учебным заведениям оказывать образовательные услуги по дополнительным профессиональным программам в качестве неосновной деятельности. В статье 23 Закона №273-ФЗ говорится о трех категориях учреждений, которые имеют право на их реализацию:

  • вузы;
  • ссузы;
  • организации дополнительного профессионального образования.

В зависимости от поставленной цели, объема и формы получаемых знаний различают два вида программ ДПО:

  1. Профессиональная переподготовка продолжительностью от 250-ти часов. Она предназначена для смены профиля деятельности или всестороннего масштабного углубления знаний в рамках своей специальности.
  2. Повышение квалификации – это краткосрочное мероприятие, направленное на усовершенствование навыков и получение информации в каком-либо узком конкретном направлении. К этой категории относятся тренинги, курсы, семинары и подобные им формы обучения длительностью от 16-ти часов.

Закрепление теоретических знаний на практике может проводиться в виде стажировки. Однако этот вид обучения носит лишь вспомогательный характер и используется по усмотрению образовательной организации.

Все виды программ ДПО предназначены для людей, уже имеющих или получающих в данный момент среднее или высшее профессиональное образование.

Подробнее узнать о правилах и особенностях организации процесса обучения можно, ознакомившись с Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499.

Виды учреждений ДПО

Учреждения, которые реализуют программы ДПО, отличаются по своим организационным структурам и формам собственности. Их виды и специфические особенности будут рассмотрены ниже.

Академия

АДПО (академия дополнительного профессионального образования) – это учебное заведение послевузовского профобразования. Это значит, что все обучающие курсы в нём рассчитаны на людей с дипломами об окончании как минимум бакалавриата.

При этом предполагается широкий охват специальностей и специализаций в рамках какой-либо отрасли. Так, например, педагогическая АДПО может реализовывать образовательные программы в области возрастной психологии, дефектологии, методики преподавания различных дисциплин, социальной работы, воспитания, коррекции поведения и других.

Институт

Институт дополнительного профессионального образования, как правило, предоставляет услуги специалистам разных отраслей. Если же его деятельность связана с каким-либо одним направлением подготовки, то это может отражаться в названии организации. Например, Региональный институт усовершенствования учителей.

Программы по переподготовке кадров предназначены не только для людей с высшим образованием, но и для обладателей диплома колледжа или техникума.

Нередко такие учебные заведения сотрудничают с различными организациями и предприятиями, выполняя корпоративные заказы по переквалификации и обучению их работников.

Факультет

Во многих российских вузах действуют факультеты дополнительного профессионального образования, на которых можно пройти переподготовку или повышение квалификации.

Помимо традиционных для системы ДПО вариантов, здесь также предоставляется возможность получить по сокращенной программе второе высшее образование. Срок обучения, как правило, составляет три года.

Кроме того, подобные факультеты организуют и проводят краткосрочные или однодневные мероприятия: семинары, конференции, круглые столы и так далее.

Центр

Существуют различные по целевому назначению организации, объединенные общим названием «центр дополнительного профессионального образования»:

  • Межотраслевой региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов координирует работу учреждений ДПО, находящихся в области. Его основная функция заключается в информационном и научно-методическом обеспечении.
  • Учебный центр службы занятости ориентирован, прежде всего, на оказание образовательных услуг безработным с целью их последующего трудоустройства в соответствии с приобретенными навыками и умениями.
  • ЦДПО в качестве структурного подразделения вуза реализует программы на базе стандартов высшего и среднего специального образования, а также может оказывать консультативную помощь в области актуальных направлений учебного заведения.

Автономная некоммерческая организация ДПО

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования – это организационно-правовая форма, которая учреждается на основе добровольных взносов. При этом АНО ДПО могут носить разные наименования: институт, академия, школа, центр и другие.

Их деятельность регулируется ФЗ № 273 «Об образовании» и ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях». Основная цель подобных учреждений – оказание образовательных услуг, направленных на повышение профессиональной компетентности. В Уставе АНО ДПО обязательно указывается вид реализуемых программ.

По окончании обучения слушатели получают документ о присвоении или подтверждении соответствующей квалификационной категории или разряда. 

Государственное автономное учреждение ДПО

Деятельность государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования регулируется, в первую очередь, ФЗ № 174 «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 г., а также ФЗ № 273 «Об образовании».

ГАУ ДПО – это некоммерческая организация, созданная каким-либо субъектом федерального, регионального или муниципального уровня, то есть государственной структурой.

Основная цель деятельности подобных учреждений – предоставление услуг дополнительного профессионального образования в соответствии с утвержденным госзаданием.

Частное учреждение ДПО

Отличительная особенность ЧОУ ДПО в том, что ее собственником может быть любой гражданин, то есть физическое лицо. Однако в этой роли вправе выступить также организация, муниципальная структура или даже субъект РФ.

Правовой статус частного учреждения дополнительного профессионального образования определяется статьей 9 ФЗ № 7 от 12.01.1996 г. У подобного учебного заведения обязательно должна быть соответствующая лицензия на ведение образовательной деятельности, в которой указываются виды, направления и уровни реализуемых программ.

Наименования многих учреждений носят произвольный характер, не отражающий их организационно-правовой или аккредитационный статус. Так, в разных вузах могут действовать факультеты или центры ДПО, являясь, по сути, равнозначными формированиями. В свою очередь, ЧОУ или АНО нередко называются институтами или академиями. Поэтому при выборе учебного заведения следует обращать внимание на разницу между названием организации дополнительного профессионального образования и ее юридическим статусом.

Читайте далее

Отзывы и обсуждения