Распространенная жажда получить популярную специальность не то чтобы нуждается в критическом осмыслении - она на такое осмысление напрашивается. Поначалу кажется странным, что многие хотят одного и того же, хотят быть как все. Ведь это уже не подростковое желание быть принятым в компанию веселых сверстников, а что-то другое. Что?
Неудобные мысли
Стремление получить популярную специальность – это стремление принять популярное решение. Популярное решение – это распространенное и тривиальное решение. Отнюдь не новаторское. Это не то чтобы стремление не думать вообще (вы же отдаете себе отчет в том, что вам придется работать, а значит, и думать) – это стремление поменьше думать при выборе профессии.
Стоит решить, среди каких возрастных и профессиональных групп вам важна популярность. Например, неужели в среде финансистов действительно очень популярны финансисты?
Если человек хочет быть популярным всегда, то, наверное, он рассматривает популярность как защиту от чего-то. От чего?
Если человек не хочет быть неизвестным, то, возможно, известность для него – это доказательство собственного существования?
А может быть, стремящийся к престижу хочет, чтобы визитная карточка известной профессии разрешала ему никому ничего не доказывать?
Далее не будет ответов, потому что на эти вопросы никто вам не ответит лучше вас самих.
Просто приведем некоторую информацию.
Факты
Ректоры престижных российских вузов почему-то заявляют российским СМИ, что почти 90% студентов-экономистов не владеют эконометрикой и не могут работать с данными вообще.
И что 80% юристов недостаточно компетентны и работать по специальности у них также не получится.
И что 42% юристов учатся в непрофильных вузах – и не могли бы получить в профильных даже второе соответствующее высшее образование.
А еще не всякий человек с дипломом управленца сможет успешно руководить Саяно-Шушенской ГЭС – и прежний, и новый ее директора являются инженерами.
Выше только звёзды
Хотите непременно рейтинговую специальность – изучайте рейтинги.
А рейтинги бывают разными. Относительно недавний опрос портала "Headhunter" был посвящен профессиям, о получении которых их обладатели сожалеют. «Звездное» образование в сферах, во-первых, экономики, а во-вторых, менеджмента угнездилось на вершине этого печального хит-парада. Причина – в несоответствии знаний, почерпнутых из лекций, потребностям работодателей. Скажем и о третьем месте: считающееся надежным техническое образование тоже разочаровывает многих из тех, кто его получил. Довольны своим образованием гуманитарии, маркетологи, рекламисты, пиарщики.
После этого необычного рейтинга уже с сомнением относишься к привычным перечням популярных профессий от «Левада-центра» (банкир, звезда эстрады и судья) и от ВЦИОМ (менеджеры, агенты, управленцы, консультанты). Да, эти профессии действительно популярны, социологи посчитали правильно. Ну и что? Что это значит лично для вас?
Пресс-служба Федерального агентства по образованию сообщала, что наиболее востребованными оказались бюджетные места по таким специальностям и направлениям подготовки, как «Гуманитарные науки», «Морская техника», «Сфера обслуживания», «Архитектура и строительство», «Информационная безопасность», «Геодезия и землеустройство». Уже несколько другая картина, согласитесь? Любопытна она прежде всего тем, что на первый план выходят специальности, о которых вообще-то не худо бы хоть что-нибудь узнать. Равно как и о том, а почему они оказались популярными. Вдруг вы что-то пропустили?
А невостребованными оказались направления «Образование и педагогика» и «Металлургия, машиностроение и металлообработка». Но разве это остановит тех, кто уже сегодня чувствует в себе потенциал великого педагога или металлурга?
Не стоит обходить стороной и другие данные – к каким специальностям выпускники школ были готовы хуже всего. Эту статистику приводил ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. Самый низкий средний балл ЕГЭ у первокурсников был на специальностях «Природообустройство и защита окружающей среды» – 54,7, опять же «Металлургия и машиностроение» – 56,8, «Транспортные средства» – 57,5, «Лесные ресурсы» – 57,8. Никто не будет спорить, что всё это важные для страны области. Важные – и при этом непопулярные.
Белизна воротничка
Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна – это утверждение, взятое из песни о работниках правоохранительных органов, на самом деле касается любых профессий: как популярных, так и непопулярных. В каждой работе есть свои трудности и подводные камни. А с виду может быть всё гладко.
И вообще, почему-то приятнее глазу, колоритнее, драматичнее, двигательно интереснее часто выглядят физический труд, рабочие профессии, ремесло. А профессию одного офисного работника по фотографии не так-то просто отличить от профессии другого, пусть даже бумаги на их столах по содержанию кардинально различаются. Значит, придется перестать обращать внимание на внешнее – и задуматься.
Рекомендуемая широта кругозора
Кстати, о чем можно думать при выборе профессии, если в вашей голове уже кружатся образы популярных специальностей?
Например, о том, какие науки изучают сам феномен популярности. О том, грамотно или банально построено продвижение той или иной профессии в ваши умы и намерения.
Если вы всю профессиональную жизнь собираетесь быть верны популярной специальности, то вы обязаны всегда быть на плаву, а для этого придется изучить теоретические основы популярности. Да-да. Старшекласснику, наравне с демонстрационными вариантами ЕГЭ, понадобится штудировать книги о рекламе и пиаре, которые изучают в вузах, а то и позднее. По прочтении сразу станет видно, сами ли юристы и экономисты искренне рекламируют, как им нравится работать, или их «пиарит» тот, кто смотрит на них со стороны. Почему юриспруденция и экономика считаются популярными специальностями – это у них пиар такой или их так рекламируют?
