Обязательно ли преподавателю «брать дипломника»?
Необязательно. Любой дипломник – это дополнительная нагрузка для преподавателя. Брать ли научное руководство он решает, ориентируясь на количество своих часов лекционных, практических и других занятий, на время, отведенное на обязательную работу с методической литературой. Также учитывается, занимается ли преподаватель какой-либо исследовательской деятельностью на кафедре. Если он только лекции читает, то не сможет обеспечить студента необходимым материалом для написания практической части диплома.
Можно ли пропустить год или несколько лет и не браться за научное руководство?
Можно, если нагрузки по преподаванию и другой работе на кафедре достаточно на занимаемую должность.
Может ли преподаватель выбирать дипломников (то есть может ли преподаватель отказать студенту, если выпускник хочет писать диплом именно под его руководством)?
Может, если преподаватель видит, что тема студенту явно не по плечу. К примеру, для разработки темы диплома придется проводить серию аккуратных механических экспериментов, требующих предельного внимания и усидчивости. Но потенциальный руководитель прекрасно знает, что студент на его занятиях дольше пяти минут не мог сосредоточиться на выполнении какого-нибудь задания, бросал всё на полпути. Да еще появлялся на лабораторных и практических всего пару раз за семестр и вдобавок вечно сдавал его предмет в последний момент. Тогда, конечно, преподаватель откажет студенту в написании диплома под его руководством. Проблемы никому не нужны.
Как на кафедре составляется и утверждается список тем дипломных работ?
Проводится заседание кафедры, на котором научные сотрудники и преподаватели предлагают список тем. Они не берутся с потолка, а согласуются с циклом исследований, которые ведутся кафедрой. Перечень заслушивается, темы корректируются в рамках направлений, допустимых для защиты именно на этой кафедре, и уже после этого предлагаются студентам на выбор.
Часто ли уже в ходе работы приходится менять утвержденную тему?
Корректировки темы возможны, но нежелательны. Глобально темы меняют очень редко, и на это нужны веские причины. Изменить слово, переформулировать тему можно, если в ходе работы студент понял, что он, к примеру, не столько «исследует», сколько «разрабатывает» задачу.
Чем отличаются дипломные работы бакалавров и специалистов? И есть ли кардинальные различия между ВКР специалиста и диссертацией магистра?
Диплом бакалавра – это упрощенный вариант диплома специалиста. Главная задача бакалавра – получить навыки работы с тем или иным материалом (и это касается не только технических специальностей). То есть большую часть ВКР бакалавра составляет качественный анализ литературы, а уже на его основе проводятся эксперименты (как правило, по отработанным методикам). Хотелось бы, чтоб бакалаврские работы привносили что-нибудь новое в мировую науку, но в квалификации бакалавра главное – прикладные знания.
ВКР специалиста и диссертация магистра, на мой взгляд, похожи. В обучении специалистов большое внимание уделяется теоретической подготовке. Магистр должен принимать активное участие в жизни мирового научного сообщества – посещать конференции, писать статьи, представлять тезисы. Магистр выходит из вуза не просто со знаниями. Он должен уметь анализировать, принимать решения, дискутировать и на основе результатов научных споров выдвигать верные, обоснованные теории. Поэтому задача научного руководителя – за 2 года магистратуры привить эти навыки студенту.
Если студент пишет дипломную работу, продолжая исследование, начатое при написании курсовых, какой объем материала из предыдущих работ можно использовать в ВКР?
Большую часть написанных самим студентом работ можно использовать в ВКР, т. к. автор продолжает свои же исследования, поэтому о плагиате речь не идет.
Что больше нравится преподавателям: приверженность студента однажды выбранной теме и ее разработка в курсовых, а затем и в дипломной работе или ежегодная смена тем?
Сложно говорить за всех преподавателей, но мне больше по душе, когда одна тема развивается и рассматривается студентом с разных сторон. В этом случае всегда есть возможность пересмотреть прошлые результаты, подкорректировать выводы, обосновать новые эксперименты, опираясь на старые выводы. В конце концов, при таком раскладе по всем курсовым и дипломным проектам одного студента можно смело выпускать научную статью, что, безусловно, является бонусом при защите диплома.
Что Вы вкладываете в понятие «хорошая дипломная работа»?
