Творчество в различных профессиях

Часть первая, техническая и естественно-научная

Связь

Как известно, XX век окончательно поставил крест на проблеме расстояний между людьми. Радио, изобретенное Поповым и Маркони в конце XIX века, трансформировалось в такие общеизвестные технологии, как сотовая и спутниковая связь, беспроводный интернет, телевидение. Эти технологии продолжают модифицироваться и развиваться, причем темпы развития таковы, что за 5–10 лет могут смениться одно, а то и 2 принципиальных поколения устройств или стандартов. Соответственно, компаниям-лидерам в этой отрасли жизненно необходимы грамотные инженеры в самом широком смысле слова. Проектировщики, исследователи, разработчики программного обеспечения, схемо- и системотехники, конструкторы – список требуемых профессионалов можно продолжать еще очень долго. Главное – это должны быть профессионалы своего дела. Как стать таким? Во-первых, выбрать для учебы приличный втуз – уровня МГТУ, МТУСИ, МИРЭА, МАИ, чтобы быть уверенным в том, что преподаватели смогут ответить если не на все, то на большинство вопросов и помочь сориентироваться в интересующей области техники и знания. Во-вторых, попытаться попасть в НИРСы (сокр. от научно-исследовательская работа студентов), проводимые при участии крупных компаний-лидеров рынка связи. Участие в таких НИРСах не только даст шанс на дальнейшее трудоустройство в компанию-участницу, но и преподаст вам столь необходимые сугубо практические знания и навыки.

Что же касается перспектив для творчества, то их в связи очень много – антенная техника, проблемы теплоотвода от элементов в условиях уменьшения пространства устройств (миниатюризация), стандарты для беспроводной передачи данных (всех радиусов действия), схемотехника абонентских и базовых станций, программное обеспечение для элементов сетей (биллинг, базы данных, реестры пользователей).

Это далеко не полный список направлений, в которых творческий подход жизненно необходим.

Энергетика

Электрическая лампочка, в которой отражается дерево.Проблемы этой отрасли народного хозяйства тесно соединены с проблемами связи. Современные сотовые телефоны напоминают по своим возможностям микро-ЭВМ – со всеми вытекающими последствиями в виде огромного энергопотребления. Последние шедевры от Nokia, Qtek при условии использования всех возможностей могут работать от аккумулятора не больше нескольких часов – очень часто приходится использовать коммуникаторы включенными в сеть питания. Решение проблемы – использование для создания процессоров более тонкий технологический процесс и применение более емких аккумуляторов.

В принципе, уже есть возможность изготовления так называемых топливных элементов – аккумуляторов, умеющих самостоятельно восстановить часть заряда за счет химических реакций между веществами в своем составе. Но эти устройства отличаются большими размерами: такова плата за использование химических реакций. А электроника в последнее время движется по пути миниатюризации – как самих устройств, так и элементов питания. Что же касается массы, то даже небольшой аккумулятор значительно увеличивает массу всего устройства. Поэтому ставится задача изготовления элементов питания большой емкости, но с ограничениями по массогабаритным характеристикам.

Решение подобных задач – это проблема для ведущих компаний-производителей мобильной аппаратуры. А что касается вопросов подготовки творчески и технически подкованных специалистов – добро пожаловать в энергетические и радиотехнические вузы. Придется изучить химию радиоматериалов, технологию и конструирование, вторичные источники питания и теплотехнику.

Решение такой задачи позволит не только обеспечить мобильным устройствам больший срок жизни, но и дать новое направление энергетике.

Есть и другая задача. Запасы углеводородного топлива не безграничны – приходится обращать внимание на восстановляемые виды энергий – солнечную, ветровую, результаты переработки органических отходов. Если результатом изысканий общей стоимостью в несколько миллиардов долларов станет получение нового вида топлива, то человечество получит еще один шанс выжить!

Нанотехнологии

Важность нанотехнологий в современном мире. Одна из наиболее молодых и бурно развивающихся отраслей содержит в себе большое количество нерешенных задач. Причем решение хотя бы одной означает гигантский рывок вперед и, как вариант, присвоение справившемуся с ней Нобелевской премии. С другой стороны, работа с нанотехнологиями – это работа целых НИИ или как минимум отделов. Помимо диплома о высшем образовании может потребоваться и ученая степень – причем полученная за работы в области нанотехнологий. То есть путь к славе тернист и далек – следует хорошо подумать перед тем, как выбрать эту стезю.