Неплохо прочитать и Станиславского, а также других деятелей театра о работе актера над ролью – в общем, углубиться в театроведение, ведь вы всё еще желаете быть по сути актером в любой популярной профессии – и будете им до тех пор, пока не узнаете об этой профессии существенно больше. Да и вряд ли вы сами хотели бы иметь дело с таким лицедеем.
Итак, любителю популярности стоит разграничить для себя понятия: реклама, связи с общественностью, паблисити, лоббирование, промывание мозгов, агитация, пропаганда, демагогия и сарафанное радио. А еще неплохо бы знать о так называемой когнитивной свободе– о свободе познания. Увы, поначалу кажется, что все эти термины не имеют отношения к сфере профориентации. И напрасно. Имеют.
Слава и специализация
При работе внимание человека направлено не столько на всю отрасль, сколько на конкретную узкую задачу. Так что популярность профессии не отменяет необходимость точной специализации внутри нее – даже если и эта специализация выбирается не потому, что она действительно вам интересна, а потому, что так кажется удобнее.
Слава и комфорт – это не одно и то же. Известные комментаторы вполне могут работать в горячих точках, например. А юристы бывают в том числе и прокурорами, и следователями. А если вы хотите непременно комфорта в профессии, бережете нервы для семьи, то изучите, какие бывают юристы (экономисты, финансисты, банкиры и пр.); возможно, есть такой их сорт или подвид, который не особенно рискует и нервничает. Однако лет через десять может оказаться, что вам всё наскучило и вы хотите начать жить по-настоящему.
Профессии кассира или инкассатора, вроде бы относящиеся к популярной группе экономических профессий, сами по себе не популярны. Вообще человеческие занятия внутри каждой из групп профессий популярны неодинаково, справедливо ли это?
На престижные специальности вовсе не зазорно поступать, пусть это и звучит парадоксально после всего сказанного выше. Просто можно их не возвеличивать – а относиться к будущему делу жизни по-хозяйски и с умом. Вникать. Имеет смысл изучить отечественные реалии выбранной профессии – просто читайте всё, что пишут о ней в России. А также – ее зарубежный образ; особенно это важно, если за рубежом эта профессия пользуется большим уважением, чем здесь. о
Популярно о престижном
Увы, популярность престижных профессий еще не означает, что о них многое известно широким массам. Сколько бы выпускников школ ни поступали на юриспруденцию, это не побудит вас открыть судебные речи Анатолия Кони и погрузиться в стихию права. А вот если вы сами захотите ознакомиться с этими текстами – другое дело.
Или если, скажем, будущий экономист всё-таки прилежно читает романы Драйзера, пронизанные духом расчета, он вряд ли назовет навскидку аналогичные произведения о профессии врача или инженера – и в результате честной профориентации (с равной информированностью обо всех профессиях) не получится.
Здесь повезло не столько практическим и «денежным» профессиям, сколько чистой науке: сложилась целая школа ее популяризаторов. Поэтому, чтобы узнать больше об интересной вам популярной специальности, следует брать за образец то, как принято «интересно рассказывать» подрастающему поколению о той или иной научной области.
Популяризаторы науки ставят себе цель доходчиво говорить о науке. А профессия, занятость в которой, по слухам, обеспечена хорошей зарплатой, как бы вынуждена говорить сама за себя – и не всегда делает это внятно. Поэтому старайтесь сами прояснить для себя то, что вам неясно в отношении престижных профессий. Не скатываясь к примитивным представлениям, пытайтесь, напротив, уловить суть сложных моментов профессии, а для этого беседуйте со специалистами. Старайтесь найти таких профессионалов, которым действительно интересно работать.
В новостях науки весьма часто появляются сообщения о генетике и нанотехнологиях. Чаще, чем о чем-либо другом. Критики этого явления полагают, что на самом деле в этих областях более скромное количество открытий – во всяком случае, такое же, как и на других научных фронтах. А вас это может навести на размышления, в каком состоянии сейчас находится престижная профессия, интересующая вас, делаются ли там прорывы, открытия – или всё идет по старинке, и год от года меняется только покрой одежды, покупаемой на большую зарплату.
Занимательный рассказ о том, что уже хорошо известно науке, дается проще, чем попытки объяснить не до конца исследованные области. Похожее происходит и с профессиями – легче узнать то, чем занимаются профессионалы из года в год, чем осветить ситуацию в той или иной профессии в условиях мирового кризиса.
Наконец, кто не слышал о ванне Архимеда, яблоке Ньютона или вечном двигателе? Подобными мифами истинная картина науки как минимум не исчерпывается. Между тем уровень общественного знания о, казалось бы, престижных профессиях часто не доходит даже до подобного минимума. Подумайте, какая история могла бы служить таким мифом для интересной вам престижной профессии. А потом – подумайте, какое реальное информационное пространство могло бы контрастировать с этим мифом. Задумываясь о профессиях, осваивать придется именно это пространство – не отвлекаясь на иллюзии. Начните его искать.