Вероятно, вы видели немало загнанных школьных учителей. Однако вот парадокс: человека, действительно владеющего такой профессией, она развивает. Развивается и тот, кто формирует в себе педагогическую жилку, чем бы ни занимался в жизни. Он понимает других и знает себя. А преподавание - посильнее, чем духовные поиски на досуге.
Несмотря на походы в школу
Когда-то в нашей стране старшеклассников пытались знакомить с основными, или массовыми, профессиями: водили на экскурсии в больницы и на предприятия; устраивали встречи с известными врачами, строителями… А есть одна такая массовая профессия, при выборе которой, казалось бы, и не надо никаких профориентационных экскурсий. Это профессия педагога. Вроде бы каждый знает, как работают учителя, так что ошибок в выборе быть не должно. И тем не менее огромное количество абитуриентов идут в педуниверситеты не по призванию, от чего, конечно, неизбежно страдают – а кое-кто и всю жизнь себе калечит.
Роль ученика не дает возможности понять ни сути, ни специфики педагогической работы. Да, мы достаточно насмотрелись на учителей и школу, но уровень осознания особенностей профессии всё равно очень низкий: не с чем сравнивать, никогда не задумывались о ней серьезно, нет возможности «влезть в шкуру учителя», почувствовать эту работу изнутри.
Барышня и хулиган
Не секрет: бывшие примерные ученицы-отличницы часто становятся очень плохими учительницами: и сами мучаются, и детей мучают. А вот из бывших хулиганов, которые, будучи учениками, терпеть не могли школу, нередко получаются прекрасные педагоги.
Такая странная, на первый взгляд, закономерность связана с тем, что педагогическая работа – творческая: такая, где нужно не аккуратно исполнять чьи-то приказы, а всегда принимать самостоятельные решения, притом часто в условиях дефицита времени, в остром цейтноте. Есть люди, которым самостоятельность нравится. Но таким людям обычно не нравится учиться в школе: почти ничего не решать самому, подчиняться расписанию, учителям и школьным правилам. Зато самостоятельному человеку может очень понравиться работать в школе. Просто это совершенно другая социальная роль.
А послушная девочка-отличница хорошо исполняет распоряжения, умеет подчиняться – однако в условиях, когда нужно всё решать самой, теряется, чувствует себя плохо, у нее ничего не получается.
Значит, для успешной работы в школе нужно обладать вот таким особым качеством – самостоятельностью. Качество это воспитывается, оно не врожденное, но учиться быть самостоятельным лучше лет с двух-трех, а не с 18-ти. Конечно, всякое бывает, можно измениться и в зрелом возрасте — но так всё же происходит редко. Если вы несамостоятельны и не собираетесь себя мучить, занимаясь самовоспитанием, то вам педагогическая профессия не подходит.
Идем в педагоги?
Как вы думаете: учитывают наши абитуриенты подобные закономерности, когда выбирают, куда им поступать? 99 из 100 не учитывают. Просто не понимают этого. А когда поймут? Может быть, никогда. Или годам к тридцати! А у вас есть шанс понять прямо сейчас, только вчитайтесь.
Итак, что же нужно знать, дабы не допустить ошибки в выборе именно педагогической профессии?
Это очень трудная работа, когда относишься к ней мало-мальски добросовестно. Особенно сказанное касается школьных учителей, и особенно филологов (у них два предмета, большая проверка тетрадей). Подумайте: готовы ли вы отдавать своей работе большую часть своего времени, сил, своей души и ума?
Если вы не считаете профессию педагога очень интересной, она вас изначально не увлекает, вы, скорее всего, не выдержите ее трудностей. Учтите: чтобы быть успешным в ней – нужно романтически относиться к ней, нужно ее идеализировать. Идеализм – доказано – чрезвычайно помогает преодолевать практические житейские трудности, дает человеку веру и духовные силы. Его у вас нет? Не стоит вам подавать документы в педуниверситет.
Вы интересуетесь математикой, языками или, скажем, компьютерами, техникой, но не интересуетесь людьми: вас не увлекают наблюдения за разными людьми, вы не пытаетесь их понять, разгадать особенности их характеров; не любите художественную литературу, равнодушны к психологии – увы, тогда из вас не выйдет хорошего педагога. Вы можете стать учителем-урокодателем, который прилично знает свой предмет, но безразличен к своим ученикам. Плохим учителем. А в другой области – в научной работе, например, или в бизнесе – вы могли бы достичь значительно большего. Хорошим учителем становится лишь тот, кто интересуется людьми – больше, чем чем-либо другим; кого увлекают психология, внутренняя сложность и непредсказуемость человека. Хороший педагог – всегда человековед.
