Содержание
Методы исследования в дипломной работе
Под методами научного исследования понимаются теоретические и практические приемы получения знаний, приобретения умений и навыков, сбора данных. Они делятся на две большие категории:
- Общие – универсальные для всех отраслей знания.
- Частные – применяемые в определенных сферах науки.
Методы исследования в дипломе подбираются из арсенала этих двух групп.
Общенаучные методы
Эти приемы исследовательской работы применяются со времен Античности и философами, и математиками, и историками и относятся к базовым, так как подходят и для теоретических разработок, и для практических экспериментальных проектов в качестве методов обработки литературных источников, документов, эмпирических данных, статистических сведений.
Универсальные методы исследования для диплома
Название | Суть | |
---|---|---|
1. | Анализ |
|
2. | Синтез |
|
3. | Сравнение | Сопоставление для выявления различий или сходств явлений, предметов. |
4. | Дедукция |
|
5. | Индукция |
|
6. | Формализация | Передача сущности или структуры объекта в знаковой модели с помощью математических символов, формул, схем. |
7. | Конкретизация | Рассмотрение объекта в реальных условиях существования. |
8. | Абстрагирование | Намеренное отвлечение от каких-либо несущественных сторон явления или предмета с целью выделить его главные свойства, признаки, качества и связи. |
9. | Системный анализ | Оценка объекта как системы с учетом факторов, оказывающих влияние на ее существование или функционирование. |
10. | Моделирование |
Замена явления или предмета аналогом, обязательно содержащим важные признаки оригинала. |
11. | Классификация | Распределение предметов и явлений по определенным группам на основании общих признаков или отдельного показателя. |
12. | Эксперимент |
|
Частные научные методы исследования в дипломе
Наравне с универсальными в каждой научной отрасли применяются соответствующие ее объекту и предмету особые методики изучения материала, сбора и обработки информации, проведения экспериментов.
Пример частных методов исследования в дипломной работе
Экономика | Педагогика, психология | Филология |
---|---|---|
|
|
|
Пример описания методов исследования в ВКР
Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
- Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
- Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
- Обработка полученных экспериментальных данных
- Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:
- Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
- Наблюдение.
- Беседа, анкетирование.
- Анализ продуктов деятельности детей.
- Изучение медико-педагогической документации.
- Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.
Методы исследования в дипломной работе должны полностью соответствовать заявленным задачам, чтобы дать автору возможность получить исчерпывающе полную и объективную информацию о конкретном предмете изучения. Ошибка при выборе способов и приемов проведения изысканий приведет к неполноте массива собранных данных или их субъективности, что может повлечь за собой неверные выводы. Поэтому при перечислении использованных в дипломной работе методов, особенно частных, желательно обосновать их выбор – уточнить, почему именно они подходят для изучения предмета и объекта исследования.