Космос

С одной стороны, приток сюда кадров со свежими идеями жизненно необходим, с другой – всё-таки космическая техника требует консервативного подхода из-за большой стоимости производства и эксплуатации. Любые новшества в космической технике и системах жизнеобеспечения требуют проверки в реальных условиях – то есть в космическом пространстве. А теперь представьте себе: сколько стоит изготовить образец и запустить его на орбиту? Поэтому требуется большое количество времени и средств, прежде чем испытать даже самое незначительное улучшение того или иного устройства или прибора. Космос не прощает ошибок – и единственной ценой ошибки в расчетах или при проектировании будет человеческая жизнь. А зарплата в НИИ и КБ, работающих на космос, крайне мала; это работа для фанатов своего дела. И получается, что за нищенскую зарплату возлагается огромная ответственность.

Физика

Альберт Эйнштейн на фоне классной доски. Здесь до сих пор остаются белые пятна, и интерес к ним не ослабевает. Львиную долю проблем физики составляют проблемы ядерной физики и квантовой механики. К примеру, в Дубне до сих пор открывают тяжелые элементы, экспериментируют с различными установками. Теоретическая физика с трудом продирается сквозь математические препятствия: возможностей современной математики уже не хватает для описания и объяснения результатов исследований и расчетов.

Иными словами, в научной сфере творческие люди как были востребованы, так и продолжают таковыми оставаться. Но вот заманить молодежь в ученые уже нечем. В отличие от прикладных исследований, результаты теоретических изысканий, да еще и в такой специфической сфере, интересны лишь относительно небольшому кругу лиц – тем же коллегам-ученым.

Как можно обобщить вышенаписанное? Да, творческие люди нужны во многих отраслях, но вот что делается для того, чтобы привлечь туда молодежь? Там, где в основном работают частные инвесторы и вращается частный капитал, всё в порядке – и зарплаты приличные, и с испытательной базой нет проблем. В научные разработки вкладываются немалые средства. Это если говорить о связи и энергетике. Для нанотехнологических разработок средства из государственного бюджета выделяют и обещают выделять солидные, но путь для творческого человека невообразимо тернист и далек. В солидные НИИ попасть, даже имея красный диплом, непросто. Нужна реальная работа – для начала в тех же НИРС, написание статей, проект диссертации. В общем, «попробовать, если не получится – бросить» здесь не выйдет. Для того чтобы «попробовать», уже нужно приложить немало усилий.

Часть вторая, гуманитарная

Мы привыкли делить науки на точные и.... вольные? Как бы не так! Конечно, в гуманитарных науках вы не найдете ни формул, ни уравнений, ни даже однозначных ответов на конкретные вопросы. Успех в истории и филологии зависит от способности приподняться над реальностью и увидеть обычные вещи и факты с необычной стороны – но не спешите делать выводы об абсолютной вольнице, которая якобы ожидает вас на стезе гуманитаристики.

Что же может помешать воплощению ваших блестящих фантазий? Во-первых, это известная консервативность научного сообщества. Отважитесь заняться наукой — вашим претензиям на уникальные открытия, искрометные интерпретации придется сосуществовать с академическими формальностями, архаичными взглядами ученых мастодонтов, скепсисом к новым идеям и тенденциям со стороны членов ВАК. Но зачастую эти преграды лишь закаляют молодого ученого, заставляя его более основательно доказывать свои выводы. К тому же у любой авангардной идеи (если она действительно актуальна и перспективна) всегда найдутся приверженцы – такие же молодые авантюристы.

Гораздо сложнее обстоят дела в прикладных сферах (PR, реклама и др.), ведь широкое общественное мнение и вкусы масс – более суровые судьи, чем профессора и академики. Важно, что любая практическая деятельность гуманитария рискует оказать серьезное влияние на общество, а это неизбежно требует осознания ответственности. Если инженер-энергетик, сконструировав ненадежный аккумулятор для сотового телефона, омрачит жизни потребителей небольшими финансовыми потерями и минутным разочарованием, то педагог, «запускающий» новую образовательную программу, бесповоротно меняет сознание своих учеников и их дальнейшую жизнь. Не только педагог, но и любой гуманитарий рискует быть услышанным, и именно с этой активной включенностью в жизнь общества связаны не только все безграничные просторы, но и все ограничения в деятельности гуманитария.

