Проектная деятельность в дополнительном образовании не новшество последних десятилетий. Этот метод обучения появился еще в начале прошлого века, но до недавнего времени применялся в основном в средних школах и вузах. А между тем кружки и центры обладают всем необходимым потенциалом для развития проектного образа мышления у подрастающего поколения, что в будущем положительно скажется на уровне организаторских способностей молодых людей.
Содержание
Что такое проект
В образовании вообще проект (от лат. projectus – выступающий, выдвинутый вперед) – одна из разновидностей самостоятельной исследовательской работы учеников, цель которой состоит в развитии творческого мышления. Обучение с использованием проектной деятельности направлено на решение заранее обозначенной проблемы или достижение заданного результата.
Трактовка термина отличается в зависимости от предметной области, в которой он применяется. Например, в менеджменте под проектом понимают любую деятельность, состоящую из комплекса отдельных шагов, а в технических науках – это идея создания нового объекта, задокументированного в чертежах и схемах.
При использовании проектной деятельности в дополнительном образовании (ДО) роль педагога сводится к консультированию и организации познавательной работы, а всю необходимую информацию ученики добывают самостоятельно: как отдельные участники образовательного процесса или работая в парах, группе.
Проект может включать в себя различные элементы, более привычные для школьников и студентов:
- доклад – знакомство аудитории с темой или проблематикой, не требующее научного обоснования и доказательной базы;
- исследование – активность, направленная на решение задачи с неизвестными результатами;
- реферат – поиск, аналитическая обработка и представление полного объема тематической информации, содержащейся в различных источниках.
Эти элементы можно рассматривать как составляющие проектной работы.
Дополнительное образование по сравнению со школой имеет огромный плюс в применении проектной модели обучения – высокую мотивацию и личную заинтересованность слушателей в результате. В стандартных учебных заведениях некоторая часть учеников видит смысл занятий только в получении оценок и аттестата.
Достоинства проектного метода обучения:
- позволяет решать объемные задачи за счет работы в группах;
- легко применим в любом творческом объединении;
- формирует значимые для будущей профессии ученика знания и умения;
- служит хорошей формой оценки достижений;
- учит детей сотрудничать с педагогом и работать с коллективом;
- формирует у обучающихся целый набор полезных компетенций (коллективное решение проблем, умение ставить цели, планировать работу, выделять важные аспекты, критически мыслить, грамотно распределять функции).
Проектная деятельность объединяет в себе сразу несколько результативных методов обучения, отображенных на рисунке.
Главная специфика проектной деятельности состоит в том, что должна иметь место интересная автору проблематика, которая будет мотивировать его к обучению. Перед ним ставится достижимая цель (решение исходной задачи), воплощаемая в созданном проектном продукте.
Виды
Существует огромное разнообразие проектов. Критериями их классификации могут служить различные аспекты:
- масштаб работ;
- сроки реализации;
- число участников;
- тематика области;
- вид исследования;
- степень сложности;
- место реализации;
- объем используемых ресурсов;
- возможность применения полученного продукта в реальной жизни и др.
Основные виды проектов отражены на рисунке.
В зависимости от масштабов работ проекты бывают трех видов:
- монопроект – творческая деятельность любого типа, которая ведется в одном направлении;
- мультипроект – объединение нескольких монопроектов;
- мегапроект – самый масштабный вариант, включающий одновременно моно- и мультикомпоненты, часто имеет вид программы отраслевого или регионального развития.
По срокам реализации и продолжительности выделяют:
- мини-проекты, на выполнение которых достаточно 1 урока или даже его части;
- краткосрочные проекты – задания, рассчитанные на 4–6 стандартных занятий;
- среднесрочные – работы, продолжающиеся от 30 до 40 часов, предполагают глубокое погружение в них, сочетание классной и внеклассной нагрузки;
- долгосрочные проекты – рассчитаны в среднем на год, выполняются во внеурочное время.
В зависимости от предметной области, в которой проводится исследование, проекты бывают техническими, экономическими, организационными, социальными. В этом случае их называют монопроектами. Если изучаемая проблематика охватывает одновременно несколько областей, работа будет относиться к смешанному, межпредметному типу.
Для системы дополнительного образования и школ особое значение имеет учебный вид проектов. Это вид познавательной деятельности, когда навыки и новую информацию ученики получают самостоятельно в процессе практической реализации задумки.
Если за основу классификации брать контакты участников, исследования делятся на следующие виды:
- международные (объединяющие участников из разных стран, как правило, при помощи интернета и телефонии);
- региональные и межрегиональные (совместные исследования, проводимые учениками из одного или нескольких регионов соответственно);
- внутришкольные;
- внутриклассные.
По методам, применяемым в процессе работы над проектами, их делят:
- на творческие;
- информационные;
- исследовательские;
- практико-ориентированные;
- ролевые.
В зависимости от того, проект какого вида в разработке, ученик будет выполнять разные функции и задачи.
Функции
Главное назначение проекта в дополнительном образовании состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно овладевать практическими навыками и организовывать познавательный процесс на всех стадиях обучения (от идеи создания объекта до его применения в жизни). Такой результат достигается благодаря трем главным функциям, которые выполняет проект:
- развивающей – ученики отрабатывают навыки выбора одного решения проблемы из множества существующих вариантов, а затем в краткосрочном и долгосрочном периоде оценивают эффективность принятого решения;
- образовательной – состоит в знакомстве с новыми знаниями, терминами и умениями (причем нужную информацию ученик ищет самостоятельно, а педагог только направляет в правильное русло);
- воспитательной – развитие у детей личных качеств, способствующих их успеху в будущем (ответственность, деловая активность, предприимчивость, разумный авантюризм).
