Согласно обновленному Федеральному государственному образовательному стандарту в учебных заведениях РФ внедряется комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на интеграцию общего и дополнительного образования. Новый ФГОС прописывает требования к структурам школьных программ, которые обязаны переориентироваться на тесную связь с ДО, чтобы в итоге основные учебные дисциплины обогатились новым содержанием, которое привнесет внешкольная педагогика.
Содержание
После изучения работ зарубежных теоретиков педагогической науки были разработаны рекомендации по интегрированию общего и дополнительного образования:
- Стратегические и академические цели более приоритетны, чем финансовая сторона.
- Постепенность образовательного процесса:
- оценка полезности слияния;
- прединтеграционное сотрудничество в течение нескольких лет;
- слияние за 1-2 года.
- Соблюдение временных факторов при отказе от форсирования.
- Учет качественных показателей участников процесса – обе «команды» должны существенно отличаться, при этом академические и культурные расхождения сводятся к минимуму.
- Члены интеграционного процесса имеют пространственную близость.
Пересечение деятельности заведений двух видов обучения выступает в роли фактора социального партнерства, поскольку служит оптимальным способом реализации их образовательной, воспитательной и развивающей функций. Предполагается два уровня интеграции:
- внешний - подчинение составляющих направлений одному учебному процессу:
- внутренний - взаимопроникновение компонентов систем.
Слияние приведет к формированию уникального разностороннего, но цельного учебного процесса.
Необходимость модернизации характера взаимоотношений заведений общеобразовательного и дополнительного профиля закреплена Федеральным законом в части, которая регламентирует внеурочную деятельность.
Роль проводника и вдохновителя новых государственных стандартов обучения и связующего звена между двумя видами образования отводится педагогу. Качество знаний полностью зависит от преподавателя (его интеллекта, профессионализма, душевного и нравственного уровня).
Для чего нужны открытые занятия в ДО
Форма организации открытых занятий в дополнительном образовании существенно отличается от принятой в школе. На первый план выходят выявление накопленного учениками опыта, включение детей в сотрудничество, активный самостоятельный поиск знаний и неформальное, живое общение, а не академическая передача научной информации.
Открытое занятие иллюстрирует, как на практике реализуется заявленная образовательная программа, и является средством обмена опытом, поэтому часто включается в регламент конкурсов педагогического мастерства.
Чаще всего учителя соревнуются в следующих номинациях:
- проведение открытого занятия в категории профессионального ДО с последующим анализом;
- презентация образовательной программы по ДО;
- открытый воспитательный урок.
Открытые занятия помогают понять, каков коэффициент результативности урока и оценить деятельность педагога по ряду показателей:
- организационное обеспечение занятия;
- содержание урока;
- методическая подготовка;
- энергетическая составляющая деятельности педагога.
После проведения анализа открытого занятия комиссия делает вывод об умении преподавателя дополнительного образования оптимально изложить определенные планом сведения. Система оценки открытого урока включает:
Цели сетевого взаимодействия
Под сетевым взаимодействием в образовательных учреждениях понимается совместная работа педагогических коллективов, имеющих похожие цели, объединенные средства для их достижения и один управленческий центр. Структуры ведут совместную работу по формированию общих ученических групп для освоения программ определенной направленности и уровня с использованием возможностей сразу нескольких образовательных центров, один из которых - учреждение внешкольного обучения.
Согласно Федеральному закону сетевое взаимодействие в дополнительном образовании:
- распределяет ресурсы в ходе решения совместной задачи;
- опирается на инициативу любого участника обучения;
- устанавливает непосредственный контакт между учащимися;
- выстраивает многообразные пути продвижения к общей цели;
- дает возможность использовать совместные сетевые накопления для нужд любого участника образовательного процесса.
Сетевая группа имеет такие характеристики:
- независимость каждого члена организации;
- одновременное обучение нескольких лидеров;
- единая цель группы;
- добровольность контактов;
- обилие уровней взаимодействия.