Формулировка цели и задач дипломной работы обязательно должна содержаться во введении ВКР бакалавров, специалистов и магистров. Эти два важнейших пункта уже с первых страниц дают понять, зачем, собственно, проводилось исследование и каким образом автор получил его результат. Задачи дипломной работы напрямую связаны с ее целью, а она, в свою очередь, с темой – как именно, давайте разбираться.
Цель диплома
Это ответ на вопрос: «Какой результат планируется получить в рамках обозначенной темы, чтобы решить выявленную проблему?» Цель дипломной работы бывает двух типов:
- Исключительно теоретическая, значимая для науки.
- Практико-ориентированная, важная для конкретного предприятия.
Прикладной характер обычно носят цели дипломных работ бакалавров, так как программы их обучения рассчитаны на подготовку высококвалифицированных производственников, готовых сразу после окончания вуза решать реальные практические проблемы. Академическая направленность учебы магистров и специалистов определяет содержание их ВКР (в них обязательно должен присутствовать элемент научной новизны) и, соответственно, цели исследований, которые проводятся для написания диссертаций и дипломов.
Если ВКР выпускника магистратуры или специалитета – практико-ориентированный проект (так тоже нередко бывает), то, формулируя цель диплома, прежде всего надо обозначить научный результат, который планируется получить, а уже затем привязать его к определенным утилитарным нуждам, ради удовлетворения которых и проводилось исследование.
Пример цели для ВКР бакалавров и магистров
Бакалавры:
- Тема: «Воздействие прогресса информационных технологий на пакет консалтинговых услуг компаний – системных интеграторов».
- Цель: на основе использования IT-инноваций разработать для системных интеграторов предложения по модернизации комплекса услуг.
Магистры:
- Тема: «Главные факторы успеха в IT-консалтинге».
- Цель: выявить оптимальный пакет ключевых факторов успешности, которые способствуют усилению позиций компаний – участниц рынка IT-консалтинга.
Схема 1. Формулирование цели дипломной работы бакалавра.
Схема 2. Постановка цели в дипломе магистра
В дипломных работах магистров после постановки цели обычно выдвигается еще и гипотеза, для того чтобы наметить пути решения выявленной проблемы и определить траекторию исследовательского поиска. При формулировании научного предположения принято оперировать ключевыми словами из темы диплома. К примеру, для ВКР «Главные факторы успеха в IT-консалтинге» подойдет такое допущение: в рассматриваемой сфере есть определенный набор внешних и внутренних условий, с учетом которых можно эффективно сконцентрировать ресурсы компании именно на тех направлениях, где есть возможность добиться существенных конкурентных преимуществ, и занять лидирующие позиции на рынке.
Что именно будет предприниматься для того, чтобы прийти к намеченному результату, поясняют задачи дипломной работы выпускника любого уровня образования.
Задачи диплома
Это цепь последовательных действий, направленных на достижение цели. Поэтому задачи в дипломе описываются с помощью глаголов:
- проанализировать;
- выявить;
- установить;
- оценить;
- сравнить;
- обосновать;
- описать;
- разработать;
- определить и т. д.
Для постановки задач дипломной работы можно использовать и отглагольные существительные (разработка, сравнение, описание и т. д.), но только если это допускается методичкой вуза. Кстати, по устоявшемуся в научном мире стандарту принято задействовать глаголы. Среднее количество задач в дипломе – 4–5, перечисляются они просто списком в последовательности, соответствующей этапам проведения исследования.
Формулируя цель и задачи дипломной работы, важно установить рамки исследования. Ограничения могут касаться:
- периода, в течение которого рассматривается функционирование объекта или предмета исследования (допустим, только летний сезон);
- географии (только российский рынок или пределы одной области, предприятия, школы и т. д.);
- материально-технической базы (предположим, все предлагаемые изменения должны проводиться без дополнительных финансовых вложений);
- стоимости реализации рекомендуемых мероприятий и т. д.
Связь структуры дипломной работы и ее задач
По большому счету текст основной части ВКР – это описание задач, которые выполнялись автором для достижения цели. Поэтому ее структура (порядок и количество разделов: теория – аналитика – проект/практика) подчиняется логике проведения исследования, а названия глав и параграфов должны быть напрямую связаны с формулировками задач:
- обычно первая задача связана с изучением состояния проблемы (теоретическая глава);
- вторая задача ориентирована на организацию работы в рамках проекта (аналитическая глава, в которой описываются методы, технологии или анализируются собранные материалы);
- третья задача диплома посвящается практической реализации задуманного (экспериментальная/проектная/графическая/технологическая глава);
- четвертая задача предусматривает оценку предлагаемых решений (ее описанию может быть отведен параграф, а не целая глава).
По итогам выполнения задач формулируются сначала промежуточные выводы по главам, а затем в заключении – общие по всей дипломной работе.
Ошибки при постановке цели и задач
Часто встречающие ошибки в формулировке | |
---|---|
Цель |
|
Задачи |
|
Примеры постановки цели и задач ВКР
№ 1. Финансы.
Тема: «Учет заемных средств банка».
Цель: выявить специфику бухучета заемных средств банка (на базе ООО «…»).
Задачи:
- Рассмотреть теоретическую базу учета банковских заемных средств.
- Изучить систему бухучета заемных средств в «…».
- Проанализировать финансовую деятельность «…».
- Разработать рекомендации по оптимизации учета заемных средств «…».
№ 2. Экономика.
Тема: «Автоматизация и эксплуатация рабочего места (кого? бухгалтера, секретаря и т. д.) на примере ООО „Мультиград”».
Цель: определить экономический эффект автоматизации рабочего места… в ООО «Мультиград».
Задачи:
- Обосновать набор экономических понятий, используемых в дипломной работе.
- Рассчитать затраты.
- Разработать экономическое заключение о целесообразности автоматизации рабочего места…
№ 3. Управление персоналом.
Тема: «Системы диагностики при подборе персонала (на примере фирмы ЗАО „Купец”)».
Цель: Дать рекомендации по применению психодиагностических методик для подбора кадров в ЗАО «Купец».
Задачи:
- Провести анализ тематической научно-методической литературы.
- Изучить подходы и методики подбора работников, используемые в российских компаниях разных профилей деятельности.
- Проанализировать применяющийся в ЗАО «Купец» регламент отбора сотрудников.
- Разработать для ЗАО «Купец» рекомендации по использованию современных методов подбора кадров.
Подводя итоги, отметим, что «цели и задачи дипломной работы» – пример не совсем верной формулировки, в которой допускается жонглирование грамматическими категориями русского языка, что в научной речи не приветствуется. Множественное число в этом словосочетании использовать в корне неверно, так как цель ВКР должна быть одна, чтобы не гнаться за двумя зайцами и не растекаться мыслью по древу. А вот задач дипломной работы может и должно быть несколько – только так, взвешенно и поступательно, распланировав стратегию достижения цели, настоящие профессионалы получают результаты, достойные внимания.