Дополнительное образование - это часть системы непрерывного обучения, направленная на удовлетворение потребности человека в интеллектуальном, духовном, нравственном, профессиональном и физическом совершенствовании. Программы ДОД бывают образовательного и рабочего типа, оба вида реализуются на благо человека и государства.
Содержание
Как составляется образовательная программа
Образовательная программа разрабатывается согласно «Примерным требованиям к программе ДО детей» и оформляется в соответствии с нормативами ГОСТа, перечисленными в приложении к письму N 06-1844 Департамента молодежной политики, воспитания и поддержки детей Минобрнауки от 11 декабря 2006 года.
Она должна быть:
- Современной. Актуальность – основной критерий, ориентированный на эффективное решение насущных проблем.
- Прогнозируемой. Цели и действия должны отражать сегодняшние и потенциально возможные в будущем требования.
- Рационалистичной. Обозначать цели и возможные способы их достижения.
- Целостной. Полнота комплекса мероприятий, нужных для решения поставленных задач.
- Реалистичной. Предполагаемые шаги для достижения желаемого должны соответствовать условиям работы образовательной организации.
- Контролируемой. Документ отражает не только результаты и их возможные параметры, но и способы проверки промежуточных, а потом и конечных достижений.
- Корректируемой.
- Вариативной.
Программа дополнительного образования состоит из четырех блоков:
- Концептуального, содержащего введение и пояснительную записку.
- Контрольно-методического, где указаны прогнозируемые результаты, варианты диагностики и мониторинга.
- Учебного, состоящего из тематического содержания и определения стиля и методов выполнения задуманного.
- Справочного со списком литературных источников для преподавателей и родителей, оформленного согласно ГОСТу.
Структура образовательной программы ДО выглядит так:
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Проект обучения и его тематика.
- Содержание.
- Методические материалы.
- Список литературных источников.
- Приложение.
Дополнение содержит:
- Тезаурус.
- Методички с краткими конспектами уроков, пособия и рекомендации.
- Описание способов индивидуальной работы со школьниками.
- Планы воспитательной работы и занятий.
- Критерии мониторинга.
Стандарты оформление программы дополнительного образования:
- Текст набирается в приложении Word шрифтом Times New Roman 12-14 размера, с одинарным межстрочным интервалом на листах формата А4. Таблицы вставляются прямо в текст.
- На титульной странице указывается название организации, кто, где и когда утвердил программу, ее наименование, возраст участников, время на реализацию, фамилия и инициалы, должность и звания педагога, полное наименование территории, где используется, год создания.
- Пояснительная записка раскрывает цели программы, принципы выбора структуры изложения предметов, содержит характеристику форм взаимодействия с учениками, а также условия реализации программы дополнительного образования до достижения желаемого результата.
Виды программ:
- Типовая, или примерная, - утверждается отделами образования и рекомендуется в качестве образца.
- Адаптированная либо модифицированная - формируется на основе примерной или типовой методик, измененных педагогом под влиянием специфики учебного заведения, возраста, степени подготовки и личностных особенностей учеников, режима и длительности освоения материала.
- Авторская - включает порядка 70 % новаторского материала с изложением содержания уроков, методов, приемов и форм реализации предмета. Сопровождается двумя независимыми рецензиями.
- Экспериментальная.
Содержание программы дополнительного образования детей может быть:
- узкопрофильным - отражающим один вид деятельности или единственное направление обучения;
- интегрированным - охватывающим смежные научные области;
- комплексным - состоящим из нескольких видов и направлений работ, объединенных в одно целое;
- сквозным - базированным на материале, соответствующем возрасту и физическому состоянию учеников, их количеству в коллективе;
- модульным - составленным из самостоятельных блоков.
Способы преподавания:
- Объяснительно-иллюстративный - процесс, в ходе которого дети воспринимают и усваивают подготовленную заранее информацию.
- Репродуктивный - воспроизведение полученных знаний и усвоенных способов работы.
- Частично поисковый - обучающиеся принимают активное участие в групповом поиске, решают поставленные задачи вместе с педагогом.
- Исследовательский - освоение способов научного познания и методов самостоятельного творчества.
Для разных возрастных категорий применимы соответствующие типы образовательной деятельности. Детям в 7-10 лет будут интересны сюжетно-образные игры, экскурсии, практикумы в группах. В 11-12 лет - коллективные занятия, беседы и мастер-классы. С 12 до 15 школьники нуждаются в практических уроках, самостоятельной работе, групповой творческой игре - во всем том, что называется досуговыми программами дополнительного образования.
Определение результативности
Ожидаемый итог – это четкая характеристика полученных учеником знаний, способностей и умений, которыми он овладел за время посещения учреждения дополнительного образования.
Результат должен быть соотнесен с учебными задачами и целями, направленностью программы ДО, в которой прописываются компетенции, намеченные для овладения к завершению каждого периода обучения. В конце и середине года педагог должен проверить, подтвердился ли прогноз одним из трех методов:
Что отражается
Рабочая программа дополнительного образования служит обязательным ориентиром для определения объема, порядка, содержания преподавания в детских учреждениях. Она основывается на авторском или примерном плане педагогической деятельности внешкольного объединения и разрабатывается с учетом:
- культурных достижений, традиции и самобытности регионов;
- уровня образования;
- его направленности;
- современных педагогических технологий;
- доступных методов контроля;
- способов управления образовательным процессом;
- имеющихся средств обучения.
Структура, смысл пунктов и оформление рабочей программы ДО выписывается по аналогии с общей программой. Немного шире выглядит пояснительная записка, куда необходимо внести несколько позиций, не отраженных в основном документе:
- черты, отличающие его от принятых ранее планов;
- новизна;
- способы демонстрации результатов работы коллектива: соревнования, фестивали, конкурсы, концерты, выставки, симпозиумы, конференции.
В пояснительной записке желательно указать порядок реализации программы дополнительного образования.
Этапы принятия РП ДО:
- Обсуждение на заседании педсовета.
- При необходимости - проведение независимой экспертизы.
- Утверждение директором учреждения.
Как выглядит рецензия
Перед тем как готовая образовательная программа ДО попадет на подпись к руководителю учебного учреждения, она должна пройти экспертную проверку. Чаще всего достаточно одобрения замдиректора, иногда требуется оценка профильного специалиста. В этом случае пишется рецензия, которая включает:
- Заголовок.
- Характеристику рецензируемой работы.
- Актуальность.
- Описание новаторских в системе дополнительного образования идей.
- Краткий анализ частей документа.
- Оценку завершенности программы с указанием недостающих частей и компонентов.
- Целостность - согласованность способов достижения результатов.
- Главную идею и пути ее осуществления, оригинальные составляющие методики, целесообразность для использования в конкретном заведении и для массового тиражирования.
- Педагогическую целесообразность программы дополнительного образования для определенной организации.
- Характеристику добавочного материала из приложений - их важность и содержательность.
- Выводы о профессионализме и умениях преподавателя - составителя программы.
Рецензия завершается указанием достоинств и недочетов, замечаниями. Эксперт аргументирует оценку программе, высказывает рекомендации по ликвидации недоработок и делает вывод о целесообразности использования материала при дополнительном обучении детей. Главный результат рецензии - закрепление за программой ДО авторского, модифицированного или экспериментального статуса.