История

Древние свитки и пергаменты лежат на столе. Со времени возникновения этой науки и по сей день ведутся споры о значении истории для общества. Некоторые понимают историка как учителя жизни, их оппоненты видят в этих исследователях только хранителей чистого, не прикладного знания о прошлом и считают историю лишь способом удовлетворить собственное любопытство за казенный счет. Но сам факт существования профессии историка говорит о странной потребности общества в знании прошлого.

Было бы ошибкой свести деятельность историка только лишь к выкапыванию доселе неизвестных фактов, хотя и здесь еще много простора для работы – не раскопанные курганы дожидаются археологов, многие памятники древней письменности еще до конца не расшифрованы, документы, затерянные в архивах, ждут огласки. Но основная задача, которую ставит общество перед историком – это интерпретация, т. е. поиск нового значения исторических фактов, событий, эпох. Например, в конце XIX века было принято интерпретировать монгольское иго как катастрофу, приведшую к краху древнерусской культуры, а многие современные исследователи видят в тех же фактах причину объединения разрозненных княжеств и начало российской государственности. Сейчас много говорят о переиначивании и даже «подмене» истории, однако опасения напрасны: это абсолютно естественный процесс. Общество ищет в истории не сухие факты, а свою сопричастность с прошлым. Общество меняется и каждый раз требует заново пересказывать историю – так историк сам становится ее автором.

Все это неизбежно приводит к модернизации самой науки – появляются новые области знания, такие как микроистория (или история повседневности), история материально-бытовой культуры, история моды. Эти, сравнительно молодые и еще малоосвоенные, направления нуждаются в молодых и азартных исследователях.

Реклама

По одежке встречают не только человека, но и товары. Предпринимателю, чтобы добиться успеха и стать миллионером, недостаточно разработать грамотный бизнес-план и наладить производство: товар еще нужно «одеть» и представить потребителю. Основная цель рекламы – заставить покупателя «правильно встретить» и, в перспективе, полюбить товар.

В рекламе занято множество самых разных специалистов – это и дизайнеры, и копирайтеры, режиссеры и операторы рекламных видеороликов, медиа-аналитики, социологи, бренд-менеджеры и т. д. Венчает эту пирамиду маркетолог. Всех этих специалистов, работающих в рекламе, объединяет одна задача – и сковывают одни и те же проблемы. В системе рекламы самым обидным для творческого человека оказывается критерий оценки его идеи – нет, это не эстетичность, не оригинальность, не остроумие... Качество идеи измеряется количеством денег, которые заказчик заработал с ее помощью.

Молодой человек с рупором.

В этой жесткой реальности самыми уязвимыми оказываются люди творческих профессий, или, как принято называть их в рекламе, – креаторы. «Подрезать крылья» творческой фантазии стремятся, с одной стороны, маркетологи, а с другой – непосредственно заказчики. И это стремление вполне объяснимо, ведь за ним стоит потребитель со своими вкусами, в большинстве случаев не совпадающими со вкусами креатора, а предприниматель и маркетолог в первую очередь экономисты, и как экономистам им необходимо сократить риск – ведь производство любой рекламной продукции дело достаточно дорогое. Но как быть творческому человеку? Существует несколько конструктивных путей: во-первых, смириться, подчиниться воле рынка, заменить творчество технологией, зарабатывать вполне приличные деньги и прозябать по полгода где-нибудь в Гоа... Второй выход более компромиссный: дело в том, что все штампы, которые заменяют в рекламе живую творческую мысль, рано или поздно «замыливаются» и перестают работать: согласитесь, нельзя до бесконечности смотреть на оттертую до блеска половину монеты и тонны фруктов, падающих в йогурт... И тут наступает время для блестящей идеи – и ваш «звездный час». Наконец, третий, самый сложный путь – это «стать в позу», отказываться от выгодных заказов в пользу собственных интересов, самому выбирать себе заказчиков. К сожалению, этот путь губителен для начинающих креаторов, зато специалистам, уже зарекомендовавшим себя удачными проектами, такое поведение рано или поздно принесет почет в рекламном обществе.