Сочетание этих трех функций учит детей рассматривать свою жизнь в качестве глобального макропроекта, благодаря чему они сразу расставляют приоритеты, грамотно и методично решают поставленные задачи и добиваются успеха на деловом поприще.
Этапы работы
Специфика проектной деятельности в допобразовании состоит в том, что получаемые в ходе работы знания и умения должны быть новыми для учеников, но в то же время им необходим хотя бы базовый опыт и минимальный уровень готовности. В противном случае задача окажется непосильной для выполнения, и дети быстро потеряют к ней интерес. Избежать такой проблемы помогает следование стандартным этапам работы над проектом:
- Проблематизация – формулировка главной проблемы. Она должна побуждать ученика к действию, мотивировать к преодолению трудностей.
- Целеполагание или преобразование проблемы в личную цель ученика или группы детей, формирование идеи ожидаемого результата.
- Планирование – разбивка всего хода решения задачи на последовательные шаги. Такая детализация работы помогает правильно распределить ресурсы (время, сырье, усилия участников) и способы создания проектного продукта, составить график выполнения работ.
- Выполнение составленного плана. На этом этапе часто происходит изменение намеченных шагов, а иногда и представления об ожидаемых конечных продуктах.
- Самооценка + рефлексия – сравнение полученных результатов с плановыми. На этом этапе анализируются допущенные ошибки, оцениваются достижения, прогнозируются перспективы разработанного проекта.
Каждый из этапов может разбиваться на более мелкие шаги, зависящие от параметров проекта (предметной области, сложности, количества участников и др.).
Завершение проекта – презентация
Когда автор находит способ решения первоначальной проблемы, он создает презентацию продукта. Она должна демонстрировать результаты проделанной работы и навыки, которые получил ученик.
Сопроводительная речь в идеале должна иметь вид тезисов, которые отражают:
- общие сведения о проделанной работе;
- объемы обработанных информационных массивов (использованных средств);
- пояснение результата.
Стандартная продолжительность выступления – 7–10 минут. Автору проекта полезно заранее попытаться спрогнозировать вопросы, которые могут возникнуть у публики, чтобы дать на них максимально четкие ответы.
Методика выполнения
Метод проектирования – это то, каким именно способом будет организована научная и познавательная деятельность учащихся. Результатом образовательного процесса становятся изделия, услуги и любой полезный эффект. Все необходимые навыки для достижения первоначальной цели ученик нарабатывает самостоятельно по мере реализации проекта.
Выполнение заданий происходит по определенным правилам:
- постепенность информационной загруженности;
- выполнение задач начинают с более простых и знакомых, последовательно переходя к усложненным вариантам;
- постоянное усложнение требований к ученикам при одновременном соблюдении разумности критериев.
Такой подход помогает ученикам осознать собственные возможности.
Функции педагога в проектной деятельности:
- содействовать получению всего необходимого для работы (справочников, литературы, инструментов и др.);
- помочь найти способы разрешения возникших сложностей;
- зачесть или забраковать отдельные этапы выполнения проекта;
- научить ёмко описывать результаты работы;
- кратко резюмировать итоги проектной деятельности.
В ходе работы ученики по мере необходимости могут обращаться к подходящим источникам информации (интернет-ресурсам, справочникам, учебникам и другой литературе). Нужные сведения можно получить от общения с членами семьи, консультантами и экспертами в области, к которой относится проект.
Оформление
Проектная деятельность сопровождается оформлением особого документа – пояснительной записки. Она состоит из 7 элементов, перечисленных на рисунке.
Структура пояснительной записки
- Титульник – первый лист отчета, заполняемый по правилам учебного заведения. В правом верхнем углу указывают название учреждения. Далее по центру листа пишется наименование вида работы «проект» (необязательный элемент) и тема. Следующие компоненты – Ф. И. О. автора, группа / класс, в котором он обучается, и научный руководитель. В самой нижней строке листа указывают год и место выполнения работы.
- Оглавление – классический книжный перечень заголовков отчета с указанием страниц. Сокращения, изменение формулировки или очередности пунктов запрещены.
- Введение с ключевыми характеристиками проекта (актуальностью, темой, задачами). Тут же указывают основные источники информации, оборудование и материалы, которые использовались в работе.
- Содержательная часть записки, как правило, состоит из нескольких глав.
- В первой делается литературный обзор проблемной области, рассматривается приоритетная методика и техника выполнения проекта.
- В следующем разделе разрабатываются рекомендации по решению проблемы, алгоритм которых детально описывался в технической главе.
- Завершается основная часть определением экономической / экологической эффективности предложений. В подтверждение приводят расчеты затрат на изготовление проектного продукта и его рекламу.
- Заключение – краткий итог работы, в котором перечисляют основные результаты и соотносят их с главной целью и задачами проекта, описанными во введении.
Завершается пояснительная записка списком использованной литературы. Если для раскрытия текста необходимо сопроводить его габаритными таблицами, рисунками или другими объемными вспомогательными материалами, их выносят в приложение, а в основной части приводят лишь ссылку на них.
Учреждения допобразования – самая благоприятная среда для того, чтобы организовывать полноценную проектную работу. В кружках и центрах ДО педагоги совместно с родителями могут найти индивидуальный подход к любому ребенку, привлечь его к продуктивным занятиям без психологического принуждения.