Стремительное развитие научно-технического прогресса, появление новых технологий производства и управления определяют повышение требований к подготовке кадров. Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, работник должен постоянно развиваться: приобретать новые знания, умения, навыки. Среди форм дополнительного профессионального образования набирает популярность дистанционное обучение, предоставляющее большую свободу в выборе места, курса, графика занятий.
Содержание
Нормативная база
Основные принципы ведения образовательной деятельности с применением дистанционного обучения закреплены законом № 273-ФЗ, конкретизируют его положения приказы Минобрнауки:
- № 499 от 1 июля 2013 г. – об организации процесса дополнительного профессионального образования;
- № 816 от 23 августа 2017 г. – утверждает порядок применения дистанционных технологий.
В ФЗ № 273 указано, что учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования имеют право осуществлять обучение дистанционно. Для этого они должны обладать необходимыми материально-техническими средствами, нормативной базой и кадровым персоналом соответствующего уровня. Технические аспекты организации дистанционного обучения в рамках получения дополнительного профобразования регламентированы письмом Минобрнауки от 10.04.2014 года № 06-381.
Приказ Минобрнауки № 22 от 20.01.2014 содержит перечень профессий и специальностей СПО, которые нельзя получить, обучаясь только дистанционно. Но в этом документе речь идет исключительно об основных – не дополнительных – образовательных программах. Для ДПО таких ограничений нет: об этом говорится в письме Минобрнауки от 21.04. 2015 № ВК-1013/06.
Дистанционное обучение в дополнительном профессиональном образовании могут применять федеральные, муниципальные и частные учреждения, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности. Они предлагают курсы в самых разных направлениях:
- менеджмент;
- логистика;
- государственное и муниципальное управление;
- экономика и финансы;
- медицина;
- маркетинг;
- охрана труда;
- юриспруденция;
- техника и инженерия;
- технологии производства продуктов питания;
- педагогика;
- психология;
- туризм;
- дизайн;
- информатика и вычислительная техника и др.
Профпереподготовка и повышение квалификации могут проходить полностью или частично дистанционно – когда очные занятия сочетаются с удаленными. Какую именно форму обучения выберет учебное заведение, зависит в первую очередь от содержания программы дополнительного образования.
Обучение ведется по договору, который заключается со слушателем или с направляющим на повышение квалификации или переподготовку предприятием (организацией). В первом случае учебу оплачивает сам учащийся, во втором – работники получают дистанционное дополнительное профессиональное образование за счет средств, выделяемых из различных бюджетов (предприятий, муниципалитетов и др.).
Слушатели программ, прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение о повышении квалификации или диплом о профпереподготовке, форму документов учреждения и организации допобразования устанавливают самостоятельно. Если с завершающими учебу экзаменами, тестами, зачетами или другими заключительными аттестационными мероприятиями выпускник курсов не справился, ему выдают справку об обучении.
Как проходит учеба
Первый шаг, который следует сделать тем, кто намерен получить дополнительное профессиональное образование дистанционно, – выбрать учебное заведение и оставить на его сайте заявку на поступление. Ответ будет содержать:
- детальную информацию об условиях поступления;
- документы, которые предстоит заполнить, отсканировать и отправить по электронной почте;
- инструкцию по обучению на выбранной программе.
Во многих организациях вопросы о зачислении на курс можно задать по телефону. Электронные заявки принимаются круглосуточно, беседа с представителем образовательного учреждения происходит только в рабочее время. После соблюдения всех формальностей и внесения оплаты абитуриенту на почту приходит извещение о зачислении на курс. Письмо содержит ссылку, логин и пароль для входа в личный кабинет.
Обучение длится в среднем 1–3 месяца, есть короткие (двухнедельные) и длительные (более года) программы. Учащийся:
- получает теоретический материал (лекции) и доступ к электронной библиотеке;
- присутствует на вебинарах или смотрит их в записи;
- задает вопросы преподавателю по переписке или по скайпу;
- участвует в обсуждениях, онлайн-конференциях.
В назначенные даты студент должен сдавать промежуточные тесты, выполнять практические задания.
Через личный аккаунт на специализированном интернет-ресурсе образовательной организации слушатель получает свободный доступ к полному комплексу учебных материалов дистанционной программы дополнительного образования, иногда некоторую их часть поэтапно высылают по электронной почте.
