Выбирая работу на флоте, стоит обратить внимание на востребованную морскую профессию моториста-рулевого.
Рейтинг профессии
Моторист-рулевой на судне – это специалист рядового состава, совмещающий функции матроса и техника. Как вахтенный матрос, он управляет ходом судна, а как техник, обеспечивает эксплуатацию корабельного двигателя и вспомогательных механизмов, а также проводит их обслуживание.
Описание и характеристика профессии
Моторист-рулевой запускает и останавливает двигатель и изменяет режимы его нагрузки. Неся вахту на руле, он следит за курсом, корректируя его при необходимости. Для этого надо учитывать сигналы на других судах, указания навигационных приспособлений – береговых знаков, маяков, баканов и проч., показания глубины и т. д. Кроме того, мотористу-рулевому нужно хорошо разбираться как в общих правилах, регулирующих движение судов, так и в специальных дополнениях к ним, разъясняющих условия навигации в конкретном районе.
Моторист-рулевой руководствуется в своей работе правилами эксплуатации основных двигателей и вспомогательных механизмов, средств автоматизации управления машинным отделением и систем дистанционного управления. Ему положено знать
- как устроен двигатель и каковы манёвренные качества судна;
- как действуют якорные механизмы и устройства;
- почему могут возникнуть неисправности в работе любой из судовых систем от главных двигателей до дополнительных механизмов.
Функции моториста заключаются в наблюдении за состоянием двигателя и судовых механизмов и поддержании их рабочего состояния, а также в управлении судовыми механизмами. Помимо основных обязанностей, рулевой должен соблюдать правила техники безопасности на судне, уметь спустить шлюпку на воду и управлять ею в разных погодных условиях, а также применять на практике приёмы спасения утопающих.
В период подготовки судна к навигации рулевого-моториста привлекают к его ремонту и оборудованию.
Моторист-рулевой находится в подчинении у боцмана и первого штурмана, а на вахте выполняет распоряжения вахтенного начальника. Продолжительность вахты в зависимости от типа и назначения судна составляет от восьми до двенадцати часов.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Профессиональные навыки можно приобрести, пройдя обучение по следующим направлениям:
- профиль «матрос» – код специализации: 2.26.01.07,
- профиль «моторист (машинист)» – код специализации: 2.26.01.08,
- укрупнённое направление «техника и технологии кораблестроения и водного транспорта» – код специализации: 2.26.01.00,
- профиль «механик маломерного судна» – код специализации: 2.26.01.10,
- профиль «судоводитель – помощник механика маломерного судна» – код специализации: 2.26.01.06.
По каждому из этих направлений разработано от 1 до 4 программ обучения.
Среди учебных заведений, в которых научат, как стать мотористом-рулевым, у абитуриентов пользуются популярностью:
- Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта,
- Новосибирский речной колледж,
- Морской технический колледж им. Д. Сенявина (Санкт-Петербург),
- Хабаровский техникум водного транспорта,
- Омский региональный многопрофильный колледж.
Практически в каждом из этих ССУЗов есть как бюджетные, так и платные места.
Кому подходит
Профессиональная ответственность – одна из основных характеристик работника, позволяющая не допустить возникновение экстремальных ситуаций. Однако на море и на реке может случиться непредвиденное. В этом случае рулевой должен проявить стрессоустойчивость и хладнокровие.
Необходимость контролировать сразу несколько объектов при управлении судном требует мгновенной реакции и отличной координации движений. Помимо этого, моторист-рулевой должен иметь острое зрение, хороший слух, точный глазомер и развитую зрительную память. Важны также чувство равновесия, выносливость и физическая сила.
Длительное пребывание со многими людьми в условиях ограниченного пространства предполагает умение матроса находить общий язык с командой, проявлять позитивное отношение к коллегам на протяжении всего рейса.
Зарплата моториста-рулевого
Оплата работы моториста-рулевого зависит от типа судна, региона, дополнительных условий, но в среднем в крупных городах и портах она колеблется в районе 30 тысяч рублей. Для сравнения: средняя зарплата по России – порядка 25 тысяч рублей.
Обычно в дополнение к зарплате при трудоустройстве почти всегда предлагают полный социальный пакет и нередко – оплату билетов к месту работы за счёт работодателей, материальную помощь при уходе в отпуск, дополнительную медицинскую страховку, частичное погашение стоимости санаторного лечения, премии и т.д.
Как построить карьеру
Мотористы-рулевые востребованы на всех видах речных и морских судов любого флота. Накопив опыт, моторист может пройти переподготовку по смежным морским специальностям. Последующее профессиональное образование откроет перспективу командных должностей на судах любого типа.
Перспективы профессии
Профессия «моторист-рулевой» не потеряла своей актуальности и с развитием навигационных механизмов и внедрением на флоте современных систем управления. И хотя прогресс в создании беспилотной техники всё активнее приходит на суда всех типов, искусственный интеллект еще не скоро вытеснит человека с места рулевого.