Хорошая дипломная работа – это четкая структура, прекрасная проработка литературы, грамотное обоснование темы и ее актуальность, точное и обдуманное проведение экспериментов, новизна результатов (хотя бы в чем-то). Хорошая дипломная работа складывается всегда из двух факторов: ответственный студент + внимательный научный руководитель.
Есть ли дипломные работы, которые запомнились Вам больше всего?
Да, есть. Причем как «моих» так и «чужих» студентов. Называть темы я не буду, но по выступлению ребят было видно, что они отлично разбираются в теме и могут ответить на любой вопрос из зала.
Можно ли отличить работу, написанную на заказ, от сделанной самостоятельно?
Конечно! Это всегда видно. Достаточно задать студенту вопрос на понимание сути практической части. Если он не сможет хотя бы приблизительно дать ответ или найти его в «своей же» работе, то очевидно, что он не писал ее самостоятельно.
Считаете ли вы эффективной проверку дипломных работ системой «Антиплагиат.вуз»? И как введение обязательного контроля уникальности сказалось на качестве ВКР?
Да, эта проверка достаточно эффективна. Ну, во-первых, студенты хотя бы стали читать «собственные» работы и начали переписывать своим языком информацию, которую где-то нашли. Это, безусловно, идет на пользу знаниям выпускников. Кто-то уже понимает, что перерабатывать для поднятия уникальности чужие тексты тяжело, проще всё сразу написать своими словами. Перестали попадаться однотипные вводные части по обзору литературы. Во-вторых, при таком жестком контроле у студентов появляется ответственность за сдачу диплома. Они понимают что «залить» работу в эту систему можно всего несколько раз. Значит, промахов должно быть по минимуму.
Приходилось ли Вам перед защитой дипломника отказываться от научного руководства и почему?
Ну прям перед самой защитой нет, но за несколько месяцев – да, приходилось. Если студент после обсуждения со мной темы диплома и получения полных инструкций по выполнению эксперимента больше ни разу не появился, то как я могу вести его на защиту??? Конечно, в случаях, когда дипломника за год видишь два раза, никакие слезы не помогут. У меня позиция жесткая: не пришел, не сдал, не написал, не успел – это твои проблемы. Я открыта к диалогу, но только в случаях, когда вижу, что людям это важно и нужно.
Бывало ли так, что на защите Вы отстаивали работы своих студентов, спасая их от провала?
И такое бывало. Иногда понимаешь, что студент выкладывается по полной, но эта тема просто не его. Ну неправильно он выбрал факультет и вуз, ну что теперь сделаешь. А не выпускать – жалко, старается ведь человек. Вот тогда, конечно, начинаешь отстаивать и говорить, какой он молодец. Но это все, естественно, только в случае если студент проявляет усердие и есть за что его защищать.
Посоветуете студентам, как написать хорошую дипломную работу.
В первую очередь студент должен быть заинтересован темой. В этом случае все пойдет как по маслу. Работа над дипломом – это непростая задача, требующая ответственности, аккуратности, точности и, конечно, хорошего научного руководителя. Если студенту не очень повезло с научруком (то есть у преподавателя нет времени, чтобы серьезно заниматься с дипломником), тогда просто необходимо найти старшего товарища, который поможет «подумать» над темой диплома, правильно сделать акценты на актуальности и развить главную мысль работы.
Следующий обязательный пункт хорошего диплома – трудоголизм. Не ленитесь писать сами! Любая работа, написанная вами (пусть даже коряво), гораздо лучше интернетовских источников. Продуктивнее прийти на проверку к научному руководителю с тремя абзацами – из них будет ясно, что вы поняли, а над чем еще надо поработать. Самим же будет легче потом на защите, когда начнут задавать вопросы по любому разделу темы (а иногда и не по тексту диплома), а вы уже к этому готовы.
Ну и последнее – хорошо преподносите свой материал. Качественная, доступная и понятная презентация на выступлении, текст к слайдам, ваше речевое сопровождение – это очень важно для восприятия! Иногда бывает, что самые простые ВКР при правильном преподнесении выглядят, как работы, представленные на Нобелевские премии. Так что после написания текстового варианта диплома тут же садитесь за оформление презентационного материала. Удачи!
На вопросы отвечала Ксения Эйдельман, преподаватель МИСиС https://vk.com/eidelmank