Комплект состоит не только из учебников, в него также входят:
- рекомендации по выполнению лабораторных, самостоятельных, практических, контрольных и курсовых работ;
- вопросы для самопроверки;
- методические советы преподавателей по изучению сложных тем.
По окончании изучения каждой дисциплины (или модуля) слушатели выполняют контрольное задание. Если результат проверки знаний неудовлетворителен, зачет или экзамен можно пересдавать, как правило, неограниченное количество раз – до тех пор, пока не будет достигнут достаточный для аттестации уровень. Содержание тестов каждый раз меняется, но не выходит за рамки программы. После успешного прохождения всех контрольных мероприятий по предметам, входящим в один модуль программы, слушатель приступает к изучению следующего цикла дисциплин, и процедура повторяется.
Во многих (но не во всех) учебных заведениях дополнительного профобразования защита итоговой работы проходит дистанционно. Форму и процедуру заключительной аттестации каждое учебное заведение устанавливает самостоятельно. Это может быть тестирование, реферат, курсовой проект, дипломная работа. Особое внимание уделяется идентификации личности экзаменуемого. Порядок, условия и сроки проведения испытаний доводятся до сведения слушателей при поступлении.
Документ о полученном дополнительном профессиональном образовании отсылается почтой, выдается в электронном виде или вручается лично, даже если слушатели курса проходили итоговую аттестацию дистанционно – онлайн или в форме обмена файлами.
Виды программ
Система дополнительного профессионального образования представлена следующими формами обучения:
- повышение квалификации – обновление и углубление знаний, умений и практических навыков, совершенствование деловых качеств работников;
- профессиональная переподготовка – расширение компетенций на базе полученного образования или обучение другой специальности ввиду отсутствия спроса на уже имеющуюся на рынке труда;
- тренинги, семинары, конференции, консультации, мастер-классы – интенсивные курсы освоения передового практического опыта.
Программы дистанционного дополнительного профессионального образования разрабатываются учебным учреждением на основе соответствующих ФГОС, квалификационных требований и профстандартов.
Повышение квалификации
Продолжительность курсов бывает разной, но по законодательству она не должна быть меньше 16 академических часов. Стоимость учебы зависит от престижности профессии и учебного заведения и в среднем составляет от 1 до 8 тысяч рублей. После успешной сдачи итоговой аттестации слушателю вручают документ о повышении квалификации:
- прошедшему курс менее 16 часов – сертификат;
- проучившемуся более 16 часов – удостоверение.
Удостоверения действительны неограниченный период, если по закону для определенной профессии или должности не предусмотрено обязательное регулярное повышение квалификации.
Профпереподготовка
Условно программы профессиональной переподготовки делятся на 2 вида:
- получение дополнительной смежной квалификации – длительностью в 1,5–6 месяцев;
- приобретение новой компетенции, необходимой для ведения другого вида деятельности, – продолжительностью 1–2 года.
По окончании учебы выдается диплом о профессиональной переподготовке. Обучение в среднем стоит от 5 до 180 тысяч рублей.
Другие формы дистанционного обучения для получения дополнительного профессионального образования представляют собой виртуальное индивидуальное и групповое общение, в ходе которого участники курса обмениваются мнениями, идеями, информацией по определенному вопросу. Сертификаты, выдаваемые по окончании тренингов или семинаров, которые проходили в форме вебинаров, редко имеют значение при оценке работодателем профессионального уровня сотрудника. Как вариант – они учитываются в «накопительной системе», как у медиков, к примеру, когда за определенный период времени надо пройти установленное количество часов повышения квалификации, в том числе дистанционно.
Для дополнительного профессионального образования дистанционное обучение подходит как нельзя лучше. Обычно прием заявлений для поступления на онлайн-курсы ведется круглый год, что немаловажно для работающих специалистов. Занятия начинаются сразу после внесения слушателем оплаты – не надо дожидаться формирования группы или начала семестра. Учиться можно без отрыва от работы. Выпускники дистанционных программ получают стандартные дипломы о профессиональной переподготовке, не отличающиеся от документов, которые выдаются слушателям аналогичных очных курсов.
Каждый человек должен непрерывно развиваться и совершенствоваться: этот тезис особенно актуален применительно к его трудовой деятельности. Чтобы быть востребованным, строить успешную карьеру, нужно постоянно повышать квалификацию, расширять кругозор. Получение дополнительного профессионального образования дистанционно – наиболее экономный и удобный способ достижения этих целей.