У маркетолога дела обстоят гораздо сложнее. В своей работе он опирается не на творческую интуицию, а на данные социологических исследований. Наиболее радикальные маркетологи вообще отвергают творчество в рекламе и предпочитают пользоваться специальными каталогами образов и символов, где собраны все возможные графические элементы и разъяснены возможные эмоции, которые они вызывают. С точки зрения рынка, это разумный ход, но мыслимо ли развитие в этих тесных рамках? Безусловно! Во-первых, сознание покупателя постоянно меняется – а маркетолог в ответ на это должен тонко анализировать изменение запросов общества и адекватно на них реагировать. К тому же большинство стандартных рекламных ходов разработаны на Западе и требуют адаптации к российскому потребителю. Во-вторых, если всем прочим работникам рекламы вездесущий рынок ограничивает творческий потенциал, то у маркетолога есть возможность самому управлять рынком.

PR

PR-акция в ресторане. Пожалуй, самая свободная профессия. Ее ограничивают только нормы приличия, принятые в обществе – ведь PR-акция, будь то газетная статья или мероприятие, должна привлекать, а не отпугивать. Эта профессия требует от человека общительности, креативности, аналитического мышления и беспринципности. Клиенты пиарщика — а ими могут оказаться компании, политические партии, какой-нибудь товар или некая личность — должны получить отдачу в виде общественного резонанса. Он творец новостей. Его задача – создать общественное мнение о своем клиенте.

Культурология

Эта самая молодая гуманитарная наука, несмотря на давление и скепсис со стороны классических дисциплин, по праву считается и самой популярной. Помимо непосредственно культурологов под ее широкое крыло приходят и специалисты из других областей, чьи идеи не вмещаются в русло «классических» дисциплин. Несмотря на чрезвычайную сложность теоретической части, результаты практических исследований оказываются невероятно увлекательными и актуальными. В этой области от исследователя требуется помимо академической выучки еще и оригинальность, наблюдательность и острый ум.

Творческие возможности обусловлены здесь множественностью определений самой культуры. Современные словари предлагают более четырехсот дефиниций культуры – и «ваша культурология» будет зависеть от того определения, которое вы сами выберете. Однако стоит обозначить самые актуальные на сегодняшний день направления.

Западный аналог культурологии – cultural studies. Внимание этих специалистов приковано к современной массовой культуре. Они умеют задавать вопросы тому, что кажется очевидным и недостойным внимания, но ведь постичь человека можно только узнав о его обыденности, о тех вещах, которые окружают его повседневно. Все достижения массовой культуры становятся у них материалом для исследования, а результаты этих исследований пользуются спросом у тех, кто рассчитывает завоевать сердца масс. Каждый от клипмейкера до политика нуждается в таких специалистах, однако в нашей стране подобными исследованиями занимаются всего несколько человек...

Пожалуй, самое занимательное воплощение культурологии – это футурология, наука о будущем. Футуролог не имеет отношения к предсказаниям, ясновидцам и прочей мистике — он совмещает доскональное знание настоящего с маленькой фантазией и вычисляет возможные пути истории. Потребность в таких специалистах испытывают те, кто занимается стратегическим планированием, но на данный момент этих потенциальных потребителей гораздо больше, чем футурологов.

Ценность культурологического образования не столько в практических навыках, сколько в расширении кругозора и, пожалуй, самое важное — в усвоении нового современного образа мышления. Специалистам с таким образованием открыта любая сфера деятельности – от хранителя музея до того же политика.

Здесь рассказано лишь о некоторых гуманитарных дисциплинах, но такой выбор не случаен. С одной стороны, все они по-своему уникальны: история – самая старая «классическая» дисциплина; PR и маркетология – самые прикладные; культурология – самая юная и азартная. Но, в то же время, они обнажают и типичные проблемы гуманитаристики.

Задумываясь о возможности реализовать свой творческий потенциал, стоит помнить, что основная задача любо гуманитарного образования – направить студента «на путь истинный», показать многогранность реальности и снабдить инструментами для ее постижения, научить думать современно. Усвоив этот широкий взгляд на мир, вы каждый день будете открывать для себя новые горизонты.

Автор статьи:

Материал обновлен: 07.01.2024 г.

Отзывы и обсуждения