Педагогическая профессия может очень много дать «для души»:
- она весьма способствует самосовершенствованию: разумеется, коли есть желание совершенствоваться. Для тех, кто испытывает проблемы в общении, застенчив, зажат, но в то же время полон решимости избавиться от таких недостатков, это самая лучшая профессия;
- педагог постоянно общается с самыми разными людьми, разного возраста: его работа – непрерывное общение. А ведь общение совершенно необходимо человеку, он не может жить без него – словно без воздуха. Учителю не нужно в свое свободное время искать себе где-то друзей: его друзья – его ученики;
- как я уже сказал, это ответственная работа, идеальная для тех, кто хочет работать именно творчески, постоянно думать, искать, принимать нестандартные решения. Если же вы хотите автоматически-легкого, привычно-размеренного труда, эта профессия вам не подходит;
- за один день в школе происходит нередко столько событий, что иному их хватило бы на год. Что ж, хорошее дело для активных натур, для тех, кто любит неожиданности и, кто хочет приключений;
- это одна из тех профессий, которые дают жизни содержание и смысл. Более того, эта работа может стать главным содержанием и смыслом жизни – и даже сделать человека счастливым;
- наконец, преподавание – объективно очень важная профессия, и, когда вы в нем кое-чего достигнете, вы будете ощущать себя по-настоящему нужным, полезным и значительным человеком: хороший учитель в жизни своих учеников значит очень много.
Кто выбрал педагогическую профессию не по призванию, поистине добровольный мученик. Учитель каждый день приходит к детям: и как же они его не будут уважать, или даже презирать? Смеяться над ним? Это профессия опасная: она может помочь человеку выстроить свою Личность, но именно поэтому может личность и разрушить.
Учительство имеет ряд достаточно очевидных отрицательных черт:
- низкий социальный статус (во всяком случае, в России);
- низкий уровень оплаты;
- непрестижно;
- ограничены возможности карьерного роста;
- отнимает много сил и времени.
Какие нужно иметь способности, чтобы стать хорошим учителем?
А. Эмпатия. Малопонятное для современной науки свойство, которое состоит в умении ощутить состояние (прежде всего, эмоциональное) другого человека будто свое. За счет чего это достигается, непонятно: эмпатия – не наблюдения за людьми и анализ этих наблюдений, не интеллектуальный акт, а чисто чувственный: мы как бы по наитию – внезапно – «вживаемся» в собеседника. Так вот, кто совершенно ее лишен, для кого «чужая душа – потемки», кто туп и глух к эмоциональным состояниям другого, тот не может стать хорошим педагогом.
Б. Чувство такта. Интуитивное умение правильно выбрать тон, слова, вести себя в разных ситуациях и с самыми разными людьми. Отсутствие чувства такта для педагога совершенно недопустимо. Правда, тактичности можно научиться – если очень захотеть.
В. Рефлексия. Тоже таинственная способность, основанная на так называемой совести (которую философы-идеалисты считают «голосом Бога в нас»). Кто-то совершил некий поступок; вдруг, неожиданно для себя самого, его это начинает мучить, он размышляет о своем поступке – и в конце концов понимает, почему так делать нельзя было. Такое «самокопание» и есть рефлексия.
К сожалению, большинство современных людей, «услышав» голос своей совести, выходят из положения очень просто: они его заглушают (болтовней, постоянной занятостью, громкой музыкой и пр.) — и никакой рефлексии не происходит. Если вы такой человек и меняться не собираетесь, вы хорошим педагогом не станете.
Г. Наблюдательность. Склонность внимательно смотреть на людей, их лица, жесты, походку, мимику, анализировать увиденное, делать выводы – порой даже неправильные – всё это совершенно необходимо в педагогической работе. Если такая склонность отсутствует, хорошего педагога из вас не выйдет.
Иногда говорят – есть такое расхожее мнение – мол, хорошим педагогом может стать исключительно бойкий, уверенный в себе человек, который любит и умеет командовать и которого слушаются дети. Неправда. Обывательская точка зрения. Необязательно иметь солидную внешность, громкий голос; необязательно, чтобы вас боялись и подчинялись вам. Дети не марионетки: они склонны слушаться любимого и уважаемого учителя. А это достигается повседневным, порой тяжелым, трудом, зато любовь и уважение учеников дают педагогу много радости и даже счастья.
Количество ошибок в выборе профессии огромно, особенно сейчас. Многие молодые люди не представляют себе ясно ни специфики будущего дела, ни качеств, нужных для успешности в нем. Но так не почувствовать себя на своем месте.
Педагогика – массовая профессия, не боги горшки обжигают. Но, прежде чем решить, взвесьте все «за» и «против», хорошенько подумайте. В жизни главное – семья и работа. А выбрать институт – как выбрать невесту или жениха: конечно, лучше по любви – но и расчет (не меркантильный и сугубо прагматичный, конечно) тоже должен быть, нельзя выбирать вслепую.
Если вы уверены, решились, поставили себе цель – стать Настоящим Педагогом, не сомневайтесь: вы выбрали самую замечательную профессию в мире!