Как писать методы исследования в дипломной работе

Методологическая основа исследования описывается во введении к каждой дипломной работе. Этот пункт обязателен, так как выбор способов проведения любых изысканий намечает их ход и влияет на конечный результат: именно грамотный отбор адекватных и эффективных методов исследования определяет глубину изучения проблемы, помогает решить поставленные задачи и служит твердой базой достижения намеченных целей.

Методы исследования в дипломной работе

Под методами научного исследования понимаются теоретические и практические приемы получения знаний, приобретения умений и навыков, сбора данных. Они делятся на две большие категории:

  1. Общие – универсальные для всех отраслей знания.Писать диплом
  2. Частные – применяемые в определенных сферах науки.

Методы исследования в дипломе подбираются из арсенала этих двух групп.

Общенаучные методы

Эти приемы исследовательской работы применяются со времен Античности и философами, и математиками, и историками и относятся к базовым, так как подходят и для теоретических разработок, и для практических экспериментальных проектов в качестве методов обработки литературных источников, документов, эмпирических данных, статистических сведений.

Универсальные методы исследования для диплома

Название Суть
1. Анализ
  • Последовательное описание объекта на основе его умозрительного разложения на составные части.
  • Изучение основных принципов через характеристику частных положений.
  • Детальное рассмотрение, разбор фактов, явлений.
2. Синтез
  • Характеристика объекта через описание связей и зависимостей его частей.
  • Обобщение, соединение.
3. Сравнение Сопоставление для выявления различий или сходств явлений, предметов.
4. Дедукция
  • Логическое выведение частных положений из общей мысли.
  • Обнаружение отдельных следствий общих достоверных положений, фактов.
5. Индукция
  • Рассуждение в направлении от частных фактов и положений к общим выводам.
  • Заключение о признаках или качестве множества элементов на основании их изучения у определенной показательной части компонентов всего множества.
6. Формализация Передача сущности или структуры объекта в знаковой модели с помощью математических символов, формул, схем.
7. Конкретизация Рассмотрение объекта в реальных условиях существования.
8. Абстрагирование Намеренное отвлечение от каких-либо несущественных сторон явления или предмета с целью выделить его главные свойства, признаки, качества и связи.
9. Системный анализ Оценка объекта как системы с учетом факторов, оказывающих влияние на ее существование или функционирование.
10. Моделирование

Замена явления или предмета аналогом, обязательно содержащим важные признаки оригинала.

11. Классификация Распределение предметов и явлений по определенным группам на основании общих признаков или отдельного показателя.
12. Эксперимент
  • Воспроизведение явления или наблюдение за ним в определенных условиях.
  • Опыт, нацеленный на проверку – подтверждение или опровержение – теоретических положений.
Методология исследования в дипломе по любой специальности обязательно включает как минимум два самых распространенных способа научного познания – анализ и синтез.

Частные научные методы исследования в дипломе

Наравне с универсальными в каждой научной отрасли применяются соответствующие ее объекту и предмету особые методики изучения материала, сбора и обработки информации, проведения экспериментов.

Пример частных методов исследования в дипломной работе

Экономика Педагогика, психология Филология
  • Анализ: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический.
  • Экономико-математическое моделирование.
  • Метод финансовых коэффициентов.
  • Сценарный метод прогнозирования экономических явлений.
  • Метод единства исторического и логического.
  • Построение экономических гипотез.
  • Метод «при прочих равных условиях».
  • Изучение продуктов творчества учеников.
  • Интервью.
  • Беседа.
  • Изучения групповой дифференциации.
  • Включенное наблюдение.
  • Педагогические контрольные испытания (тестирование).
  • Анкетирование (опрос).
  • Ранжирование.
  • Шкалирование.
  • Регистрация.
  • Анализ: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический.
  • Лингвистический эксперимент.
  • Биографический метод.
  • Контент-анализ.
  • Лексикографическая статистика.
  • Дифференциальный анализ оппозиций.
  • Нарративный метод.
  • Дихотомия.
  • Трансформационный синтез и анализ.
  • «Конкретное литературоведение».
  • Семиотический метод.

Пример описания методов исследования в ВКР

Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
  2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
  3. Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
  4. Обработка полученных экспериментальных данных
  5. Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

  1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
  2. Наблюдение.
  3. Беседа, анкетирование.
  4. Анализ продуктов деятельности детей.
  5. Изучение медико-педагогической документации.
  6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.

Методы исследования в дипломной работе должны полностью соответствовать заявленным задачам, чтобы дать автору возможность получить исчерпывающе полную и объективную информацию о конкретном предмете изучения. Ошибка при выборе способов и приемов проведения изысканий приведет к неполноте массива собранных данных или их субъективности, что может повлечь за собой неверные выводы. Поэтому при перечислении использованных в дипломной работе методов, особенно частных, желательно обосновать их выбор – уточнить, почему именно они подходят для изучения предмета и объекта исследования.

Автор статьи:

Материал обновлен: 02.04.2019 г.

Рейтинг помощников в написании диплома

  1. Homework

  2. Автор 24

  3. Zaochnik.ru

  4. Work5

  5. Напишем.ру

ТОП-5 сервисов в помощь

  • Антиплагиат.ру

    Популярные программы поиска заимствований в курсовых и дипломных работах.

  • Sinonim.org

    Один из немногих качественных онлайн-словарей синонимов русского языка.

  • Classes.RU

    Самый полный онлайновый словарь синонимов.

Читайте далее

Отзывы и обсуждения

Терминология

  • Методы исследования в дипломной работе – это конкретные научные приемы теоретического и практического изучения объекта и предмета, а также проведения исследования в целом.
  • Научный консультант дипломной работы – это приглашенный, как правило, руководителем студента, научный работник, который консультирует выпускника по отдельным вопросам темы ВКР. Обычно к помощи внешних специалистов прибегают магистранты.