Для обеспечения конкурентоспособности на рынке труда в условиях непрерывного технологического прогресса, постоянного развития экономики и регулярного внедрения инноваций профессионал обязан постоянно повышать квалификацию.
В обращении к Федеральному собранию, на котором обсуждались вопросы дополнительного образования, президент России отметил необходимость перехода к непрерывному обучению граждан в течение всей жизни.
Система дополнительного профессионального образования должна быть ориентирована на получение необходимых специальных навыков, знаний и умений, которые соответствуют потребностям экономики страны, политики государства и личным интересам гражданина.
Система дополнительного профобразования подразделяется на следующие уровни подготовки:
- Повышение уровня квалификации - обновление уже имеющихся знаний и умений специалистов в соответствии с изменениями в их сфере деятельности.
- Профессиональная переподготовка - получение дополнительных или принципиально новых знаний и навыков, необходимых для смены трудовой области.
- Профподготовка работников - приобретение начальных навыков, соответствующих первой ступени квалификации.
- Стажировка - закрепление на практике знаний и умений, полученных в результате теоретического курса.
Система ДПО призвана отслеживать все происходящие в обществе перемены, чтобы своевременно реагировать на них. Среди ее главных характеристик - ориентированность на последовательное, постоянное совершенствование специалистами разных областей профессиональных качеств, без которого невозможно соответствовать изменяющимся условиям рынка труда.
Модель
Дополнительное образование должно быть общедоступным, эффективным и на фоне внедрения новых направлений в обучении обеспечивать сохранение накопленного опыта и традиций.
Согласно ФГОС модель дополнительного образования внеурочной деятельности должна поддерживать следующие цели и задачи:
- формирование благоприятной среды для создания всероссийского образовательного пространства;
- учет интересов и индивидуальных потребностей детей при составлении программ;
- обеспечение условий для привлечения большего количества учащихся;
- гармоничная интеграция дополнительного и основного образования;
- создание обстановки для эффективной реализации приобретенных знаний и навыков;
- подготовка к дальнейшему образованию;
- развитие навыков самоконтроля и самообразования.
Дополнительное обучение реализуется с помощью кружков, спецкурсов, различных секций, экскурсий, групп продленного дня.
Дополнительное образование детей
Общество признало недостатки и ограниченность всеобщего школьного обучения, которое в силу формата не может выявить и максимально развить индивидуальные задатки каждого ребенка. Именно поэтому и возникает необходимость в сверхурочном образовании.
Система дополнительного образования детей предполагает:
- формирование благоприятных условий для развития ребенка;
- выявление природных способностей и творческого потенциала и целенаправленное их развитие;
- приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование чувства патриотизма;
- стимуляцию исследовательской активности учащихся;
- укрепление самодисциплины и самоорганизации;
- повышение самооценки в процессе достижения результата;
- профилактику асоциального поведения в обществе;
- повышение нравственной и интеллектуальной культуры личности;
- воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и принятие ЗОЖ.
Процесс лицензирования
Без соответствующего разрешения ни одно заведение дополнительного образования не вправе проводить обучение, выдавать дипломы или сертификаты, подтверждающие полученные знания.
Лицензирование дополнительного образования регламентируется следующими законодательными актами:
- Закон об образовании от 29.12.2012 № 273.
- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- Постановление Правительства от 28.10.2013 № 966 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».
Для получения лицензии необходимо предоставить следующий набор документов:
- Заявление соискателя.
- Копии учредительных документов, заверенные у нотариуса.
- Копия устава и свидетельства о внесении юридического лица в Единый реестр.
- В случае если соискатель собирается осуществлять работу в филиале, необходим документ положения о подразделении.
- Копию штатного расписания.
- Копии документов, подтверждающие наличие квалифицированных педагогических работников.
- Копии документов, удостоверяющих права на постройки, в которых будет осуществляться деятельность по дополнительному образованию.
- Копии документов, свидетельствующие об обеспечении питанием и наличии необходимого медицинского обслуживания.
- Справка о наличии должной материально-технической базы.
- Оригинал заключения СЭС (Санитарно-эпидемиологической службы).
- Оригинал заключения Пожарной инспекции.
- Учебный план.
- Справка о наличии необходимой литературы.
- Квитанция об оплате госпошлины.
- Опись всех предоставленных документов.